Пророк, задающий вопросы. 5 знаковых песен Дельфина | Музыка и клубы | Time Out
Музыка и клубы

Пророк, задающий вопросы. 5 знаковых песен Дельфина

Катерина Воскресенская   29 сентября 2022
7 мин
Пророк, задающий вопросы. 5 знаковых песен Дельфина
Фото: legion-media.ru

29 сентября день рождения у Андрея Лысикова, более известного как Дельфин. Time Out вспоминает 5 знаковых песен поэта и музыканта.


Небо

Скажи, когда из этой мглы

Ты сможешь вызволить меня

Когда, ты мне ответь?

Пускай с тобою или без

Пролью заката в сердце медь

На черный флаг твоих небес

Песня из девятого студийного альбома Дельфина «Она» 2016 года, предзаказ на который начался в день рождения музыканта, 29 сентября. Незадолго до релиза Дельфин говорил:

«Мне просто интересно, насколько далеко я могу зайти в том, что делаю. Мне уже не нужно никому ничего доказывать, и, на данный момент, у меня остался только один соперник — я сам. А это, поверьте, большая проблема».

Все так. У этого альбома аскетичное звучание, сказались изменения в составе группы. Он записан словно для того, чтобы проверить преданность поклонников. «Небо», как и релиз в целом, показал еще одно направление творческих возможностей музыканта, считающего многогранность естественной:

«Жизнь человека многогранна, и иногда мне приходится исполнять разные роли. Но, так или иначе, эти роли являются частью меня. Я меняюсь в разных ситуациях: на сцене, в кино, по жизни — это значит, что в зависимости от обстоятельств я обнажаю одну из своих человеческих сторон».


520

Всегда нуждою других себя занимая

Всегда, что-то красивое творя, мы движемся в сторону рая

Через ненависть и моря

Не каждый из нас на том берегу будет

Не каждый сможет туда доплыть

Сквозь шторма своих судеб

Но все может быть

Есть ли сейчас хоть кто-то, кто не назовет альбом Дельфина «442» 2018 года пророческим? Наверное, только те, кто считал его таким уже на момент премьеры. Если даже музыкант с таким запредельным уровнем самообладания переключился с мыслей о вечном на злободневные темы в творчестве, это говорило о многом. Сквозящее через альбом раздражение — вынужденное стремление уложить в песнях то, что не укладывается в голове. Обычно люди оставляют полный бессилия комментарий в сети, но у Дельфина не могло быть так просто. Впрочем, для него это далеко не предел. Музыкант хотел бы считать этот альбом, скорее, мимолетной репликой, нежели «поднятым флагом»:

«Я сейчас стараюсь от всего отнекиваться. Возможно, потому, что не хочу так сильно, глубоко погружаться в происходящее вокруг. Мне достаточно только поднять голову, посмотреть, ужаснуться, высказаться по этому поводу, уйти обратно и закрыть окно. Находиться в какой-либо ситуации долгое время для меня очень тяжело, а главное — бессмысленно. Это разрушает сильнее, чем самокопание. А в итоге не приносит ни значимых результатов, ни художественной ценности».

«442» бы не было, если бы не идея снять клип на песню «520». Сначала Дельфин хотел ограничиться синглом, затем подумал, что выпускать его одного будет как-то несолидно, записал еще три песни, а там уж и до альбома было недалеко.


Я буду жить

Здесь в общем нечего делать кроме того, чтобы жрать

Здесь страшно быть убитым, но страшней убивать

И очень хочется руки на себя наложить, но

Я буду жить!

При создании «Я буду жить» использовались гитарные партии песни Мэрилина Мэнсона Mister Superstar и взяты элементы релиза Leave Home (Terror Drums) The Chemical Brothers. Трек из «Глубины резкости» 1999 года отражает переломный момент в жизни Дельфина, связанного с отказом от саморазрушения. Музыкальные критики в своей снобской манере альбом не пощадили, похоже, больше стремясь поупражняться в собственном остроумии, упиваясь мнимым превосходством, чем послушать запись. Но что было, то было, эти рецензии уже никто не помнит, а релиз так и остается одним из лучших.

В песне «Мне бы в небо» группировки «Ленинград» есть отсылка к этому треку в строчке «Дельфин будет жить, а я умру». В контексте песни, герой которой хочет «ускориться», перейдя с алкогольной на наркотическую зависимость, уместность упоминания Дельфина может вызывать вопросы, но Андрей Лысиков по поводу творчества Сергея Шнурова не питает иллюзий:

«Сергей вообще крутой чувак и паразитирует на той же гопнической истории, выпуская этих самых гопников наружу из клерков, которые после работы снимают пиджаки и идут на его концерты тусоваться. Ну здорово: он активно зарабатывает на невежестве».


Вопросы

Если вдруг завтра не станет меня

Не заканчивай битву

Ты прошепчи среди слез и огня

Нашу молитву

Если вдруг завтра не станет меня

Белого хлопка

Одежды оденься последнего дня

Жми на красную кнопку

Фото: legion-media.ru

«Есть правило одно для всех простое — никто не живет дважды» — саундтрек к сериалу «Химера» вышел 22 сентября 2022 года. Релиз позиционировался как музыкальная исповедь, хроника распада, которую пронизывает лейтмотив глубокого отчаяния. Отличительной чертой своих поклонников Дельфин считает умение сомневаться и поиск ответов на вопросы, которые они ставят перед собой. Притязательно — чтобы отвечать честно, смелость не помешает:

«Однажды зимой мы с моим другом играли во дворе школы. Нам было лет по одиннадцать. Вдруг кто-то из компании проходящих мимо подростков швырнул в окно третьего этажа тяжелый комок мокрого снега. Окно разлетелось вдребезги. Все разбежались. Мой друг тоже хотел бежать, но я твердо сказал: «Это не мы сделали, и нам за это ничего не будет». Как сильно я ошибался… Часа три завуч школы изысканно измывалась над нами, пугая всем, чем только можно. Мы плакали в три ручья. Точно зная, что справедливости не существует, я умудрялся попадать в такие ситуации еще много раз».


Крошки

Превышен уровень загрязнения времени

Расставаний тяжелых частицы

Воздух комнаты криком простреленный —

Хотелось проститься

Песня из альбома «Край». Релиз 2019 года мог перебирать темы того, что смерть может быть выходом, а сильные чувства — оружием, но, в основном, констатировал антиутопичность реальности. Один из треков в нем прямо называется 1984, как роман Джорджа Оруэлла о предательстве свободы и любви — если кто-то еще чего-то не понял. Альбом как диагноз или вынесение приговора. Объясняя выбор его названия, Дельфин успокаивал поклонников, говоря, что с ним все в порядке:

«Но была достигнута черта и был достигнут определенный край. И если мы еще сделаем отсылку к английскому глаголу cry (плакать), то это тоже имеет место быть».

Попытка отделиться от происходящего похожа на защитную реакцию. Альбому удалось выйти и личным, и отстраненным одновременно. Желание доплыть до глубин человеческой природы, понять, почему они принимают те или иные решения — путь неутешительный. Музыкант заключает, что «подлость — главное в этом мире».