Блокада, Хлебников, гипноз: российские фильмы в программе 42-го ММКФ
«Блокадный дневник»
О чем: Первая, самая жуткая зима блокадного Ленинграда. Дома не отапливаются, электричества нет: люди замерзают на улицах и в квартирах. Умирает и Ольга (Ольга Озоллапиня). Однако перед смертью ей надо попрощаться с отцом — поэтому она собирается с силами и отправляется к нему.
Режиссер: Андрей Зайцев
В ролях: Ольга Озоллапиня, Сергей Дрейден
Правда, для измученного голодом человека добраться в другую часть города практически невозможно. Но женщина не сдается — и бредет, теряя сознание, по застывшему Ленинграду, стараясь не упасть, потому что точно не встанет, натыкаясь на трупы людей, замерзших заживо…
Зачем смотреть: «Блокадный дневник» — фильм-победитель 42-го Московского Международного фестиваля. Правда, есть одна важная деталь: на церемонии награждения председатель жюри Тимур Бекмамбетов пояснил, что суть главного приза, «Золотого Георгия» — «наградить не за профессиональное мастерство, а за послание».
Спасибо Тимуру Бекмамбетову за откровенность: в данном случае лучше не скажешь. Потому что «Блокадный дневник» — это палка о двух концах. С одной стороны, мы имеем дело с темой, которая буквально выворачивает зрителя наизнанку, с другой — с ее переносом на экран.
За что Андрею Зайцеву нужно сказать спасибо, так это за выбор темы. Блокадные записки Ольги Берггольц и Даниила Гранина, которые как раз и использовались в качестве первоисточника — это шок и кровь Великой Отечественной. Об этих документах слышали все, однако читали их немногие. Потому что слишком страшно, слишком откровенно — и вообще, вспоминать об этом как-то не очень удобно. Поэтому если после этого фильма хотя бы один человек записки Берггольц откроет, то миссию проекта можно считать выполненной.
При этом смотреть «Блокадный дневник» иногда просто невыносимо, и дело даже не в мучительно сложной теме. Проблема в том, что фильма сделан даже близко не на том уровне, которого логично ожидать от подобного проекта. Основной посыл оказывается по меньшей мере спорным: «блокада послана нам в качестве испытания» — серьезно? Отсюда и до концепции «наказания за грехи» недалеко. Кстати, в дневниках Берггольц и других блокадников ничего похожего нет.
Реализация задумки также вызывает массу вопросов. Неубедительная компьютерная графика, благодаря которой замерзший город выглядит как картонная декорация, режиссура, работа с актерами, работа со светом, грим — разочарование настигает зрителя в каждом из этих пунктов. В фильме есть, конечно, несколько эпизодов, сделанных вполне убедительно с технической точки зрения: к примеру, ночной разговор отца с дочерью. Но все остальное — за гранью добра и зла.
9 отличных черно-белых фильмов, снятых в XXI веке
Time Out решил вспомнить лучшие картины нового столетия, сделанные в старом добром ч/б.
«Гипноз»
О чем: Когда Мишке стукнуло шестнадцать, он вдруг начал гулять во сне: он шастал по улицам города, не просыпаясь, а утром не помнил, где он, собственно, был и чем он там занимался.
Режиссер: Валерий Тодоровский
В ролях: Максим Суханов, Сергей Гиро
Родители-инфантилы занервничали: их мало что волновало, кроме собственных вечеринок, однако психоневролога сыну они все-таки оплатили. Но таблетки не помогли, и Мишку отдали на растерзание бабушке-травнице. Потом на повестке дня появился гипнолог (Максим Суханов). Правда, на первом же сеансе стало ясно, что гипнозу юный лунатик не поддается, однако мистер Волков — светило с мировым именем — работу с парнем не прекратил. И через пару месяцев Мишка перестал понимать, в реальности он живет или во сне…
Зачем смотреть: «Гипноз» — довольно нетипичный проект для фильмографии Валерия Тодоровского. Это почти камерная, по-скандинавски холодноватая драма с элементами детективной интриги. При этом в «Гипнозе» есть и история взросления, и вечные вопросы о праве человека распоряжаться чужими жизнями во имя высоких целей. Кстати, частично этот проект базируется на личном опыте режиссера: лет в двенадцать Валерий Тодоровский несколько месяцев ходил на групповые сеансы к известному гипнологу. Правда, будущий режиссер, как и его герой, гипнозу не поддавался — зато он стал свидетелем довольно необычных экспериментов, и часть из них вошла в фильм.
«Дочь рыбака»
О чем: Беда никогда не приходит одна. После того, как отец Сары не вернулся с рыбалки, заболел ее младший брат. Потом из моря ушла вся рыба, и рыбаки раз за разом возвращались домой с пустыми сетями, потом умерла от родов соседка.
Режиссер: Исмаил Сафарали
В ролях: Хамаил Гасанова, Гюнеш Мехтизаде
Жители деревни связали первую трагедию с остальными, и поняли, что им мстят духи — ведь деревня не похоронила погибшего рыбака. Однако хоронить было некого: тело отца Сары море не вернуло. Тогда старейшины решили отпевать пустой гроб. Но шестнадцатилетняя девочка верила, что отец еще жив, и на эти «похороны» не пришла…
Зачем смотреть: Вечное противостояние солнца и моря, бескрайнее побережье, узкие улочки рыбацкой деревни… И юная бунтарка в вызывающе красном платье — фильм-притча азербайджанского дебютанта Исмаила Сафарали очень красив. При этом никакой чрезмерной романтизации, равно как и чрезмерного упоения бытом, в нем нет: перед нами история вполне узнаваемой бедняцкой деревушки, живущей по средневековым законам, и молодой девчонки, которая нашла в себе силы эти законы нарушить.
«Мелодия струнного дерева»
О чем: Чарующая восточная сказка: Лейли и Медлум сгорают от большой и трагически-прекрасной любви. На земле быть вместе они не могут, ведь красавицу выдают за другого. Поэтому влюбленные выбирают небо — там они никогда не расстанутся.
Режиссер: Ирина Евтеева
В ролях: Владимир Кошевой, Владимир Аджамов
А Поэт тем временем встречается со своим Ка, квинтэссенцией жизненной силы человека, и путешествует вместе с ним сквозь пространство и время….
Зачем смотреть: Ирина Евтеева работает по уникальным авторским технологиям: сначала она снимает сцены с актерами, а потом обрабатывает каждый кадр вручную, «разрисовывая» его с помощью красок, световых проекций и подручных материалов, превращая игровое кино в анимацию. Получаются визуально-поэтические фантазии, в которых на первый план выходит эмоциональная составляющая и попытка визуализировать слово.
В этот раз Ирина Евтеева работает с поэзий Хлебникова. «Мелодия струнного дерева» состоит из двух частей: первая — это вольная «экранизация» поэмы «Медлум и Лейли», вторая — поиск визуального воплощения «сверхповести» «Ка». Кстати, стоит помнить, что предыдущий фильм режиссера «Арвентур» стал триумфатором ММКФ 2016-го года, получив специальный приз жюри.
Большая поэзия российского авторского кино: от рока до хип-хопа
Time Out сделал подборку российских фильмов, по которым можно проследить, как рок постепенно сменяла хип-хоп культура и как время перемен и эпоха кризиса отразились в киносюжетах.
«На дальних рубежах»
О чем: Кыргызстан, российская военная база. Здесь каждый день — копия предыдущего, и суровая армейская рутина обещает быть вечной. Впрочем, у Марии (Виктория Толстоганова) на горизонте серьезные перемены: мужа Николая (Сергей Шнырев) переводят в Рязань, поэтому с прекрасным киргизским захолустьем семья прощается.
Режиссер: Максим Дашкин
В ролях: Виктория Толстоганова, Сергей Шнырев
Но любовь не ищет легких путей, поэтому за пару недель до отъезда Маша внезапно влюбляется. И хорошо отлаженная, комфортная повседневность сменяется настоящей трагедией…
Зачем смотреть: Еще один дебютный фильм в программе Международного Московского фестиваля. В этот раз мы имеем дело с «драмой провинциального захолустья», в которой от рутины до трагедии всего один шаг. Герои изменяют себе и своим принципам — факт физической измены в данном случае гораздо менее важен, и привычное благополучие рассыпается, как карточный домик.
«Растворяться»
О чем: Девушка-1 скромна и покорна: семья решает, с кем ей дружить и куда идти, брат роется в ее телефоне, а мать устраивает головомойку за малейший проступок. Девушка-2 раскрепощена и свободна: она живет в шикарных апартаментах, носит мини-юбку по самое «не балуй» и спит сразу с двумя парнями: с одним — из-за любви, с другим — из-за любви к деньгам.
Режиссер: Ким Ки Дук
В ролях: Динара Жумагалиева, Аружан Молдагалиева
В общем, барышни разные, но каким-то волшебным образом они подружились: распутница скромницу пожалела и взялась учить уму-разуму. А так как любое учение быстрее усваивается на практике, девушки стали меняться местами: Номер 1 занялась перевоспитанием токсичных родителей, а Номер 2 была вынуждена первый раз в жизни поцеловаться…
Зачем смотреть: Формально никакого отношения к России этот фильм не имеет: перед нами ко-продукция Республики Корея и Казахстана. Однако «Растворяться» снят на русском языке — поэтому пройти мимо не получится.
Впрочем, это все равно не фильм, а недоразумение. От Ким Ки Дука времен «Весны, лета, осени..» в нем ровно ничего не осталось. Перед нами почти любительский опус, снятый за пять дней ради «галочки», с неразработанным, корявым сценарием и пародией на режиссуру. С актерами дела обстоят не лучше: Ким Ки Дук, не знающий русского языка, видимо, даже не догадывается о том, что его исполнители банально забывают текст, оговариваются и часто не могут убедительно справиться со своей репликой. Что же касается главной актрисы, то она, безусловно, очень киногенична, но по совместительству — вот ведь совпадение! — является единственным продюсером фильма. Возникает логичное предположение, что весь проект и приглашение в него Ким Ки Дука — ее рук дело. Осталось только понять, как это «чудо» оказалось в конкурсной программе ММКФ — международного фестиваля категории «А».
«Уроки фарси»
О чем: 1942-й год, немецкий концлагерь. От расстрела еврея Жиля Кремье спасает чудо: один из бедолаг-смертников отдает ему книгу, написанную на фарси, и Жиль, размахивая ею перед карателями, врет, что он перс.
Режиссер: Вадим Перельман
В ролях: Нуэль Перес Бискаярт, Ларс Айдингер
Те не очень-то верят, однако волокут его к офицеру Коху: он как раз требовал найти ему перса и даже обещал шикарный гонорар за труды — 10 банок тушенки. Дело в том, что Коху нужен учитель фарси, ведь после войны он собирается открыть в Тегеране собственный ресторан. И Жиль начинает преподавать язык, о котором он не знает вообще ничего…
Зачем смотреть: «Уроки фарси» сняты на немецком языке — но это, во-первых, совместный проект России, Германии и Белоруссии, а, во-вторых, режиссером фильма стал Вадим Перельман. Правда, премьера состоялась на Берлинском фестивале (в секции Berlinale Special), поэтому в основной конкурс ММКФ он не вошел и был показан в одной из параллельных программ.
Как бы то ни было, «Уроки фарси» — полный антипод «Блокадного дневника». Здесь нет попыток манипуляций, нет желания спрятать профессиональные огрехи за сложностью темы и важностью послания. Перельман просто рассказывает шокирующую историю о холокосте, но не мажет экран черной краской, а снимает по-настоящему зрительское кино. Иногда, правда, «Уроки» кажутся излишне живописными — стоит отметить бесподобную работу оператора Влада Опельянца — но визуальное решение и отказ от черно-белого формата не ослабляют воздействия фильма. И на финальных титрах зал плачет: искренне и без каких-либо эмоциональных провокаций со стороны режиссера.
Спасший одного спасает весь мир. 5 книг и 5 фильмов о спасении людей во время Холокоста
Time Out вспомнил 5 книг и 5 фильмов о неравнодушии людей во время одной из самых страшных трагедий ХХ века.