Почему Тейлор Свифт не пишет, а перезаписывает (альбомы)
Предыстория
В 2005 году 15-летняя Тейлор Свифт подписала контракт с лейблом Big Machine. Слово big («большой») — в данном случае обманка: на тот момент компания была относительно скромным независимым лейблом. Именно успех Тейлор Свифт помог Big Machine выйти на новый уровень.
Контракт Тейлор и Big Machine длился 13 лет, за это время Свифт выпустила шесть альбомов: дебютный Taylor Swift (2006), прорывной Fearless (2010), собственноручно написанный Speak Now (2010), переходный Red (2012), бестселлер «1989» (2014) и «темный» Reputation (2017). В 2018 году договор истек, и Тейлор Свифт стала работать с Republic Records — именно там вышли ее последние диски: Lover (2019), Folklore (2020), Evermore (2020) и Midnights (2022).
Певица пыталась получить права на мастер-записи своих первых шести работ, выпущенных на Big Machine. Увы, этого сделать ей не удалось, но куда больше Свифт возмутил другой факт: в 2019-м права на ее записи ушли к Скутеру Брауну, менеджеру Джастина Бибера и Арианы Гранде. Это стало последней каплей — оказалось, Тейлор даже не знала, кому именно отдали права на ее творчество. Браун же откровенно высмеивал Свифт и в целом имел не очень хорошую репутацию, поскольку, по слухам, эксплуатировал своих артистов и выжимал из них все силы.
Да, но при чем тут перезаписи?
В сложившейся ситуации записать вышедшее еще раз было лучшим из возможных решений. Вернуть права на свою музыку у Тейлор не получилось, но разве это повод мириться с несправедливостью? Свифт решила пойти другим путем — обесценить купленные Скутером Брауном права. Теперь при желании использовать ее песни в фильме или рекламе проще обратиться к самой певице и взять новую версию.
Свифт стремилась к тому, чтобы вернуть контроль над своим творчеством — и у нее это получилось, пусть немного не так, как она планировала. Поначалу проект казался спорным, но уже после выхода первой перезаписи (Fearless в 2021-м) стало понятно, что Тейлор все сделала правильно. Оказалось, ее старый материал очень даже интересен публике — что уж там, более интересен, чем свежие релизы многих других артистов. Чтобы отличать оригиналы от перезаписей, у новых версий альбомов Тейлор Свифт стоит пометка Taylor’s Version («Версия Тейлор»), к тому же у них другие обложки.
Какие альбомы уже перезаписаны
Ровно половина. В 2021-м Свифт представила сразу два обновленных альбома — Fearless (в апреле) и Red (в ноябре). Певица не просто выпускает старые песни в свежих версиях, но дополняет треклист композициями «из хранилища» — то есть неизданными работами. Часто можно услышать и голоса других артистов: кантри-звезд Кита Урбана и Марен Моррис на новом Fearless, инди-звезды Фиби Бриджерс и кантри-певца Криса Стэплтона на Red, Хейли Уильямс из Paramore и Fall Out Boy на Speak Now.
Наибольший шум наделала перезапись Red. На ней Тейлор представила десятиминутную версию All Too Well, одной из самых любимых поклонниками песен Свифт. Певица также сняла целую короткометражку-клип, в которой снялись Дилан О’Брайен («Волчонок») и Сэди Синк («Очень странные дела»). Говорят, Тейлор посвятила All Too Well Джейку Джилленхолу, с которым недолго встречалась в 2010 году. На это намекают некоторые детали в тексте — например, упоминание шарфа и разницы в возрасте: Свифт тогда было 20 лет, а Джилленхолу — 29. По итогам 2022 года перезапись Red заняла пятое место в списке самых успешных альбомов — Тейлор обскакала даже Гарри Стайлса с его Harry’s House и популярнейший саундтрек к мультфильму «Энканто».
Фанаты Тейлор Свифт шутят, что после «1989» ей осталось переделать только саму себя и собственную репутацию — то есть альбомы Taylor Swift (2005) и Reputation (2017).
Почему именно перезапись «1989» важна
«1989», названный в честь года рождения Свифт, — самый успешный альбом Тейлор во всех отношениях. По данным 2023 года, только в США было продано более 12 млн копий пластинки. «1989» возглавил чарты по всему миру и продержался в них очень долго: начиная с 2014-го, он каждый год попадал в топ-100 самых продаваемых альбомов года в США.
Именно песни с «1989» — пожалуй, самые узнаваемые и громкие хиты Свифт. Например, Shake It Off и Blank Space, до сих пор входящие в десятку наиболее просматриваемых видео женщин-исполнительниц на YouTube. Или Bad Blood — многие вспомнят этот ролик с супергеройской эстетикой и звездным составом (Селена Гомес, Зендея, Синди Кроуфорд, Джессика Альба и многие-многие другие). Или изысканный Wildest Dreams и стильный ретро-клип с участием Скотта Иствуда.
Конечно, такой яркий релиз не мог пройти мимо музыкальных премий. «1989» взял три «Грэмми» — включая главную награду «Альбом года». К слову, уже на тот момент Тейлор один раз выиграла «Альбом года» за Fearless, а потом снова получила эту награду — но уже за пластинку Folklore (2020). На этом фоне другие достижения «1989» вроде «Лучшего поп/рок-альбома» на American Music Awards уже выглядят бледновато, хотя многие музыканты о таком могут только мечтать.
Что нас может ждать
Альбом выйдет 27 октября, то есть ровно в девятую годовщину оригинального релиза. Хотя до премьеры немало времени, новый «1989» уже купили 400 тысяч человек, оплатив предзаказы на сайте Свифт. И это относится только к физическим копиям: страшно представить, что будет твориться, когда пластинка попадет на стриминги.
Как сказала певица, на этот раз она подготовила пять песен «из хранилища» и они ей все очень нравятся. Свифт называет «1989» своей любимой перезаписью: по ее словам, неизданные треки настолько хороши, что она даже не понимает, почему они не попали на оригинальный альбом. Поговаривают, что одна из композиций — дуэт с другой известной исполнительницей (некоторые считают, что это Дуа Липа).
Недавно Тейлор заметили в студии Electric Lady вместе с Кендриком Ламаром, который участвовал в записи ремикса Bad Blood. Это может значить, что на новом «1989 он тоже появится. Райан Теддер, вокалист OneRepublic, выложил в соцсетях сторис с анонсом перезаписи, что многие расценили как намек на его участие — тем более к оригинальному «1989» он тоже приложил руку. А некоторые фанаты надеются, что в новой версии песни Style будет Гарри Стайлс — по их мнению, именно ему Свифт посвятила эту композицию.
Одного объявления оказалось достаточно для новой вспышки интереса к альбому «1989» — пока в старой версии. После анонса количество прослушиваний пластинки подскочило в два с лишним раза — с 6 млн в день до 14 млн. Более того, на этой неделе в Billboard Hot 100 вернулся хит Blank Space, а сам альбом поднялся до 13-й строчки Billboard 200. При этом в топ-10 Billboard 200 входят сразу четыре релиза Тейлор Свифт: перезапись Speak Now (2023), Midnights (2022), Lover (2019) и Folklore (2020). А ее песня Cruel Summer с альбома Lover занимает третье место в Billboard Hot 100. Так что можно уже точно сказать: «1989» возглавит хит-парады, продастся миллионными тиражами и установит парочку рекордов.