Время первых: Пионеры российского и советского кино
Первый киносеанс в России — 4 мая 1896 года
Кино в Российской империи появилось уже спустя четыре месяца после первых парижских публичных показов синематографа братьев Люмьер на бульваре Капуцинок. В апреле 1896 года в Петербург завезли первые кинематографические аппараты — почетный гражданин города В.И. Ребриков попросил у Императорского двора разрешения на киносъемки коронационного процесса. А уже 4 мая в театре петербургского сада «Аквариум» состоялась первая демонстрация синематографа Люмьеров. Публика воочию наблюдала за несколькими короткими фильмами, снятыми во Франции. Приурочили это к театральной премьере водевиля «Альфред-Паша в Париже». Московские же показы тоже состоялись в мае, но чуть позже.
Хотя первые публичные показы французских фильмов в императорской России никак не относятся к отечественному кино, не отметить факт появления необходимой аппаратуры, энтузиастов и новых знаний невозможно. С этого началась эра кино в нашей стране.
Первый российский фильм — «Понизовая вольница» («Стенька Разин»), 1908
К 1908 году в одной только Москве насчитывалось более 70 кинотеатров, но смотрели российские зрители преимущественно зарубежные фильмы и редкие документальные отечественные проекты для местного показа (лишь несколько копий для двух-трех городов).
Иностранные производители старались удерживать монополию на производство киноаппаратуры и фильмов, ограничивая экспорт в том числе и Россию. Впрочем, зарубежные ленты не всегда пользовались зрительским спросом, поэтому съемки картин, понятных русскому человеку, были вопросом времени.
Настало оно в тот же год. Петербургское киноателье Александра Дранкова, кинопредпринимателя и фактически первого продюсера дореволюционной России, выпустило короткометражный фильм «Понизовая вольница» («Стенька Разин») — экранизацию фрагмента одноименной пьесы Василия Гончарова. Драматургу требовались небольшие киноиллюстрации к пьесе о разбойнике, захватившем персидскую красавицу, поэтому он обратился за помощью к Дранкову. Тот, в свою очередь, убедил Гончарова в необходимости съемок полноценного короткометражного фильма.
Премьера «Стеньки Разина» оказалась громкой, вызвав несколько скандалов из-за авторских прав. Показы также привлекли внимание прессы. Вот, к примеру, отрывок из газеты «Вестник кинематографов в Санкт-Петербурге»:
«Из новинок за прошлую неделю отметим картину “Стенька Разин”. В техническом отношении она исполнена прекрасно. Видно, что г. Дранков в совершенстве постиг дело фотографирования; жаль только, что лента коротка, — сюжета хватило бы на несколько сот метров. Прекрасно снят вид на Волгу и флотилию лодок с разбойниками; очень интересна картина в лесу, а также и последний момент, когда Стенька бросает княжну в Волгу».
Первый российский полнометражный фильм — «Оборона Севастополя», 1911
Десятилетнее отставание российской кинопромышленности от европейских киношкол начинает стремительно сокращаться с появлением крупных киноателье в больших городах. Продюсеры осознавали, что спрос на кинематограф растет и этим нужно пользоваться. В 1910 году драматург и сценарист Василий Гончаров предложил Александру Ханжонкову, одному из пионеров российского кино, снять «беспрецедентно» длинный и масштабный фильм об обороне Севастополя в ходе Крымской войны.
Ханжонков в успех такого проекта не верил и поставил Гончарову особое условие: режиссер должен заручиться императорской поддержкой. По замыслу продюсера, Гончарова должны были отправить восвояси, но совершенно внезапно тот вернулся в Москву не только с императорским благословением, но и с обещаниями в финансовой поддержке из государственной казны.
Сложная картина с множеством батальных сцен в итоговом варианте длилась 1 час 40 минут и очень понравилась Императору. Ханжонков после премьерного показа вспоминал:
«Для меня было приятной неожиданностью, когда в зале раздались аплодисменты, и царь остановился около меня и поблагодарил за труды».
Позднее создатели ленты были вознаграждены. И было за что — «Оборона Севастополя» сегодня считается новаторским фильмом своего времени, одной из первых крупных полнометражных картин в истории мирового кино, в которой были применены натурные съемки на воде.
Первый российский мультфильм — «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами», 1912
Годом позже зародилась и российская мультипликация. Биолог по образованию Владислав Старевич в детстве увлекался фотографией, поэтому пройти мимо появившегося в конце XIX века синематографа никак не мог. Работая в краеведческом музее, он пробовал снимать небольшие обучающие фильмы, в том числе и документалку Lucanus Cervus — ленту о жуках-оленях, борющихся за самку. Сначала он пытался снять непосредственно жуков, но из-за освещения самцы становились пассивными. Старевич решил эту проблему виртуозно: сделал из панцирей жуков муляжи и снял сцены покадрово. Это был один из первых в мире кукольных мультипликационных фильмов, но без широкого проката.
Однако мультфильм увидел кинопредприниматель Александр Ханжонков, и уже в 1911 году Старевич работал в киноателье известного продюсера.
Первым делом режиссер принялся художественно совершенствовать свой документальный мультфильм. В появившейся на экранах в апреле 1912 года «Прекрасной Люканиде, или Войне усачей с рогачами» Старевич использовал все ту же покадровую съемку, гротескно пародируя средневековые рыцарские романы.
Король страны рогачей Цервус вместе с королевой Люканидой проводят пышный бал, гостем которого становится граф Герос из страны усачей. Во время торжества между Люканидой и Геросом возникает искра, а Цервус, замечая это, вызывает усача на дуэль. Битва жуков на мечах впоследствии оборачивается кровопролитной войной между рогачами и усачами.
Мультфильм имел бешеный успех у зрителей и демонстрировался аж до середины 1920-х годов, то есть более десяти лет. В послереволюционный период работа Старевича получила другое название — «Куртизанка на троне». Спустя годы мультфильму вернули правильное историческое название, а на столетний юбилей ленты Госфильмофонд отреставрировал ее и озвучил.
Первый советский звуковой фильм и первый фильм, награжденный на международном кинофестивале — «Путевка в жизнь», 1931
Звук в кино стал постепенно появляться в 1920-е годы. Сначала озвучка носила экспериментальный характер, а в 1927-м с выходом «Певца джаза» звук прочно обосновался в голливудских проектах.
Как и за океаном, в Советском Союзе было много скептиков звукового кино, а ведущие кинематографисты, даже Эйзенштейн, выражали серьезную озабоченность. По их мнению, звук мог уничтожить кинематограф как отдельный самобытный вид искусства. Из-за этого запатентованная в 1928 году советским изобретателем Павлом Тагером система звукового кино с оптической совмещенной фонограммой не пользовалась популярностью у мэтров.
Зато привлекла внимание режиссеров второй волны, одним из которых был Николай Экк.
Для начинающего режиссера «Путевка в жизнь» стала лишь третьим проектом в фильмографии и, безусловно, самым важным. Не только потому, что это первый в СССР звуковой фильм, но и благодаря тематике. «Путевка в жизнь» посвящена так называемым «отбросам общества», о которых тогда еще было не принято снимать кино. Основанный на опыте подмосковной Болшевской трудовой коммуны в перевоспитании беспризорных подростков в первые годы советской власти, фильм стал большим откровением для элиты советского кино. Кто такой Экк? Как ему так легко удалось освоить методику звукового кино? Оказалось, что в будущем режиссер еще раз станет пионером советского кино, но это уже совсем другая история.
Более того, картина Экка попала и в конкурсную программу первого крупного международного кинофестиваля в Венеции, а постановщик и вовсе получил от жюри фестиваля особую награду за лучшую режиссуру. «Путевку в жизнь» вообще можно считать одним из главных первопроходцев советского кино — это и первый звуковой фильм, и первая лента, представленная на международном кинофестивале, и первая картина, завоевавшая на нем награду.
Первый цветной советский художественный фильм — «Груня Корнакова», 1936
Останавливаться на достигнутом Николай Экк не планировал. После съемок первого звукового фильма в Советском Союзе он начал работу над первым цветным художественным фильмом — системы цветопередачи в кино совершенствовались стремительными темпами.
Первые эксперименты с цветом в отечественном кино проводились задолго до Экка. В 1909 году появился раскрашенный вручную немой короткометражный фильм «Ухарь-купец». Время от времени в небольших кинотеатрах в отдельных городах выходили документальные цветные работы — к примеру, «Праздник труда», 1930. А в 1925-м Сергей Эйзенштейн снимает «Броненосец “Потемкин”»: в одной из сцен появляется красный флаг — символ революционной борьбы. Это, пожалуй, самый известный цветной кадр эпохи черно-белого кино.
Однако в историю вошла другая дата. 11 июня 1936 года в московском кинотеатре «Художественный» состоялась премьера первого цветного художественного фильма в истории СССР — «Груня Корнакова» (рабочее название — «Соловей-соловушко») режиссера Николая Экка. Главные героини картины — бунтующие работницы большого фарфорового завода в дореволюционной России. В том числе и бесстрашная Груня Корнакова, отец которой погибает во время пожара, устроенного владельцем фабрики ради страхового возмещения.
Цветным фильм получился благодаря технологии «бипак», применяемой в первых системах цветного кино — «Синеколор» и «Техниколор». Подобная технология была разработана оператором Федором Проворовым на основе американских аналогов и не требовала серьезных финансовых затрат. Правда, в прокате полностью цветным фильм удалось увидеть далеко не всем зрителям — всего было напечатано 60 цветных фильмокопий, а остальной тираж состоял из копий, напечатанных на черно-белой пленке.
Первый советский фильм, победивший на крупном международном кинофестивале — «Летят журавли», 1958
Советское кино признавали и уважали во всем мире, поэтому включение отечественных лент в программы престижных международных кинофестивалей было вполне естественно. Речь идет, конечно, о большой тройке смотров: Канны, Венеция и Берлин. При этом в столице современной Германии советские фильмы стали появляться только с 1975 года.
К тому моменту жюри Канн и Венеции уже успели наградить главными призами двух советских режиссеров. Первопроходцем стал Михаил Калатозов с драмой «Летят журавли». В 1958 году триумф отечественной черно-белой ленты на Каннском кинофестивале приняли сдержанно. В СССР вышло лишь несколько заметок, в которых не указывались ни режиссер, ни сценарист. С тех пор советские и российские ленты не награждались «Золотой пальмовой ветвью» Каннского кинофестиваля.
Через четыре года, в 1962 году, успеха со своим дебютным полнометражным фильмом добился Андрей Тарковский — «Иваново детство» завоевало «Золотого Льва» Венецианского кинофестиваля.
Первый советский художественный фильм-обладатель премии «Оскар» — «Война и мир», 1967
Для многих зрителей приоритетным знаком качества является премия «Оскар». По понятным причинам главную награду Американской киноакадемии отечественным фильмам получить трудно.
Во времена СССР сразу несколько фильмов, созданных на просторах необъятной, претендовали на золотую статуэтку в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» — и три из них в итоге ее завоевали. Первым оказалась масштабная киноэпопея режиссера Сергея Бондарчука «Война и мир». Экранизация великого шедевра русской литературы состояла из четырех частей и на момент съемок была самой высокобюджетной картиной советской кинематографии.
15 апреля 1969 года в Лос-Анджелесе фильм Бондарчука был назван лучшим фильмом на иностранном языке. В этой номинации «Война и мир» обошла работы Милоша Формана, Франсуа Трюффо и Марио Моничелли.
При этом режиссер награду получить не смог — он был занят на съемках своего следующего фильма, поэтому статуэтку от лица всей съемочной команды приняла Людмила Савельева. Позднее успеха на премии Американской киноакадемии добились советско-японская копродукция «Дерсу Узала» (1976) и «Москва слезам не верит» (1981).
Впрочем, до вдохновенной работы Сергея Бондарчука советский фильм уже получал премию «Оскар», но в категории «Лучший документальный фильм». В 1943 году награда досталась ленте советских военных кинооператоров Ильи Копалина и Леонида Варламова «Разгром немецких войск под Москвой».