Райская пыточная и гламурная небесная канцелярия: как показывают рай и ад в кино
Рай как стерильное офисное помещение, ад — длинная темная комната («Благие знамения»)
Изображение небесной канцелярии как большого офисного пространства набирает в кинематографе все большую популярность. Подобное мы могли увидеть в «Брюсе всемогущем», где герой встречает Бога во время уборки и починки лампы в помещении с белыми стенами. Или в «Чудотворцах», о которых поговорим ниже. Концепция рая, созданная по роману Терри Пратчетта и Нила Геймана, больше схожа с «Брюсом всемогущим». Это все то же стерильное светлое пространство — с той разницей, что посреди комнаты расположен огромный земной шар.
К слову, «парадный вход» в рай и ад в «Благих знамениях» расположен в одном здании. Но находятся эти условные миры на разных этажах. В то время как ангел Азирафель поднимается на эскалаторе вверх, демон Кроули проходит сквозь пол и как бы оказывается на минус нулевом этаже.
Преисподняя в шоу выглядит как длинная темная комната с очередью из грешников — вероятно, ожидающих своего наказания. В отдельном помещении — тоже темном — собираются главные представители «адского» мира, где обсуждают, на чью сторону в большей степени склонился ребенок-антихрист.
Рай как корпорация («Чудотворцы»)
Действие первого сезона антологии с Дэниэлом Рэдклиффом и Стивом Бушеми частично разворачивается на Небесах. Рай представлен в виде предприятия Heaven Inc. с множеством разнообразных подразделений — от департамента животных или «ангельских» кадров до отдела ответов на молитвы. В стенах царит корпоративная бюрократия, коррупция и апатия. Урезаются бюджеты, из-за чего сотрудники вынуждены выбирать, кто из животных станет следующим вымирающим видом. На вакантные места нанимают родственников вышестоящих по должности, работа выполняется без какого-либо энтузиазма и часто не доводится до ума — ведь офисные клерки предоставлены сами себе.
Начальник Heaven Inc. — сам Бог, который в фантазии режиссеров проекта предпочитает носить удобный халат и пить пиво. Завязка сюжета строится на том, что создатель утратил веру в людей с их невыполнимыми запросами и решил взорвать Землю. Против этой идеи выступают два сотрудника отдела ответов на молитвы. Они заключают со Всевышним пари: сделать так, чтобы робкие парень и девушка на Земле признались друг в другу в симпатии.
Ад как лабиринт («Восставший из ада 2»)
Режиссер Тони Рэндел воспроизвел в кино одно из самых необычных и действительно жутких изображений ада. Он представляет собой гигантский лабиринт, над которым вращается крупная фигура в форме вытянутого ромба, выпускающего темные лучи.
Каждый закуток лабиринта напичкан ужасающими видениями, связанными с собственными кошмарами каждого человека. А по его коридорам бродят чудовищные монстры, чьи тела могут быть страшно раздуты, проткнуты гвоздями или изрезаны проволоками. Во главе преисподней стоит Левиафан — так называемый бог плоти, голода и желаний, превращающий своих жертв в сенобитов.
Рай как мир Барби, ад как жерло вулкана («Никки, дьявол младший»)
Здешний рай похож на цветочное царство, в небе над которым всегда висит радуга. Дом ангелов — гламурный, будто бы кукольный, выкрашенный в розовый цвет, с крупными розами в виде украшений и витыми колоннами внутри и снаружи.
Сами ангелы — преимущественно девушки в белоснежных платьях и с нежно-розовыми крыльями. Связь с миром живых они поддерживают через настольное зеркало-телевизор, где периодически смотрят популярное у землян телешоу. А в свободное время посещают уроки мамбы.
Но в фильме мы можем увидеть и ад. Один из героев падает в длинный туннель, проходит через огненные ворота и оказывается в мрачном месте, где под землей бурлит раскаленная лава. Здесь обитают похотливые вороны огромных размеров, летающие адские сущности и прислужники дьявола в красных балахонах, мучающие вилами грешников. В центре «темного царства» стоит дворец, где живет сам сатана с тремя сыновьями.
Ад как бесконечная буря («Константин: Повелитель тьмы»)
Главный герой Константин с детства может способен вступать в контакт с ангелами и демонами и перемещаться между миром живых и миром мертвых. Однажды — пусть и всего на пару минут — он оказывается в аду.
Преисподняя больше похожа на разрушенный город, обдуваемый со всех стороны сильными ветрами и местами горящий в огне. Под землей не стихает крик грешников, а на ней обитают уродливые четырехногие монстры с половинчатой головой, охотящиеся на свежие души.
Рай как полотно художника, ад как дом, в котором когда-то был счастлив («Куда приводят мечты»)
Рай для главного героя в исполнении Робина Уильямса — бесконечное ожившее импрессионистское полотно. Вода, цветы, трава, птицы, деревья — здесь абсолютно все выкрашено гуашью, которой легко вымазаться. Но героя это совсем не пугает: место напрямую связано с его любимой женой, которую по воле судьбы он вынужден был покинуть.
Из-за самоубийства супруга Криса попала в ад. По пути к спасению ее души герой преодолевает шторм, во время которого утопленники хотят взобраться на палубу корабля. Он следует через своеобразные ворота в виде заржавевшего корабля под названием «Цербер» и оказывается в темном пространстве. Там герой должен пройти через множество говорящих человеческих голов, торчащих будто бы из болота. Конечная точка его пути — ветхий дом, в котором они когда-то счастливо жили и который стал убежищем для несчастной души.
Ад как «лучший мир» («В лучшем мире»)
Внимание, спойлеры!
Элеанор Шеллстроп (Кристен Белл) посчастливилось стать одной из 322 счастливчиков, отобранных «для создания блаженного мирного баланса». Другими словами, после смерти главная героиня оказалась в раю, который здесь называют «Хорошим местом». При жизни Элеанор обманом продавала пожилым людям БАДы и придумывала различные отмазки, чтобы не быть «трезвым водителем». И сейчас героиня догадывается, что в системе закралась ошибка.
На самом деле, никакой ошибки здесь нет. «Лучшее место» на деле оказывается адом, а его создатель — демоном-экспериментатором, решившим как следует помучить грешные души. Шоу удачно разрывает шаблонное изображение ада как лишенного света места, где его обитатели вынуждены ежедневно переживать страшные муки.
Вместо этого зрителю представляют поистине райский городок, состоящий из уютных небольших улочек, пышущий летним солнцем и зеленью. У каждого здесь есть собственный дом, «соответствующий его сущности», родственная душа и, как утверждается, любимый всеми десерт — замороженный йогурт.