Победители и побежденные: чем закончился обновленный «Золотой глобус» | Кино | Time Out

Победители и побежденные: чем закончился обновленный «Золотой глобус»

Дмитрий Евстратов   9 января 2024
5 мин
Победители и побежденные: чем закончился обновленный «Золотой глобус»
Фото: Getty Images
В ночь с 7 на 8 января в Лос-Анджелесе прошел «Золотой глобус» — первое крупное событие наградного сезона. После нескольких лет волнений престижная премия вернулась в привычный формат, но с несколькими нововведениями. Рассказываем о том, как прошел «Золотой глобус»: что изменилось, кто победил и что будет дальше.

Обновленная премия

Последние годы оказались для «Золотого глобуса» одними из самых сложных за почти 80-летнюю историю премии. Ассоциацию иностранной прессы Голливуда обвиняли то в коррупции, то в отсутствии прозрачности, то в недостаточном расовом и гендерном разнообразии голосующих и кандидатов. К тому же на телевизионные рейтинги негативно повлияла пандемия и бойкоты звезд. 

Глобальные реформы назрели сами собой — за организацию «Золотого глобуса» в этом году отвечала компания Dick Clark Productions and Eldridge, поставившая премию на коммерческие рельсы. Изменения коснулись состава голосующих: предыдущий был полностью расформирован, а в новый вошли 300 журналистов из 75 стран.

Вместо пяти номинантов в каждой категории теперь было представлено по шесть. Также организаторы добавили две новые категории: «Лучшее стендап-шоу» и «Лучшее кассовое достижение». Последняя — из разряда так и не закрепившейся оскаровской номинации «Лучший блокбастер». Все для того, чтобы охватить как можно больше проектов и привлечь аудиторию.

Попытка оказалась довольно успешной. Трансляцию впервые с 1982 года вел телеканал CBS (ранее премия демонстрировалась в прямом эфире NBC). По данным Variety, количество зрителей «Золотого глобуса» выросло на 50% по сравнению с прошлым годом. Всего церемонию посмотрели 9,4 млн человек. Впрочем, достигнуть показателей 2020 года организаторам все равно не удалось — тогда в прямом эфире ее смотрели 18 млн зрителей.


Кто победил

Структура церемонии осталась прежней. Сначала звезды привычно прошли по красной дорожке. Тренд этого года — розовый. В цветах «Барби» на «Золотой глобус» явились Марго Робби, Дженнифер Лопез, Хейли Стайнфелд и Хантер Шафер. Яркие образы продемонстрировали Хелен Миррен и Бри Ларсон — они пришли в лиловом, ненароком отсылая к другому номинанту этого года, мюзиклу «Цветы лиловые полей».

Впрочем, обсуждение образов на красной дорожке в этом году ушло на второй план. Гораздо больше зрительские умы и сердца волновали события внутри отеля The Beverly Hilton. Причем вовсе не вручение наград, а мимолетный поцелуй Тимоти Шаламе и Кайли Дженнер, взорвавший соцсети.

Непосредственное вручение призов прошло весьма прозаично. Соперничество «Барби» и «Оппенгеймера» за кассовые сборы ожидаемо трансформировалось в битву за награды. Правда, если в коммерческом противостоянии победа досталась ленте Греты Гервиг с полумиллиардным превосходством, то в художественном верх взял «Оппенгеймер». Фильм Кристофера Нолана предсказуемо стал хитом вечера, собрав статуэтки сразу в пяти номинациях: «Лучший фильм (драма)», «Лучший актер», «Лучший режиссер», «Лучший саундтрек» и «Лучшая мужская роль второго плана». Именно такой исход прогнозировался перед церемонией. Сомнения возникали в актерских номинациях: Роберт Дауни младший соперничал с Райаном Гослингом («Барби»), а Киллиан Мерфи — с Брэдли Купером («Маэстро»), но голосовавшие журналисты встали на сторону звезд «Оппенгеймера».

«Барби» же достались куда более скромные награды, несмотря на то, что фильм установил абсолютный рекорд по количеству номинаций за всю историю премии. Из десяти в итоге сыграли две, и то только те, в которых у ленты практически не было конкурентов. Первая — предсказуемый приз за лучшее кассовое достижение. А Билли Айлиш забрала «Золотой глобус» за лучшую песню (What Was I Made For?), опередив Райана Гослинга с I’m just Ken и Дуа Липу c Dance The Night. Да, в этой категории «Барби» заняла ровно половину номинаций.

Лента Греты Гервиг считалась одним из главных претендентов на награду за лучший фильм (комедия или мюзикл), но уступила «Бедным-несчастным» Йоргоса Лантимоса. Картина греческого режиссера также принесла приз за лучшую женскую роль Эмме Стоун. Аналогичная премия в «драматической» категории досталась Лили Гладстоун из «Убийц цветочной луны». Она стала первой женщиной индейского происхождения, получившей «Золотой глобус» за лучшую роль в фильме. Так что теперь на «Оскаре» нас ждет забавное противостояние — Stone vs Gladstone (с англ. Камень против Счастливого камня).

Две другие актерские награды в комедийных категориях получили звезды «Оставленных» Александра Пэйна. Пол Джаматти был назван лучшим актером, а Давайн Джой Рэндольф — лучшей актрисой второго плана. Такой исход прогнозировался чаще всего.

Не обошлась церемония и без сенсаций, пусть и не слишком громких. «Золотой глобус» за лучший сценарий неожиданно забрала Жюстин Трие («Анатомия падения»). Фаворитами считались «Барби» и «Бедные-несчастные». Постановщица вышла на сцену еще за одной статуэткой — «Анатомия падения» получила награду за лучший фильм на иностранном языке. Перед церемонией казалось, что больше шансов имеют «Зона интересов» и «Прошлые жизни», но последний и вовсе остался без наград.

Лучшим анимационным фильмом стало аниме Хаяо Миядзаки «Мальчик и птица», обошедшее мультфильм «Человек-паук: Паутина вселенных». Эта победа примечательна двумя историческими деталями. «Мальчик и птица» — первое аниме, выигравшее «Золотой глобус». Соответственно, и в карьере Хаяо Миядзаки эта награда тоже оказалась первой.

Большинство сериальных наград журналисты распределили между тремя проектами: «Наследники» победили в «драматических» номинациях, «Медведь» — в «комедийных», а «Грызня» — в категории «Мини-сериалы». Вклиниться в этот триумвират смог лишь финальный сезон «Короны». Точнее, Элизабет Дебики, награжденная за лучшую женскую роль второго плана.


Что будет дальше

«Золотой глобус» традиционно открывает наградный сезон. Это первая крупная точка отсчета, после которой становится ясно, какие фильмы будут претендовать на «Оскар», даже несмотря на скандалы последних лет.

Главная тенденция этого года, которую запустила иностранная пресса Голливуда, — абсолютное доминирование «Оппенгеймера». Безусловно, баланс сил еще много раз будет меняться: впереди премия критиков (14 января), премия Британской киноакадемии (18 февраля), а также церемонии награждения профессиональных гильдий. К «Оскару», который пройдет в Лос-Анджелесе 10 марта, сформируется пул фаворитов, но глобально он вряд ли изменится — позиции «Оппенгеймера» в борьбе за основные статуэтки кажутся уж слишком сильными.