Спасение утопающих: смотреть или не смотреть сериал «Плейлист волонтера»
В чем сюжет

Миша Штапич (Иван Янковский) нес алименты жене, с которой развелся после шести лет брака. Ему разбили голову, ограбили — и вот герой лежит на железнодорожных путях, пока полицейский вызывает бригаду из морга. Но Штапич жив. Поднявшись с трудом, он добирается домой, чтобы выяснить: по просьбе матери его всю ночь искали волонтеры. В тот же день он присоединяется к поиску пропавшего ребенка — и остается в отряде надолго, пытаясь заткнуть дыру в душе и понимая, что многие его друзья по ночам ищут людей ровно по тем же причинам. Старший в отряде Жора (Шамиль Хаматов) изменяет жене с пресс-атташе Соловьевой (Евгения Громова), Хрупкий (Дмитрий Чеботарев) много пьет и пытается помириться со своей девушкой, у Ляли (Марго Адаева) отец постоянно уходит в запои, а Кукла (Мила Ершова), к которой Штапич неравнодушен, безответно влюблена в Жору.
Почему надо смотреть

В 24 года журналист Артем Ляшенко приехал делать репортаж об упавшем в лесу вертолете и увидел впервые, как работают волонтеры отряда по поиску пропавших людей — на гигантском торфяном болоте. Это настолько поразило его, что следующие четыре года Ляшенко постоянно работал с отрядом поисковиков и не оставил этого занятия по сей день. В 33 года журналист под псевдонимом Мршавко Штапич, что на сербском языке значит «худой дрищ», написал роман «Плейлист волонтера» — жесткую, местами очень неприятную книгу о волонтерских буднях.
Главный ее герой — алкоголик, бабник и вообще человек, не вызывающий симпатии. Его окружают люди с глубоким внутренним надломом, выражаются все исключительно матом, а каждая глава сопровождается какой-нибудь песней. Книга вошла в шортлист «Национального Бестселлера», многие поисковики обиделись, а спустя два года на сервисе ОККО выходит экранизация книги, суть которой сам автор описывал так:
«Поиски пропавших, много разных кейсов, мертвые дети, мертвые взрослые, живые дети, живые взрослые, слезы, пот, любовь, водка, пиво, виски. Все. Все ровно так. Никакой драмы нет. Ублюдок остается ублюдком».

Разумеется, сериал намного менее радикален, чем роман. Сценаристы вообще смягчили многое, включая характер главного героя: Штапич остается не самым приятным парнем, но не более того — как и все его коллеги. На нервах они много курят и много пьют, изменяют мужьям и женам, ссылают в интернат собственных детей, чтобы не мешали искать чужих, — в общем, святых в поисковый отряд маленького городка явно не завозили. Однако и назвать их плохими людьми язык не поворачивается. Просто люди — с нормальными человеческими реакциями на смерть и боль, на свои травмы, на окружающую, не особенно хорошую жизнь.
Собственно, человеческий фактор — центральная темой «Плейлиста волонтера» в формате сериала, поскольку работа у поисковиков появляется не сама по себе. Мальчик и девочка любят друг друга, а их родители ненавидят. Мать скрывает от всех и от самой себя психиатрический диагноз сына. Никто не умеет слушать друг друга. Все лгут. Цена этого — оборвавшиеся жизни, бессонные ночи волонтеров, нервные срывы. При этом сериал не дает оценок ничьим поступкам и вообще мало вдается в детали.
Пожалуй, поверхностность, с которой создатели подходят к историям всех своих героев, кроме Штапича — главный недостаток «Плейлиста волонтера». Например, какие грехи замаливает перед своей девушкой Хрупкий? Где он работает — с учетом того факта, что ездит герой Дмитрия Чеботарева на Saab, а живет в коммуналке?

Ответов на эти вопросы нет. Сериал обходит стороной абсолютно всю житейскую конкретику, включая причины, по которым поисками пропавших в нашей стране занимаются сами граждане, а не государственные структуры. Единственное, что остается в кадре — личные взаимоотношения: любовь, измены, столкновения характеров в самый неподходящий момент, попытки решить по-человечески то, что надо бы решать по правилам. Проблема ли это? Нет — точно так же, как непривычно темная картинка: какая жизнь, такое и изображение. «Плейлист волонтера» не предлагает зрителю откровений об устройстве общества. Он просто констатирует факт: спасать других — очень часто значит спасаться самому. И лучше делать это сообща, чтобы не утонуть, не замерзнуть и вернуть другого человека домой живым.
В подготовке материала были использованы кадры из сериала.