Пестрая бродвейская сказка: рецензия на фильм «Злая: Сказка о ведьме Запада» | Кино | Time Out

Пестрая бродвейская сказка: рецензия на фильм «Злая: Сказка о ведьме Запада»

Дмитрий Евстратов   5 декабря 2024
4 мин
Пестрая бродвейская сказка: рецензия на фильм «Злая: Сказка о ведьме Запада»
Фото: архивы пресс-служб
На больших экранах можно посмотреть мюзикл «Злая: Сказка о ведьме Запада» — киноадаптацию бродвейской постановки о ведьмах-подружках, которые стали непримиримыми врагами. Лента вышла в один день с сиквелом «Гладиатора», и зрители тут же окрестили это соседство на манер прошлогоднего «Барбенгеймера» — «Зладиатором». Редактор рубрики «Кино» Time Out Дмитрий Евстратов рассказывает, как в пестрой предновогодней сказке уживаются веселые песни и пляски с мыслями о ксенофобии и природе зла.

В нулевые мюзикл, основанный на романе Грегори Магуайра, взорвал Бродвей. Зрители и критики выходили с представлений с разными эмоциями, но интерес к постановке не угасал. Запуск киноадаптации планировался еще в 2009 году, но, как и «Гладиатор 2», все никак не мог стать реальностью. Очередные новости о фильме появились в конце 2010-х, как ни странно, после провала мюзикла «Кошки», еще одного детища Universal.

«Злая» начинается с празднования в стране Оз. Умерла злая ведьма Запада Эльфаба (Синтия Эриво), в честь чего Добрая ведьма Севера Глинда (Ариана Гранде) сжигает, на секундочку, чучело своей соперницы. За танцами, песнями и весельем скрывается грустная история: оказывается, много лет назад ведьмы были лучшими подругами. Началу этой дружбы и посвящена «Злая», которая ровно через год обзаведется сиквелом.

История начинается в волшебном университете, куда Глинда приходит амбициозной девушкой во всем розовом. Она не признает авторитетов и старается быть лучшей. Эльфаба же, рожденная в родительской нелюбви, да еще и к тому же зеленой, чувствует себя изгоем. Поступать в институт она вовсе не намеревалась — провожала свою сестру-инвалида, но, едва приметив несправедливость, разозлилась и не удержала в себе магию. Это заметила преподавательница и предложила Эльфабе место на курсе. Уже после этого ведьма столкнулась с буллингом и увидела во всей красе мир, в котором до власти дорвался очередной шарлатан. 

«Злая», как и бродвейский мюзикл, вдохновлен «Волшебником страны Оз». Любопытно, что это не единственная адаптация книг о сказочном государстве, которой суждено выйти этой зимой, — 1 января в российском прокате появится «Волшебник Изумрудного города. Дорога из желтого кирпича». Американская лента уже стала хитом в прокате и рекордсменом среди экранизаций бродвейских мюзиклов по кассовым сборам. Более того, «Злая» с легкостью превзошла «Гладиатора 2» и уверенно идет к миллиарду долларов — немыслимые показатели для такой адаптации.

Что же помогло картине обрести успех? Помимо бешеной популярности, даже культа бродвейской постановки, «Злая» — фильм чумовой красоты. Она пестра и ванильна: разноцветные причудливые декорации, отчасти бутафорские предметы интерьера, необычные постоянно сменяющиеся костюмы главных героев и массовки — лента, хоть и почти полностью создана благодаря CGI, не стесняется этого и выставляет преимуществом. Вероятно, мы еще услышим о технических достижениях создателей на грядущем «Оскаре».

Но атмосфера карамельной сказки ни в коем случае не должна смущать — это драматически выверенное кино о ксенофобии и природе зла. Первая часть будущей дилогии похожа на прокачанный современный злодейский ориджинал, с помощью визуальных контрапунктов демонстрирующий, что зло не бывает однозначным. Оно может быть рождено из всесторонней нелюбви, придумано кем-то, кто имеет власть и возможности влиять на умы других людей, или, в конце концов, лишь прикидывается таким в обществе, где кардинально сдвинуты ценностные ориентиры.

Еще одна причина успеха — точный кастинг. На центральные роли приглашены две поющие звезды. И если в актерском таланте Синтии Эриво вряд ли кто-то сомневался, то трансформирующаяся по ходу фильма из надменной розовой львицы в сострадающую подругу Ариана Гранде и удивляет, и восхищает. На втором плане тоже немало больших актеров: Мишель Йео, Джефф Голдблюм, Питер Динклейдж и другие.

За чудесными музыкальными номерами, драматической глубиной и яркими красками почти трехчасовой хронометраж не ощущается, но временами «Злая» дает сбой. Как и большинство масштабных полотен, она наверняка выиграла бы от небольших сокращений, особенно учитывая, что впереди зрителей ждет вторая часть. Главное, не отказаться от дилогии еще до ее просмотра — уж очень велик соблазн обойти стороной, казалось бы, очевидного представителя сказочной волны. Но, поверьте, «Злая» в ней обязательно выделится.

Оценка Time Out: 4 из 5