Парку Горького — 93! Как развивалась «фабрика счастливых людей» | Город | Time Out

Парку Горького — 93! Как развивалась «фабрика счастливых людей»

Ксения Попова   12 августа 2021
11 мин
Парку Горького — 93! Как развивалась «фабрика счастливых людей»
Фото: сообщество Парка Горького ВКонтакте

12 августа Парку Горького исполняется 93 года. Сразу после своего открытия он стал популярен среди жителей города. Сегодня это одно из знаковых мест Москвы, которое притягивает москвичей и гостей столицы. Time Out рассказывает, что было на месте парка до 1928 года, кто такая Бетти Глан и как парк менялся на протяжении своего существования.


Парк Горького — это не только территория за аркой Главного входа. В него входят часть территории природного заказника «Воробьевы горы», Нескучный сад и парк искусств «Музеон». Что же было на такой обширной территории до открытия советского парка?

Крымский двор, Андреевский монастырь и дворцовое село

Центральный парк культуры и отдыха имени Максима Горького — а именно так звучит полное название парка — до XIX века находился за чертой города. В XII веке на берегу Москвы-реки основывается первое поселение — Городище. Земли медленно осваиваются, и в XVI веке появляется дворцовое село Воробьево, которое вскоре становится резиденцией царей — туда из Москвы уезжал Иван Грозный, в нем подолгу пребывал Борис Годунов.

Сегодня к главному входу в Парк Горького можно дойти от станций метро Октябрьская и Парк Культуры. В последнем случае придется перейти Москву-реку по монументальному Крымскому мосту. В XVI веке никакого моста не было — только Крымский брод, по которому крымские татары переходили реку во время очередного набега. Немногим позже в районе современного Центрального дома художника располагался Крымский двор Государева Посольского приказа — подворье послов.

Андреевский монастырь. Фото: сайт Парка Горького

В начале XVII века московские рубежи укреплялись, в том числе в районе современного Парка Горького, тогда же возвели Земляной вал — он проходил по современному Садовому кольцу. Остроги (бревна с заостренными концами) и рвы защищали Земляной город от набегов.

С ростом города заселялись и осваивались загородные земли. В середине XVII века у подножья Воробьевых гор построили Андреевский монастырь. Основателем был меценат Федор Ртищев, приближенный царя Алексея Михайловича. Помимо монастыря, он построил Ртищевскую школу, несколько больниц и богаделен — благотворительные заведения того времени.

В XVIII веке обширные земли вдоль Москвы-реки были заняты государевыми и монастырскими слободами, часть земель использовалась крестьянами под огороды. На территории возникали крупные и все еще загородные дворы боярина Стрешнева, князей Троекурова, Одоевского и Голицына. Постепенно усадьбы и прилегающие к ним парки заняли почти всю землю у реки.

Дворянские, царские и губернаторские усадьбы

Самая южная усадьба Нескучного сада называлась «Андреевское» и принадлежала графу Ягужинскому. Недалеко от Андреевского располагалась усадьба Трубецких. Князь Никита Трубецкой купил «дворовое хоромное строение с деревьями, насаженными на берегу Москвы-реки» в 1728 году. Владение называлось «Нескучный загородный дом». Как писал известный москвовед Петр Сытин, во владении Трубецких был разбит парк в «версальском стиле», где были и деревья, подстриженные по последней моде, и гроты, и мостки, и беседки, и даже оранжереи. До сегодняшнего дня сохранилась только каменная Галерея — «Охотничий домик», где сегодня проводятся игры «Что? Где? Когда?».

В XVIII веке Нескучный сад — место притяжения дворянства: в парке проходили гулянья. Вход был платным: каждый приглашенный платил по 1 рублю, в стоимость входил ужин, напитки и «конфекты».

Почему сад Нескучный?

В середине века большая часть сада принадлежала Прокофию Демидову — владельцу крупных горнопромышленных предприятий. Демидов интересовался садоводством: с увлечением изучал ботанику, собирал гербарии, писал исследование о пчелах. Он был человеком богатым и мог позволить эксцентричные выдумки в усадьбе — однажды места гипсовых статуй заняли вымазанные мелом сторожа, которые окликали тех, кто хотел сорвать с клумбы растение. Живые статуи так взбудоражили Москву, что народ повалил в усадьбу Демидова. Считается, что так и появилось название — Нескучный сад.

В XIX веке интерес к дворянским усадьбам проявил Николай I и постепенно выкупал усадьбу за усадьбой — в итоге Нескучном саду появились императорская парковая зона и воздушный театр. В создании последнего принимал участие архитектор Бове, который спроектировал в том числе Большой театр. Воздушным он считался потому, что был устроен на улице и его декорациями были кусты и деревья.

С индустриализацией страны в 1872 году произошло знаменательное событие: через Москву-реку проложили металлический Никольский мост. Он простоял до 1938 года, пока его не заменил Крымский мост.

Александр Головин. «Нескучный сад», 1910-е

В 1890-1905 годах Нескучный сад был резиденцией Московского генерал-губернатора Москвы, великого князя Сергея Александровича Романова. В начале XX века на территории центральной части нынешнего Парка Горького от Крымского моста до Нескучного сада был огромный пустырь. Власти Москвы решили сделать из него свалку, которая стала убежищем безработных и бездомных.

XX век: Всероссийская выставка, Мельников и павильон «Махорка»

В 1920-е годы с установлением советской власти приняли решение провести на месте свалки сельскохозяйственную выставку. Земли у Крымского моста осушили, подвели электричество и водопровод — и в 1923 году открылась Первая Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка. На территории построили 255 здания: 254 — деревянных, одно, павильон «Машиностроения», — железобетонное. На выставке демонстрировались достижения советской промышленности и сельского хозяйства, а гостями стали немецкие, английские и итальянские компании.

Главным архитектором был Алексей Щусев, который позже спроектирует мавзолей Ленина, а генеральный план составил Иван Жолтовский. На выставке представили работы зодчих и скульпторов — Федора Шехтеля, Константина Мельникова и Веры Мухиной.

Самым необычным строением выставки стала «Махорка» Константина Мельникова, которому на тот момент было всего 23 года.

Павильон табачной промышленности стал одним из первых примеров советского авангарда в архитектуре. Планировалось построить одноэтажное здание, однако Мельников создал двухэтажное строение с винтовой лестницей и предложил демонстрировать цикл производства махорки не по горизонтали, а по вертикали.

Константин Мельников у павильона Махорка, 1923 год

Самым необычным строением выставки стала «Махорка» Константина Мельникова, которому на тот момент было всего 23 года. Павильон табачной промышленности стал одним из первых примеров советского авангарда в архитектуре. Планировалось построить одноэтажное здание, однако Мельников создал двухэтажное строение с винтовой лестницей и предложил демонстрировать цикл производства махорки не по горизонтали, а по вертикали.

Парк культуры и отдыха: почти такой, как сегодня

В 1928 году было принято постановление Президиума Моссовета №25 «О создании парка культуры и отдыха на месте бывшей сельскохозяйственной выставки». Главным архитектором парка был назначен все тот же Константин Мельников — он спроектировал партер парка. По его плану в центре должен был появиться фонтан. Правда, его так и не сделали, но уже в 1930-х на указанном архитектором месте появился фонтан проекта Власова.

О создании парка много писали в прессе. Жители Москвы обсуждали, каким он будет и принимали участие в создании: на субботниках и воскресниках москвичи помогали разбивать дорожки, разбирать здания и даже выкорчевывать пни.

Парк культуры и отдыха открылся 12 августа 1928 года в 12:00. В день открытия туда пришло более 100 тысяч человек. «Людские потоки идут по аллеям, павильонам, выставкам, площадкам — бесконечное людское море…», — писали в газете «Московский день» уже 14 августа. Вход в парк день открытия был бесплатным, а затем установили цену в 10 копеек за разовое посещение или 50 рублей за сезонный билет.

Парк Горького в 1931 году. Фото: wikimedia

В парке каждый должен был «найти себе занятие по душе» — так звучала его концепция парка в 1920-1930-е годы. Надо сказать, что тогда праздный отдых не поощряли, поэтому досуг был неотрывно связан со спортом, а также культурным и научным просвещением. «Охотничий домик» в Нескучном саду был перепланирован в «Поплавок» и «Самоварник», где разместились чайно-закусочные заведения. В южной части Нескучного сада создали Городок однодневного отдыха с физкультурными и танцевальными площадками. Построили в парке и читальню. «В читальне — удобные плетеные кресла и книги. Небольшие книжки выдаются без документов», — писали в газетных заметках.

К осени 1928 года оказалось, что парк не справляется с нагрузкой и не готов к зимнему сезону. Тогда руководство было отстранено, а новым директором стала Бетти Николаевна Глан. При ней парк стремительно развивался и наступила его «золотая эпоха».

Новая директриса была сторонницей самых разных мероприятий и активностей. Во времена Глан парк стали называть «фабрикой счастья», «фабрикой переделки сознания», «зеленым университетом» и даже «пропагандистом нового быта». В это же время, несмотря на возражения ряда партийных работников, здесь установили обнаженную скульптуру архитектора Шадра «Девушка с веслом».

«Девушка с веслом». Фото: mos.ru

В парке уже тогда были открыты Ленинская площадка, аттракцион «Спиральный спуск» и театр. Для детей работали Детский городок и ясли — с 1928 года.

«Ребят до четырех лет можно оставить в яслях. Здесь их накормят и уложат спать в маленькие кровати с белоснежным бельем. Десятки забав в детском городке, где улыбаются довольные личики детишек. Ребенок остается в яслях, а мать идет осматривать парк», — писала газета «Московский день».

Бетти Глан завершила проект постройки дома однодневного отдыха. Здания располагались в южной части Нескучного сада: это были отдельные домики для отдыхающих.

Путеводители от Бетти Глан тоже сохранились. Отдыхали здесь по расписанию: в 9 утра проходили регистрация гостей, душ и групповые занятия гимнастикой, в 10 — завтрак, после — прогулки на воздухе, спортивные игры, сдача ГТО или катание на велосипедах. Потом постояльцы могли позагорать, полежать рядом с рекой, сходить на экскурсию или развлечься на аттракционах. В 14 начинался обед, с 15 до 16 проходил час тишины, в 16 уже начинался полдник. После приема пищи можно было сходить на уроки танцев, пения или сценического искусства. Заканчивался день посещением театра, кино или детского цирка «Для ребят».

В 1932 году парк меняется: над новым проектом работает архитектор Власов. Он проектирует Пушкинскую набережную. В 1930-е годы замысел архитектора воплотился: временные постройки были снесены, система фонтанов на центральной площади построена, а набережную одели в гранит. В 1934 году парк получил имя Максима Горького — писатель вернулся в СССР из Италии в 1932 году.

Колоннада центрального входа, 2016 год. Фото: wikimedia

Английский писатель Герберт Уэллс посетил Парк в 1934 году, который он назвал «комбинатом культуры». Директор Бетти Глан провела для писателя экскурсию по парку, и он был поражен. «Вы директор не только парка, вы директор фабрики счастливых людей», — сказал тогда Уэллс.

Герберт Уэллс посещает Парк Горького, 1934. Фото: russiainphoto

В военные годы парк продолжал работать. В первые годы здесь проводились конкурсы по метанию гранат, шло обучение противовоздушной обороне, а в 1943 году состоялась выставка трофейного вооружения. В послевоенные годы Москву стали восстанавливать: в Парке Горького первым делом занялись павильонами и перестройкой розария с фонтаном — в годы войны цветы вымерзли.

Монументальная 18-метровая Арка Главного входа из 24 колонн появилась только в 1955 году. Концепция парка как места культуры и отдыха сохранилась: в 1958 году здесь установили 52-метровое колесо обозрения, в 1979-м к Олимпиаде-80 появился свето-музыкальный фонтан.

В 1990-е парк приходит в упадок, и набережная беспорядочно застраивается аттракционами. Демонтировали их только в 2011 году, когда началась реконструкция. Тогда же возобновился выход газеты «Первая парковая», а заказник «Воробьевы горы» вошел в состав Парка Горького.

Как Парк отпразднует 93-й день рождения

В день рождения в Арке Главного входа зазвучат голоса молодых исполнителей как отсылка к событиям прошлого. В парке всегда играла музыка своего времени: в 1920-е и 1930-е здесь танцевали под джазовые биг-бэнды, в 1960-е продавали западные грампластинки. Также в Музее Парка Горького будет открыта выставка снимков столицы «Моя Москва» авторства Кирилла Симакова.