5 причин смотреть сериал «Псих»
Психотерапевт, которому нужна помощь
Успешному психотерапевту Олегу (Константин Богомолов) исполняется 40 лет. По чистой и практически безлюдной Москве он разъезжает на электросамокате в красных очках и шлеме. Среди его клиентов сплошь богатые люди, которым он не дает окончательно сойти с ума. Есть проблема: Олег и сам вот-вот спятит. И дело не в том, что в его кабинете стоят три флакона антисептика, и он маниакально протирает влажными салфетками руль своей иномарки. Год назад пропала его жена Марина (Евгения Громова), и Олег до сих пор не знает, что с ней произошло.
Как правило, психолог в сериале или фильме — это голос здравого разума либо жертва своих хитроумных пациентов. Персонаж Богомолова — ни то, ни другое: это человек, который давно сгорел на работе и никак не может исцелить себя сам. Это история о том, что и психологи тоже плачут: они могут переживать горе от потери, испытывать огромные трудности с общением, иметь фобии и быть, в конце концов, нелюбимыми детьми со всеми вытекающими отсюда последствиями. Все это не делает Олега плохим специалистом до тех пор, пока он не начинает игнорировать собственные проблемы, пытаясь жить как ни в чем не бывало. Он даже (сюрприз!) решает завести ребенка — при том, что чувство боли и одиночества склонен глушить алкоголем и нехорошими растениями. В общем, обычный человек, как все — ну, разве что с поправкой на профессию, достаток и красные очки.
Жизнь в современном обществе бывает непростой, но еще тяжелее приходится людям с физическими и ментальными особенностями и ограничениями. Их положение ухудшается из-за стигматизации, незнания диагнозов и отстранения окружающих. Time Out доступно рассказывает о людях, которые сталкиваются с дополнительными трудностями в жизни.
Лихо закрученная детективная интрига
Вообще-то «Псих» — довольно ироничный и точный сериал: он, например, прекрасно схватывает состояние современных москвичей, вечно куда-то спешащих, тревожных, недовольных собой и окружающими. К тому же здесь отличные диалоги, много мрачного юмора — но главное в сериале, конечно, это поиск ответов на вопрос: «Что случилось с женой Олега?». Почему уже год о ней ничего не слышно? Жива она или мертва?
У Олега ответов нет, что и неудивительно: он настолько дошел до ручки, что спит в обнимку с секс-куклой в костюме бортпроводницы, потому что ему то и дело мерещится в ней пропавшая супруга. Его нестабильность вызывает закономерные вопросы у зрителя: вызвано ли явное полубезумие героя потерей любимой — или тем, что он не выдерживает гнета собственной вины, поскольку сам от Марины и избавился?
Каждый эпизод добавляет все новые детали к истории, запутывая ее все больше и взвинчивая интерес к тому, чем же все закончится.
Дуэль матери и сына
Большая роль Розы Хайруллиной — отдельное удовольствие в проекте Федора Бондарчука. Она играет помешанную на сексе инопланетянку, которая интересуется сыном только тогда, когда он начинает создавать помехи ее личной жизни. Наблюдать этот тандем очень интересно и довольно печально: здесь нет места любви, зато есть что-то вроде вечного соревнования. Жертвой их разборок становится любовник матери — нелепый Николай Степанович, предпочитающий в закрытых помещениях разгуливать исключительно в семейниках.
Степановича, заведующего кафедрой психиатрии, удивляют и ужасают такие отношения между родными людьми. Олег раз за разом мастерски выставляет мать не в лучшем свете перед партнерами, та отвечает уколами: в этой психологической дуэли участвуют выдающиеся мастера, так что смотреть за ней можно бесконечно. Где-то здесь кроется и ключ к личности главного героя: имея такую мать, он мог вырасти кем угодно — кроме психически стабильного человека.
Неприлично звездный актерский состав
К отстраненной манере игры Константина Богомолова зритель привыкает не сразу. Но зато распробовав это диковинное блюдо, хочется еще и еще. Никогда прежде у режиссера не было ни в кино, ни на телевидении таких больших ролей. Редкие эмоциональные сцены с его участием смотрятся особенно эффектно, поскольку его герой не выглядит человеком, способным на сильные чувства. Сочетание внутреннего надлома и внешнего равнодушия вкупе с эпатажным поведением рождают удивительный образ.
Давно не было столь интересной роли у Елены Лядовой — она играет стервозную подругу Олега, единственного по-настоящему близкого ему человека. У Олега Меньшикова небольшая, но очень привлекательная роль «зеркала» главного героя: он тот, кто бреет брадобрея, психотерапевт для психотерапевта — ироничный и во многом безжалостный.
Игорь Верник и Аня Чиповская, играющие клиентов Олега, создают прекрасные портреты богатых людей, блуждающих по грани истерики и нервного срыва. В кадре вообще очень мало незнакомых лиц — даже в крошечных эпизодах на экране выдающиеся актеры.
Видимо, одно только имя Федора Бондарчука способно собрать каст на зависть любому российскому проекту.
Широкий спектр тем
Онлайн-кинотеатры могут показывать все то, на что не решают отважиться федеральные каналы — для стриминговых платформ нет запретных тем. «Псих» — не исключение. Трудно вспомнить на российских экранах героя, который бы с таким чувством курил траву, как психотерапевт Олег, — разумеется, ничего хорошего ему это не приносит. Герой Верника, богатый бизнесмен — латентный гомосексуал, который запуган современной гомофобной риторикой и убит воспитанием до такой степени, что не может признаться в своих желаниях даже самому себе. Фильм затрагивает и тему суррогатного материнства в России, которая в последнее время стала предметом внимания Следственного комитета, но никак не станет предметом нормального общественного обсуждения.
«Псих» не похож ни на один российский сериал. К его размеренному темпу нужно привыкнуть, но с каждым эпизодом оторваться становится все сложнее. Не самые приятные персонажи начинают вызывать сочувствие, а странные и двусмысленные детали грамотно разбросаны по повествованию. Комедия? Психологическая драма? Детектив? Да, да и да.