Послушай своих: российские релизы, которые стоит добавить в плейлист в апреле
«Базар» — «Бадди Альварез»
Дмитрий Милаев и Дмитрий Неустроев:
Из наших альбомов «Бадди Альварез» — самый музыкальный: в нем много живых инструментов, записанных в основном собственноручно. Еще в этом релизе преобладают вокальные партии. Это наша первая пластинка, которая не отличается хип-хоп звучанием и, более того, содержит буквально несколько рэп-куплетов. Практически с самого начала «БАЗАРа» желание выйти за рамки хип-хопа все нарастало — и в какой-то момент мы одновременно и заскучали в этом жанре, и поняли, что обладаем необходимыми навыками, чтобы писать песни с вокалом, а не читкой.
Жанровый состав альбома — усталый блюз-рок и старомодная латина. Раньше мы уже экспериментировали в этих стилях. Что касается латины, это были песни «Москва», «Ботинок», «Потанцуй». Если говорить про блюз, то уже много времени прошло с тех пор, как вышли «Вегас» и «Брат». Наконец такого рода треки перестали быть частными случаями, превратившись в концепцию отдельного релиза.
«Бадди Альварез» открывает песня «Школьный учитель» — она про молодость, любовь и депрессию. Можно сказать, что с нее же началось и написание альбома. Это одна из немногих композиций, в которой звучит сломанное пианино, что давно пылится на нашей студии.
Одним из последних же был написан трек «В этой смертной тоске» про уныние осени и зимы и неудавшуюся любовь. Возможно, он немного выбивается из общей стилистики, однако его настроение достаточно точно совпало с атмосферой тех мест, где мы живем последние два года. Речь про здешние пейзажи, несколько ближайших деревень и трассу.
А одна из самых любимых наших песен — «Русского блюза нет», она достаточно личная. Если говорить о тексте, то он появился утром в баре, а прочие подробности опустим. Любопытно, что текст был написан на музыку, от которой в итоге не осталось совсем ничего. К слову, через несколько дней должна состояться съемка клипа на этот трек.
ATOW — «Москва»
Алексей Максимов:
Альбом «Москва» — это семь песен, как и семь холмов столицы. Цельная история, действие которой разворачивается скорее вокруг нас, а не в конкретном месте или городе. Основной вектор композиций — смерть, космос и поиски человеческой мечты. Я в своем творчестве стараюсь держать максимальную дистанцию от социальных и политических тем.
Отчасти релиз приурочен к 60-летию первого полета человека в космос. Это очевидно, если посмотреть на обложку с кораблем «Восток-1». Над графикой поработал мой друг, дизайнер Антон Шиферсон, ранее оформлявший релизы для проекта Lindemann.
Звучание балансирует между синти-попом и пост-панком. Я не люблю Lo-Fi эффекты и нарочное уничтожение звука. Приятно, если вкусное блюдо подается в качественной посуде — то же самое можно сказать и про музыку. Я делаю яркую палитру звука во время микширования, даже если идея на деле самая простая.
«Москва» — заглавная композиция релиза. Голос Юрия Левитана в ее начале был добавлен в последний момент работы над аранжировкой. Это отражение двух эпох и заигрывание с текстом припева: «Внимание: говорит Москва! — Молчит Москва».
От фестивального бума до рэперов в «Олимпийском»:
«Рассматривая звезды» — романтический дауншифтинг. Идея песни родилась несколько лет назад на ночном кипрском пляже. Мы рассматривали звезды, маяк и идущие вдалеке корабли. История про те моменты, когда готов встретить призрака Лавкрафта или своего доппельгангера, а не получать смски от банка или с работы.
Песня «Порно-кино» — попурри на отечественную инди-сцену. Куплеты дословно состоят из отсылок к трекам и названиям отечественных групп, которые мне симпатичны. «Когда тебе грустно, казусы вызваны комой» — привет, «Пасош», «Казускома» и все остальные! Строчка «я ищу двойников твоих в порно-кино» — это не о вульгарности, а про любовь к конкретному человеку. Дорогая, я знаю, что ты это читаешь.
«Влажность» — «Ультранасилие-2»
Никита Соколов:
«Ультранасилие-2» — логическое продолжение первого «Ультранасилия», нашего прошлого релиза. Мрачноватый атмосферный арт-рок, смешанный с мелодичным и качающим поп-панком. Мы постепенно двигаемся в сторону нового для нас мейнстрим-звучания, хотя лирический герой песен остается верным себе.
Он продолжает болезненное самокопание, борется с вредными привычками, любит, ненавидит, скучает, хочет вернуть то, что уже не вернешь, ругается и мирится с родителями, пытается покончить с собой, но в итоге прибегает к помощи психотерапевта, который делает все только хуже. Ведь он просто профдеформированный манипулятор с манией величия. Лирический герой уходит от него с выводом, который венчает обе части «Ультранасилия»: никто, кроме тебя, не сделает тебя другим.
Первый трек на релизе «Никуда не надо сегодня» я написал во время карантина, когда был заперт дома, никуда не выходил и не было никаких дел — я спроецировал эту ситуацию на нормальное время, когда о самоизоляции мы еще не думали. У меня случаются приступы интроверсии: мне не хочется никого видеть. В голову лезут нехорошие суицидальные мысли, я просто сижу в комнате — мне лучше не звонить, не трогать, я остаюсь наедине с собой. Песня об этом же, ничего в ней оптимистичного нет, но зато она круто звучит: в ней шикарные риффы Олега и сочная драм-партия Сони.
Вторая песня, о которой хотелось бы рассказать, — «Места». Она о том, как после расставания со своей бывшей девушкой, с которой, кстати, уже сошелся, я очень скучал. Я был на тот момент в Питере — просто сорвался туда один, чтобы забыться, пьяный бродил по улицам города и вспоминал, как мы с ней полгода назад гуляли там вместе. Я проходил знакомые локации, и тогда родился припев «Места, мимо которых я прошел, не думая о тебе», а вокруг этих строк появилась и вся песня. Получился лирический поп-хит, с цепляющим припевом и запоминающимися гитарами.
И еще мне очень нравится финальный трек «Был у психолога». Я решил вдохновиться британским рэпером Slowthai, его читкой, а наш гитарист Олег вдохновился британским направлением арт-рока, шведской группой Viagra Boys и группой Idles. Соответственно, он написал мощный рифф, а я жесткий текст подал в меру агрессивно. Текст появился гораздо раньше музыки — наверное, за год до начала написания альбома. Это было одно из моих стихотворений, и я решил его увековечить в песне.
В ней как раз звучит итог всего релиза: стоит разбираться самому со своими проблемами, ты можешь рассказать о них, но по-настоящему они никому не нужны.
«Фланелевая рубашка» — «Джунгли»
Илья Федоров:
Альбом мы начали писать год назад, в феврале 2020-го, еще до начала пандемии. Тогда я вернулся с Кубы, и, хотя раньше не очень любил отдых, особенно в жарких странах, эта поездка меня очень вдохновила.
Вкратце расскажу про наш процесс записи. Обычно я придумываю основу: вокал, гитару, электронные ударные, синтезаторы и текст. После скидываю наработки своему басисту Владу, он приезжает ко мне, и мы вместе сидим и доделываем композиции: что-то добавляем, что-то убираем.
Первая песня, которую я написал, была «И я люблю тебя». Она максимально солнечная, морская и душевная. В ней я использовал купленные на Кубе инструменты — маракасы и клаве.
Дальше наступило «Утро» — это легкая песня про то, как иногда наши ожидания не совпадают с реальностью. В ней мне очень нравится фортепиано, записанное моим преподавателем по вокалу. Сразу веет атмосферой Италии, где в ресторане кто-то сидит и играет на рояле.
Примерно в это же время зародилась заглавная композиция — «Джунгли». В ней говорится про городскую суету и про то, как легко в ней потеряться и забыть себя. Этот сингл мы, кстати, отправляли на прослушивание Ивану Дорну — он назвал «Джунгли» приятным баловством, которое резонирует с его душой.
Позже, уже ближе к осени 2020-го, появилась песня «Каково быть мужчиной?». Она стала очень значимой и одновременно противоречивой для меня. Я задавал себе серьезные вопросы, а так как внутренне еще не дошел до ответов на них, то решил записать трек-мотивацию, чтобы он помог всем людям, которым, как и мне, порой трудно осознать что-то. И да, хочу добавить небольшой дисклеймер: этот трек абсолютно для всех, вне зависимости от пола.
А моя любимая песня с альбома — «Мысли». В плане музыки мы с Владом очень вдохновились Антохой МС и подумали, что надо сделать что-нибудь танцевальное, но при этом с разговором о непростых вещах, затрагивающим понятие «навязчивые мысли». Я стараюсь придерживаться баланса между важными темами и легкой эмоциональной подоплекой.
В принципе, если смотреть на концепцию альбома (а для меня имеет значение общее настроение релиза), можно понять, что он про длинный путь. Проходя сквозь джунгли, через различные испытания, герой становится сильнее и мудрее.
«Наша Таня» — «Не потеряй свое волшебство»
Таня Шильцина:
Релиз «Не потеряй свое волшебство» — это своеобразная весна в моей музыке. Поэтому, наверное, хорошо, что он вышел именно сейчас: гораздо позже, чем мы изначально планировали, но когда все оживает и светит солнце. Перед этим альбомом я выпустила несколько довольно суровых песен, связанных с ненавистью к себе и социально-политической повесткой, и была рада наконец вернуться к мягкой мелодичности и текстам о надежде и борьбе с собой во имя будущего и любви.
Название альбома раскрывается в интро «Пожалуйста» — эта фраза, как и завершающее высказывание в последнем треке, была мыслью другого человека, которую он когда-то озвучил в нашем диалоге, а я зацепилась и сохранила. Я всегда вдохновляюсь людьми и своим опытом взаимодействия с очень разными внутренними мирами, моим собственным в том числе. Поэтому большинство песен в формате диалога — даже те, которые я адресовала самой себе.
Я очень романтизирую случайные пересечения и убеждена, что даже самое короткое знакомство происходит, чтобы в голове отложилась какая-то мысль, возник принцип, пришло осознание. У меня такое было несколько раз — очень важно замечать это и быть благодарным.
О многогранных музыкантках разных жанров:
В релизе десять песен, включая интро, и я хотела, чтобы за эти полчаса слушатель смог пережить весь спектр эмоций. Вспомнить, как ощущается боль закрытых этапов и расставаний, пережить принятие, вдохновиться на то, чтобы стать лучшим собой. И все же главный мотив в альбоме, как и во всем моем творчестве, — бесконечное блуждание по лабиринту своей личности. Думаю, человек становится взрослым тогда, когда понимает, насколько мало он себя знает, — и начинает прилагать усилия, чтобы сделать это по-здоровому и без вреда для окружающих, как это часто делают подростки.
Мы все очень разные и одновременно одинаковые, поэтому, затрагивая очень личные темы, я часто попадаю по больному месту слушателя — об этом мне писали не раз. Так что, наверное, могу сказать, что этот альбом обо мне и обо всех. Откровенный, колющий и обнимающий, находящий нужные слова.
Самый важный и мой любимый трек — «Нет тепла». Там звучит, пожалуй, главная мысль всей пластинки: «Когда в кровати нет тепла, я разыщу его внутри, ты только мне верни меня». Спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Песня была написана очень хаотично, и некоторые образы даже для меня до сих пор полностью не раскрыты, но этот текст вместе с мощнейшим инструменталом пропитаны одновременно таким концентрированным отчаянием и такой огромной надеждой и верой, что, мне кажется, это крайность, которой я являюсь почти постоянно. И наверняка не только я.
Из полных противоположностей — песня «Видит бог». Она впервые вышла еще прошлым летом в виде сингла. Мое любимое самобичевание с «но» в припеве: «Видит бог сквозь грязь и тучи, как сильно я хочу быть лучше». Тот самый диссонанс, который мы испытываем, когда творим кучу неразумной и незрелой фигни, а потом думаем: зачем же мы так поступили, ведь мы хотели совершенствоваться, становиться лучше и осознаннее. И звучание у этого трека совсем другое — более энергичное и летнее.
«Люби свои слезы» я написала своей лучшей подруге как пожелание на день рождения: она тогда столкнулась с очень тяжелой ситуацией и трудно ее переживала. Для меня стало очевидно, что это финальная песня, сразу же, как только мы сделали первое демо. Я поняла, что последним высказыванием на этой пластинке должно быть именно «люби свои слезы» как завершающая стадия — принятие. Принятие того, что иногда может быть больно, иногда слабо, иногда как будто совсем безнадежно.
Все эти грани нужно принять и полюбить, чтобы не погрязнуть в ненависти к себе просто за то, что ты живой. Несмотря на то, что говорят вокруг, ты сможешь гораздо легче пережить чужую ненависть, чем внутреннюю. И в самом финале есть такое микро-аутро с одной из простых, но значимых фраз: «В конце всегда все хорошо». И все мы знаем, что зачастую это и правда так.