«Кинотавр»-31: все фильмы фестиваля, часть 1
О чем: Злате Сашиной завидуют многие — еще бы! Красавица-умница замужем за звездой: ее супруг (Константин Хабенский), ведущий мегапопулярного шоу, не вылезает из телевизора. Да и сама Злата (Виктория Исакова) не просто домохозяйка, а успешный психолог — у нее свои онлайн-курсы «Как удержать любимого». Однако никто не знает, что от счастья Сашиной давно ничего не осталось: шоу мужа не сегодня-завтра закроют, детей у них нет, а сам он каждую неделю зачем-то мотается в Питер — видимо, к молодой зазнобе (Юлия Пересильд).
Режиссер: Анна Меликян
В ролях: Константин Хабенский, Виктория Исакова, Юлия Пересильд
Награды на фестивале: приз «За лучшую операторскую работу» (Николай Желудович)
Зачем смотреть: Муж влюбляется в молодую девчонку, жена пытается его удержать: более расхожего сюжета невозможно себе представить. Но Анна Меликян — коллекционер мелодраматических банальностей — каким-то волшебным образом эти самые банальности перетасовывает так, что они оживают и становятся притягательными. Меликян, конечно же, снова говорит о любви: это лейтмотив всех ее фильмов. Только в этот раз она не прячется за спину лектора (вспомним ее проект «Про любовь»), а зовет на помощь Веронику Тушнову с ее стихотворными хитами и Андрея Рублева с его «Троицей».
«Конференция»
О чем: День директора Театрального центра на Дубровке начался с серьезной проблемы. К нему постучалась монашка с тревожным лицом (Наталья Павленкова) и потребовала, чтобы 26-ого октября он отдал ей зал в аренду для проведения поминального вечера. Женщину, конечно, можно было понять: семнадцать лет назад она была среди заложников и теперь хотела собрать их вместе. Однако Театральный центр — организация коммерческая, поэтому мероприятие пришлось разрешить за большие деньги, оформив его по документам как «конференцию». Впрочем, на этот вечер все равно пришли единицы: к монахине не хотела идти даже родная дочь, которая тоже была заложницей, но никак не могла простить своей матери какой-то очень страшный проступок.
Режиссер: Иван И. Твердовский
В ролях: Наталья Павленкова, Ксения Зуева, Ян Цапник, Анна Слю
Награды на фестивале: приз имени Григория Горина «За лучший сценарий» + участие в программе Венецианского фестиваля (секция Giornate degli autori /«Дни Венеции»)
Зачем смотреть: «Конференция» Ивана И. Твердовского — фильм-поминовение, фильм-реквием. Его цель проста и озвучивается героиней Натальи Павленковой прямым текстом: «Мы слишком быстро все забываем, и поэтому повторяем свои ошибки. Нужно помнить, нельзя забывать, нельзя».
При этом реконструкцией самого захвата Твердовский не занимается: в кадре только 23 человека в пустом зале, которые по очереди берут микрофон и начинают рассказывать, через что прошли. Причем сделано это в такой откровенно документальной манере, что начинает казаться, будто режиссер позвал на площадку настоящих участников событий — хотя на самом деле реальных заложников в фильме всего двое. К этому добавляется историю монахини и ее семьи, в которой никто так и не смог прийти в себя после того трехдневного ада: так получается очень мощное, сложное, необычное по форме и по-настоящему бескомпромиссное кино.
Kitoboy
О чем: Алешкина любовь была не похожа на местных чукотских нимф — невесомое кружевное белье, ворох белокурых кудряшек, улыбка скромницы. Впрочем, улыбалась она не только ему: девчонка была из тех, кто раздевается перед веб-камерой по интернету за деньги. Кстати, обитала она где-то в Детройте и о существовании Лехи не знала. Но сбрендивший от первой любви Ромео о таких пустяках даже не думал: ему было 15 лет, он жил в чукотском поселке, охотился на китов вместе со взрослыми мужиками, а вечерами учил английский и уже мог сказать «Ай из Лешка». Все, чего он хотел — это рвануть через Берингов пролив в такую чужую и загадочную Америку…
Режиссер: Филипп Юрьев (дебют)
В ролях: Владимир Онохов, Кристина Асмус
Награды на фестивале: приз имени Олега Янковского «За лучшую мужскую роль», приз «За лучшую режиссуру» + Гран-При в программе Венецианского фестиваля (секция Giornate degli autori /«Дни Венеции»)
Зачем смотреть: В течение недели «Kitoboy» Филиппа Юрьева сумел стать сенсацией дважды. Во-первых, с «Кинотавра» он увозит два крупных приза. Во-вторых, «Kitoboy» стал лауреатом Венецианского фестиваля, завоевав Гран-при в секции авторского кино «Дни Венеции». Тем не менее, ничего случайного в успехе Филиппа Юрьева нет: он снял очень обаятельное, и в то же время предельно честное кино, состоящее из множества элементов.
Тут и чукотский быт, точно воссозданный, и особенности национальной китовой охоты, и роман взросления, и порция добродушного юмора — к примеру, дедушка главного героя, танцующий рок-н-ролл. И, конечно, ощущение бесшабашного счастья, которое бывает только раз в жизни: когда ты болен своей первой любовью и чувствуешь, что можешь взлететь — хоть на Луну, хоть в Америку.
6 очень разных фильмов о первой любви
Time Out предлагает подборку фильмов на случай, если захочется вспомнить, каково это — быть влюбленным подростком.
«Вмешательство»
О чем: Ночью в клубе Маше вдруг стало плохо: она, как всегда, вышла танцевать go-go, забралась на барную стойку — и внезапно упала. К счастью, к сердечных дел мастеру — сиречь, к кардиохирургу — скорая довезла ее быстро. Врач девушку с того света вытащил, а когда она пошла на поправку, сделал ей комплимент: «Вы такая красивая». Конечно, с его стороны это была банальная вежливость, но Маша (Анна Чиповская) словно прозрела. Девушка поняла, что тот парень, с которым она живет, вовсе не герой ее романа. В ее постели обычный абьюзер, орущий матом и готовый ударить в любой момент. А герой стоит сейчас перед ней в своем белом халате — умный, вежливый, добрый…
Режиссер: Ксения Зуева
В ролях: Анна Чиповская, Павел Попов, Ксения Раппопорт
Награды на фестивале: нет
Зачем смотреть: «Вмешательство» Ксении Зуевой большинство критиков приняли на «Кинотавре» в штыки. Фильм назвали «кинороманом в мягкой обложке»: мол, если мы попробуем пересказать сюжет в двух словах, он мало чем будет отличаться от дневных сериалов для домохозяек. Тем не менее, в данном случае важно не «что», а «как»: в кадре не условно красивая или условно несчастная жизнь, а провинциальные реалии отечественного захолустья. И вот тут-то Ксения Зуева, при всей мелодраматичности ее проекта, невероятно точна: она улавливает и атмосферу, и детали, и характеры обитателей коммуналок. Правда, на поверку выясняется, что перед нами не отечественный Крыжополь, а окраина Москвы, и это сразу же вызывает несколько серьезных вопросов, но внимательное отношение к реальности — весомый аргумент в защиту фильма.
«Кто-нибудь видел мою девчонку?»
О чем: Кира пишет своему любимому по письму в день — уже в течение семнадцати лет. Правда, отправлять их некуда: любимый погиб еще в девяностых, увлекшись наркотиками. Он был, конечно, не от мира сего: работал кинокритиком, мечтал снимать свои фильмы. Звали его Сергей (Александр Горчилин). Впрочем, сейчас в жизни Киры (Виктория Исакова) существует Сергей Второй (Юрий Борисов), но она никак не может избавиться от призраков прошлого: вспоминает Сергея Первого, себя, такую наивно-чистую и наивно-несчастную (Анна Чиповская), и скучает по токсичному обаянию девяностых.
Режиссер: Ангелина Никонова
В ролях: Анна Чиповская, Александр Горчилин, Виктория Исакова, Юрий Борисов
Награды на фестивале: нет
Зачем смотреть: «Девчонка» Ангелины Никоновой — проект уникальный. Впервые за всю историю журналистского голосования кинокритики оценили его одинаково: не сговариваясь, дружно поставили фильму «кол». И дело даже не в том, что журналистам показали слезливую сказочку о представителе их профессии, при том что все персонажи «Девчонки» абсолютно реальны: проект снят по мемуарам Карины Добротворской — жены кинокритика Сергей Добротворского.
Беда в том, что на экране — мелодраматический винегрет, которой ни по форме, ни по содержанию ничем не отличается от среднестатистической телепродукции весьма скромного качества. Так что единственное, за что может зацепиться благожелательно настроенный зритель — это подбор актеров и их органичное существование в кадре.
О чем: У майора ФСКН Колесова (Андрей Бурковский) важная миссия — он должен завести дело на женщину, укравшую морфин из детской реанимации. Правда, кража в данном случае только повод: женщину зовут Елизавета Глинка (Чулпан Хаматова), и ее благотворительный Фонд «Справедливая помощь» для ФСКН давно как кость в горле. Однако арестовать «преступницу» майор Колесов почему-то не может: он целый день мотается с ней по городу, видит девочку, которой был нужен этот треклятый морфин, едет на вокзал, где Елизавета Петровна вместе с помощниками кормит бомжей — и постепенно понимает, что заводить дело он не очень-то и хочет…
Режиссер: Оксана Карас
В ролях: Чулпан Хаматова, Константин Хабенский, Андрей Бурковский, Татьяна Догилева
Награды на фестивале: приз зрительских симпатий
Зачем смотреть: Онкология, маленькие пациенты, которым не досталось лекарства, бомжи на вокзале… Попытка снять жизнеутверждающее зрительское кино на таком материале кажется безнадежной еще в зародыше. Другая проблема — сама доктор Лиза, которую слишком легко превратить на экране в «святую Елизавету». Тем не менее, Оксана Карас обе эти головоломки решила: в проекте, конечно, иногда чересчур много сахара, однако как ожившую икону Елизавету Глинку не воспринимаешь.
Особый разговор — актеры. Если бы на «Кинотавре» был приз «За актерский ансамбль», он точно достался бы именно фильму Карас. А уж Татьяна Догилева и вовсе творит в «Докторе Лизе» что-то невероятное: за одну секунду ее экранного времени проекту вообще можно простить любые грехи.
День спонтанного проявления доброты: фонды помощи детям и подросткам
Time Out выбрал несколько фондов помощи детям и подросткам, которым очень пригодится любая поддержка.
«Человек из Подольска»
О чем: Николаю не повезло: он ждал свою электричку, когда вдруг к нему подошли полицейские и отвезли парня в участок. Там начался процесс установления личности, проходивший в очень странном формате — Николая (Вадим Королев) сначала пытали вопросами об истории и красотах Подольска, а потом заставили танцевать и петь. В этой культурно-просветительской экзекуции принимали участие Госпожа Капитан (Виктория Исакова), два офицера рангом помладше и еще один задержанный, отсидевший в полицейском участке уже несколько дней.
Режиссер: Семен Серзин
В ролях: Вадим Королев, Виктория Исакова
Награды на фестивале: приз имени М. Таривердиева «За лучшую музыку к фильму»
Зачем смотреть: В основе проекта Семена Серзина — пьеса Дмитрия Данилова, поэтому театральная подача материала постоянно дает о себе знать. К примеру, действие заперто в четырех стенах, количество актеров минимально, а диалоги предельно литературоцентричны. Тем не менее, театральность оказалась скорее особенностью проекта, чем его недостатком. К тому же «Человек из Подольска» важен как социально-политическое высказывание: замените словосочетание «полицейский участок» на «государственную систему» — и вы поймете, о чем идет речь.
«Они меня убьют»: 5 произведений искусства о полицейском насилии
Time Out рассказывает о нескольких показательных работах современных художников.