Послушай своих: российские релизы, которые стоит добавить в плейлист в марте
Blues Bastards — Lights Out!
Гитарист Илья Смирнов:
Время выхода альбома буквально определили пандемия и ограничения. Материал был написан ровно год назад, тогда вышел и первый сингл Sugar. Мы готовились к гастрольной «обкатке» по Германии и Австрии, но по понятным причинам тур отменили, а средства и силы бросили на создание собственной внятной студии, где в итоге 70% партий были додуманы и записаны. Из-за пандемии пришлось работать над песнями в стиле студийных продакшн коллективов. Опыт новый, но мы не жалеем. Ситуация вынудила изменить формат, что пошло на пользу нам как музыкантам.
Если говорить о жанровых предпочтениях, нам захотелось уйти от блюз-рока в сторону панка и гранжа, в духе современной британской, голландской и бельгийской сцен. Многие вещи в первом прочтении были написаны под впечатлением от групп типа De Staat, Slaves, IDLES, но впечатления, конечно же, сминались нашими собственными ощущениями звучания и внутренной эстетикой.
Когда дело доходит до аранжировок или изменения структуры, мы творим в атмосфере бесконечного спора и производственной ругани. Хотя многие треки именно на этом альбоме с разбегу понеслись в препродакшн и от джем-прогонов в форму демо — песня Twenty родилась буквально за 30 минут джема Ильи на гитаре и Коли с клочком текста.
Общая тематика релиза — социально-значимые вопросы, завернутые в пролетарскую ненависть с «киплинговским» оттенком. Формы строгие, ритм четкий, ни слога мимо. Содержание — сплошное иносказание, лингвистический пируэт, чтобы избежать вопросов цензуры или проблем с выходом на европейскую сцену.
Мы привыкли, что нас тыкают носом чуть ли не в русофобию и спрашивают: «Для кого вы поете на английском?». Музыка находит отклик на Западе — это укрепляет нашу уверенность в правильности заданного курса. Например, после участия в онлайн-фестивале EKBRUM, объединившим сцены Бирмингема и Екатеринбурга, мы познакомились с художником Brumhaus (Alexander Edwards), и он создал артворк, вдохновившись нашим треком Lights Out!. Мы, конечно, взяли эту работу на обложку.
О вдохновении говорить трудно. Просто пишется и все. Пишется так много, что девать некуда — у нашего вокалиста Николая Шабуневича набралось текстов на два объемных поэтических сборника, в которых четверть произведений — англоязычная. А демок и зарисовок, лежащих в ящике, нам хватит еще на альбом.
Мы сами продюсируем записи. Очень много для того, чтобы сформировать нужный звук, сделал Дима Петренко. Он не только наш барабанщик, но и человек, потративший уйму времени и сил, чтобы привести звук в полный порядок.
Отдельно хочется сказать про трек Wash Your Hands. Мы не стремились попасть в трендовую струю или высказаться на злобу дня. Так уж вышло, что песня была написана за три месяца до появления нулевого пациента с COVID-19. Это всего лишь стечение обстоятельств.
Самые знаковые строчки звучат в закрывающей теме Down! Down!. Это одна из самых древних песен фронтмена группы, которая «шла» до студии восемь лет. Этот трек — поклон творчеству Тома Уэйтса:
She’s passing through her life
With a senseless stupid smile.
Making water from a wine,
Selling dollar for a dime.
Строчки говорят о тщетности действий во имя великий целей или одержимости какой-то идеей. Это про нас. Мы просто любим делать музыку.
РИЧ — «Рутений»
Ричард Семашков:
«Рутений» задумывался как альбом, который отразит всю сложность и противоречивость русского человека со всеми его потерями, блужданиями, вспыльчивостью и восторгом от того, что он жив. Это некое путешествие по его душевным и духовным закидонам. Герой то спивается в деревне, то представляет, как взорвал бы царя, если бы был эсером, то сбегает от жены и описывает эмоции от этого, то прыгает с балкона, подражая поэтам-имажинистам. А после у него умирает отец, и, не зная, куда от этого деться, он возвращается в город, в котором вырос.
Гости на альбоме также неслучайны. Каждый из приглашенных артистов — Хаски, «Хадн дадн», 25/17 и bollywoodFM — ставил перед собой подобную задачу нарисовать человека, которому было суждено родиться в месте, где жара сменяется морозом, а простодушный восторг — экзистенциалочкой. Альбом скорее трип-хоповый, нежели хип-хоповый, и его лучше слушать целиком, чтобы картинка была полной. А некоторые припевы потом надолго останутся в голове.
«Белый дым» — песня, которая, наверное, лучше всего представляет этот альбом. Я ее написал, когда проводил зиму на Вятке, с достаточно сильного похмелья, пока шел с утра в магазин. Тот момент, когда сочиняешь максимально простой припев и он оказывается лучшим решением.
Идея написать трек про эсеров («Сон эсера») у меня возникла лет пять назад, когда я прочитал книгу со всеми произведениями террориста Бориса Савинкова. В то же время я придумал строчки: «Не спрашивай меня, как провел я этим летом, если видел, как взлетает министерская карета». Спустя пять лет я вернулся к этой задумке и понял, что куплет Хаски придется в тему, тем более что в те далекие времена именно он подсунул мне эту книгу.
Думаю, «Папа» — самая пронзительная песня с альбома. Я не смог попасть на похороны к отцу в Батуми в связи с пандемией, поэтому наблюдал за ними онлайн. Написал длинное стихотворение сразу же после просмотра, чтобы хоть как-то расслабиться. Гриша bollywoodFM не хотел отдавать свой бит, но, когда я зачитал текст, вопросы были сняты. Все подошло идеально.
Marika Kivi — «Дурость»
Марика Джиджиллашвили:
Мой новый EP — не самое концептуальное полотно. По сути, это песни, которые появились уже давно, и я хотела их отпустить. В то же время они хорошо характеризуют меня и то, какой я была, когда только начала писать музыку, как я относилась к себе — мол, что ты творишь. «Дурость» — это способ познакомить всех со мной, сказать «Здравствуйте, вот я такая».
Я ведь раньше играла в панк-группе на басу, и попытка записать электро-поп альбом, ничего изначально не умея в разных программах, казалась именно дуростью. Еще и не совсем стандартный поп — почти во всех песнях у меня живые гитары или бас с перегрузом. Первое время я никому не могла объяснить, что я вообще пытаюсь сделать.
А потом несколько человек сравнили меня с Grimes — так я узнала об этой артистке, которая стала для меня хорошим новым ориентиром и вдохновением. Со временем я научилась всему и уже отношусь к себе, как к музыкантке, по-другому. Это уже совсем не дурость для меня, но хотелось зафиксировать себя именно такой в первом релизе.
О тех, кто меняет индустрию к лучшему:
Открывающий трек «Аниме бой» я создала вместе с другом Колей Заславским: у него давно лежала музыка, а у меня в заметках — фраза «Аниме бой, почему ты разговариваешь со мной». Мы просто хотели расширить трек-лист к первому выступлению в Москве, и я за один день сочинила весь текст. Получилась самая заедающая и забавная песня альбома.
«Ты пахнешь проблемами» — самая старая из всех песен и все еще самая любимая. Она про то, как классно быть влюбленной и гулять всю ночь напролет, не желая, чтобы она кончалась. «Вдвоем только, не знаю времени сколько, наверняка уже много, но нам как обычно мало, лучше б его вообще не существовало».
«Не так» и «Таблетки» — два трека, которые очень явно характеризуют мое биполярное расстройство. В депрессивной фазе у меня тотально все «не так», одна беспросветная мгла. Кажется, что вся жизнь — провал, и я задаю себе вопросы: «Зачем вообще это все?». В песне сознательно нет припева, это тягучий поток грустных мыслей, которые в финале приходят к жалобному крику: «Нафиг нужна эта весна, если я просыпаться буду одна?».
«Таблетки» — это фаза мании. Однажды я разогналась так сильно, что обнаружила себя, работающую сразу на трех работах, потому что у меня было слишком много энергии. Я почти не спала, была очень уставшая и истощенная, но не могла остановиться. Тогда и родились строчки «Я живу на таблетках, алкоголе и конфетках». С утра я пила лекарства от своих хронических заболеваний (я пью их всю жизнь, так что не преувеличиваю, когда говорю, что живу на них) и ноотропы, чтобы хоть как-то соображать после бессонной ночи, на работе выпиваю кофе с конфеткой, потому что больше ничего не хотелось, да и некогда. А ночью не могла уснуть и пыталась помочь себе вином — как правило, безрезультатно. Думала, такой режим меня убьет, но вовремя снова началась депрессия. А песня осталась как напоминание.
«Глубина» — спонтанный дуэт с краснодарским проектом «Пайта» и самая романтичная песня релиза. Танцевально-меланхоличный дрим-поп с классным сочетанием высокого женского и низкого бархатного мужского голоса. Не знаю ни одного человека, которому бы она не понравилась. А последний трек — ремикс на «Глубину» от классного московского электронного музыканта Rareerra, такой крутой и неожиданный, что захотелось включить его в EP.
Гребенщик — «То чувство»
Виталий Гребенщиков:
Релиз вышел, когда все песни были готовы. Кажется, у меня нет сейчас других условий для выпуска — полная свобода, только примерные сроки, придуманные мной самим. В этот раз, например, я решил записывать и публиковать ЕР потреково. Замысел и список подходящих песен появились весной 2020 года. В июне я выпустил летнюю «К морю», в ноябре подходящую ей «На расстоянии», а прямо на Новый год чудесную «С добрым утром». В феврале этого года все композиции, вместе с завершающей «То чувство», вышли заново — уже как мини-альбом.
Записывал я все это, как обычно, сам на несложный технический набор — использовал только гитару и голос. Стилистически это, скорее, альтернативная акустика (рифы и соло; партии, записанные слоями), нежели традиционная авторская песня.
Для оформления синглов (залив, небо) и мини-альбома (автопортрет) я выбрал простейшее приложение на айфоне, чтобы чуть стилизовать исходные фотки. Материалу это подходит больше, чем обложка от профи. Такие повседневные снимки многие делают на свои смартфоны — так и история, рассказанная в песнях, очень доступна и всем знакома.
Почти до самого выпуска у ЕР было рабочее название «Киногерои», но, когда я собрал все композиции и послушал друг за другом, понял, что «То чувство» будет все-таки правильнее. А слово «киногерои» появляется в треке «К морю».
Концепция и идея довольно просты — это история влюбленности и взаимоотношений двух людей. Каждая песня отражает разные состояния и энергию, от страстного порыва до вдумчивой рефлексии.
Скрасили одиночество в прошлом году:
«На расстоянии» — это редкий случай, когда песня сложилась буквально за пару вечеров. Слова вылетели напрямую, без особых раздумий. В конце 2016 года я выложил ее в интернет, но все это время она не была издана официально. Для мини-альбома я перезаписал ее, чуть улучшив музыку.
«С добрым утром» — это очень добрая песня, что-то вроде искреннего пожелания хорошего настроения и легкости любимому человеку. Еще это моя самая первая акустическая композиция — лет десять назад я начинал с нее свои опыты, но нормально тогда не получилось. А сейчас восстановил в памяти и записал.
Первая версия трека «К морю» появилась еще в 2015 году. У него был другой текст в куплетах. Мне он не совсем нравился, а в итоге вообще стало даже как-то неловко за смысл. Спустя пять лет я переписал слова под общую идею истории. Такая интересная задачка была. Текст очень географически обусловлен — маршрутный автобус едет из Петербурга к Финскому заливу. Это песня про ощущение кинематографичности определенных моментов жизни.
Отдельные фрагменты песни «То чувство» довольно долго существовали сами по себе. Когда я начал искать что-то под настроение, части сложились в такую композицию, подходящую для финала. Она не только о частном переживании, но и про что-то более общее.
Zarya — «Сила»
Татьяна Пронькина:
Альбом «Сила» не рассказывает какую-то одну историю — это сборник песен, отражающих наши переживания и состояния в 2020 году. Мы писали его целый год, так что он собрал в себе достаточно обширный спектр эмоций — треки получились такие разные, но мы и не против. Изначально у нас не было идеи выпустить концептуальный релиз — мы просто писали то, что нам нравилось, о том, что мы чувствовали.
Альбом создан в жанре гиперпоп, который в последнее время набирает все большие обороты, что не может не радовать. Само название «Сила» родилось от одноименной песни: нам показалось, что это слово отлично подходит к каждому треку. Атмосфера и настроение релиза передают ностальгические мелодии и гармонии. Мы специально не вдохновлялись попсой 2000-х, но она плотно сидит в нас, поэтому получилось, как получилось. Мы все росли на этой музыке!
«Тишина», наверное, больше всего относит слушателя к поп-музыке 2000-х: простой и ненавязчивый текст и очень родная многим мелодия, хоть и не повторяет никакую из уже имеющихся.
Трек «Дом» был написан в период карантина, когда мы не смогли поехать домой, а должны были. Эти эмоции вылились вот в такую песню, но сама она не совсем об этом, а скорее, о теплом ощущении дома, а он уже может быть чем и где угодно.
О том, как ушедший год отразился в музыке:
Песня «Сила» — как ни странно, про раскрытие собственной силы. Припев так и гласит: «Раскрывается сила». Текст родился после музыки: сначала было демо с динамичным припевом, от которого так и веяло каким-то геройством. Она про внутреннюю революцию, про осознание, принятие и действие.
Vas’ — «Быстрее послушать»
Нарек Арутюнянц:
Альбом должен был выйти еще в ноябре 2020 года, чтобы «успеть» к дате релиза дебютной пластинки — получилось бы ровно два года. Однако я не уложился в график, работа была действительно очень интенсивной: написать и выбрать песни, спродюсировать и записать их, сделать это с хорошими сопродюсерами. Плюс найти исполнителей, который согласятся на дуэт, не так просто — список отказавших артистов пестрит десятками известных и не слишком фамилий.
Говорить о собственных концепциях мне не очень хочется: они обычно возникают благодаря множеству факторов, которые ты сам не очень осознаешь. Картина складывается на глазах, ты наделяешь ее своим смыслом, слушатель — своим. В результате важно одно — будет ли песня жить своей жизнью. Каждая композиция на этом альбоме имеет для меня особенное значение — это не просто сборник, в который я напихал все, что было под рукой.
Я испытывал ответственность: треки должны быть близки не только мне, но и моим сопродюсерам и артистам, с которыми я пел дуэтом. В результате, я считаю, пластинка получилась настолько цельной и искренней из-за того, что много людей объединились ради песен, которые им понравились.
Сейчас уже понятно, что «Оставь свет включенным» — это очевидный хит-сингл с нового альбома. Его слушают в два раза чаще, чем остальные. Я люблю его текст, аранжировку и звуки северокорейского марша, которые мы туда поместили. Мне очень нравится, как Дима из группы VLNY его дополнил. Довольно интересно, что главными хитами стриминговых сервисов становятся песни об обществе и о том, что с нами происходит. На прошлом альбоме таких было две, и обе были тепло приняты. Это очень ценно.
Песня «1/2 или 1/3», которую мы записали с Сашей из группы «ЛАВ», чудилась мне в самых разных обличиях. Я видел ее и симфонической, и акапельной, и джаз-нуарной. Я перебирал в голове варианты, мы с сопродюсером Вовой Ериным сделали другую версию — она показалась мне слишком быстрой и агрессивной, но, может быть, когда-нибудь выложу и ее. Главное в этой композиции — суть припева. Знаем ли мы, сколько нам осталось? Понимаем ли мы, что так или иначе наше время конечно?
«Бинго» — романтический вестерн, дань эстетике Breaking Bad, такое ощущение самого себя в городе, которому ты совершенно не нужен. Наверное, мы все в той или иной степени это чувствуем.
Без преувеличения, я считаю песню «Голышом» образцовым дуэтом. Аня Парагис очень ответственно подошла к записи, нашла и нащупала точнейшую интонацию и сделала все настолько непошло, насколько это возможно.
Я не мог и мечтать, что когда-то спою с Евгением Маргулисом. Вру. Мечтал. И спел — в треке «Цитаты великих людей». Я счастлив, что мой герой согласился. Это сложно недооценить.