Под куполом. 5 запоминающихся фильмов о цирке | Кино | Time Out

Под куполом. 5 запоминающихся фильмов о цирке

Анна Самойлова   15 апреля 2023
5 мин
Под куполом. 5 запоминающихся фильмов о цирке
Кадр из фильма «Воображариум доктора Парнаса», legion-media.ru
15 апреля отмечают Международный день цирка. Это искусство сильно повлияло на язык кино: фильмы немыслимы без трюков, комедии и удивительных ярких красок, пришедших из шапито. Time Out вспоминает 5 картин, рассказывающих о жизни на арене.

«Цирк»
(The Circus, 1928)

Бродяжка Чарли прячется от полицейских и случайно попадает в цирк. Искренний и неуклюжий герой мгновенно влюбляет в себя публику, уставшую от однообразного репертуара. Хозяин разрешает чужаку остаться вместе с труппой. Так получается, что Чарли влюбляется в дочку владельца, но ее судьба уже связана с другим человеком.

Чаплин, как и большинство кинематографистов прошлого века, был хорошо знаком с цирком и его жизнью. С детства он сам выступал в мюзик-холлах, что позволило ему достичь мастерства пантомимы, которое позже он применял в кино. Готовясь к каждой роли, Чаплин, как человек преданный своему делу, самостоятельно придумывал трюки. «Цирк» не стал исключением — перед съемками Чарли обучался эквилибристике.

В «Цирке» есть и достоверное изображение шатерной жизни в конце 1920-х годов. Бедный герой вновь оказывается участником погонь и любовных треугольников. За комедией, как и в других работах великого актера, просматривается гуманистический посыл фильма и история о человеке с неравнодушным к чужим страданиям сердцем.

//youtu.be/aqSOsPQ_P68?t=7


«Уродцы»
(Freaks, 1932)

Бродячий американский цирк путешествует по стране, удивляя зрителей своими номерами. За кулисами течет своя жизнь, скрытая от зевак. Красавица Клеопатра (Ольга Бакланова) и ее грубый и властный жених Геркулес (Генри Виктор) держат в страхе актеров труппы. Особенно они презирают артистов, наделенных физическими увечьями.

Однажды женщина узнает, что влюбленный в нее карлик Ганс (Гарри Эрлс) получает колоссальное наследство. Она решает выйти за него замуж, а затем убить и забрать все деньги.

Название скандально известного фильма задает многозначность прочтения сюжета и образов, которое сохраняется на протяжении всего повествования. Режиссер снимает кино не столько о красоте человеческого духа, которая ценится больше внешнего облика, сколько показывает закулисную жизнь. Отличает «Уродцев» от иных картин про жизнь шапито то, что она снята практически в реальных условиях. Актеры действительно имели опыт цирковых выступлений, а сам Броунинг несколько лет жил с подобной труппой.

//www.youtube.com/watch?v=vJVXTKkjsxA



«Дорога»
(La Strada, 1954)

Деревенская девушка Джельсомина (Джульетта Мазина) живет в нищете. Ее мать, чтобы заработать хоть несколько лир, продает ее бродячему циркачу Дзампано (Энтони Куинн). Робкая героиня смиряется со своей судьбой и покоряется воле грубого мужчины. Они колесят по Италии с представлениями, во время которых Дзампано показывает возможности своего тела, а Джельсомина неуклюже развлекает деревенских, не замечая своего унижения. Ее судьбу меняет встреча с артистом Матто (Ричард Бейсхарт).

Впервые посетив цирк еще в раннем детстве, Федерико Феллини необратимо влюбился в это искусство и даже мечтал связать с ним свою жизнь. Цирковая эстетика находила отражение во многих его картинах. Но наиболее ярко она просматривается именно в «Дороге».

Номера, которые исполняют герои, представляют собой не просто элемент развлечения для кинозрителей — это способ раскрыть характеры. Именно в отношении артистов к публике и выступлениям просматривается сложная эмоциональная динамика, сложившаяся между Джельсоминой и Дзампано. Вместе с тем «Дорога», следуя традициям неореализма, показывает жизнь простых людей в послевоенной Италии.

//www.youtube.com/watch?v=A4Zb8L8GZEs


«Небо над Берлином»
(Der Himmel über Berlin, 1987)

Дамиэль (Бруно Ганц) и Кассиэль — бессмертные ангелы, веками парящие над землей. Они способны слышать мысли людей и своим легким касанием возвращать радость жизни отчаявшимся. Им известно, что тревожит человека, а что приносит ему счастье, но сами они не способны испытать эти эмоции.

Однажды Дамиэль посещает цирковое представление и видит Марион — стройную цирковую акробатку, бесстрашно исполняющую трюки под самым куполом. Тот, кто парит на крыльях, влюбляется в ту, что может быть так легко притянута землей обратно. Ангел готов отказаться от бессмертия, чтобы прожить дни полные тоски, разочарований и надежды рядом с Марион.

В «Небе над Берлином» Вим Вендерс говорит об амбивалентности мира, в котором есть как вечное, так и тленное, надежда и безысходность. Подобная двойственность обнаруживается и в том, как показан цирк. Это место тяжелого труда, неблагодарной работы и прекрасных людей, способных подарить зрителям короткие мгновения счастья, ради которых и стоит жить.

//www.youtube.com/watch?v=qRCtqfd9IWQ


«Воображариум доктора Парнаса»
(The Imaginarium of Doctor Parnassus, 2009)

legion-media.ru

Долгие годы некий доктор Парнас (Кристофер Пламмер) колесит по миру со своим необычным цирком. В его труппу входят лишь трое людей: юная дочь Валентина (Лили Коул), старый друг Парнаса и фокусник (Эндрю Гарфилд), влюбленный в Валентину. Главный герой обладает таинственным зеркалом. Любой, кто пройдет через него, окажется в потустороннем мире наедине со своими подсознательными страхами и желаниями.

Парнас хранит еще одну страшную тайну от своей дочери. Неожиданная встреча с незнакомцем (Хит Леджер), попавшим в беду, приводит к трагическим последствиям и раскрытию секретов.

Цирк в печальной фэнтезийной драме Терри Гиллиама оказывается метафорическим местом столкновения сил зла и добра. Цирковая эстетика, в которой соединяются традиции сценического искусства 1920-1930-х и современных перформансов, придает картине метафоричность, иносказательность, даже вневременность.

//www.youtube.com/watch?v=69gkNz-JpK4