Послушай своих: российские релизы, которые стоит добавить в плейлист в декабре
Сориентироваться в бесконечных обновлениях стриминг-сервисов и найти те песни, которые захочется постоянно переслушивать, не так-то просто. Time Out решил облегчить вам эту задачу и помочь разнообразить плейлисты — российские музыканты представили свои релизы, рассказав об истории их создания, концепции и значимых треках, которые стоит послушать до конца года.
Иван Лужков — «Продавец облаков»
Фото: сообщество исполнителя ВКонтакте
Иван Лужков:
Однажды я решил выпустить на стримингах песни, которые записывал под псевдонимом Никита Прокопьев, но быстро понял, что из десяти альбомов, вышедших с 2010 по 2015 годы, мне не нравится ни один. Где-то встречаются слабые песни, где-то невнятно сделан звук. И я собрал группу, чтобы перезаписать некоторые вещи. К тому же мне было интересно, как они прозвучат вживую и в сегодняшнем контексте.
Материал для альбома «Продавец облаков» мы создавали командой из профессиональных, опытных и талантливых музыкантов. Запись растянулась практически на три года: каждому хотелось внести что-то свое — и в итоге процесс настолько увлек всех участников, что потребовался взгляд со стороны. Человеком, который объяснил нам самим, что у нас получается, стал известный электронный музыкант и продюсер Александр Зайцев.
Песни выбирал я: пересматривал архивы, пробовал играть под гитару или фортепиано. То, что выглядело интересно, приносил на репетиции. Не все получалось: в группе были джазовые музыканты, для которых кое-что было примитивным или чуждым стилистически. Решающее слово в компоновке итогового треклиста оставалось за Зайцевым. Из композиций он сумел сложить сюжет, который удивил даже меня. Они оказались близки между собой по теме, а образы в них — родственными. Именно Александр сформулировал идею альбома как высказывание о детстве и взрослении.
«Продавец облаков» звучит именно так в значительной степени благодаря звукорежиссеру и продюсеру Сергею Григорьеву, переехавшему в Челябинск из Петербурга около 12 лет назад. Григорьев начинал как концертный звукорежиссер в легендарном клубе «Зоопарк» и в свое время приложил руку к записям «Ночных снайперов», «Телевизора» и Федора Чистякова. В нашем случае он не просто записывал группу, но и собирал финальные варианты аранжировок песен, а в «Облаками вниз» сыграл на ритм-гитаре.
Расскажу о песне «Школа», открывающей альбом. До последнего момента я умолял Зайцева исключить ее из треклиста. Мне казалось, что в ней мы промахнулись с тональностью — мне было низковато и не очень комфортно петь. Грув тоже казался неподходящим, практически в стиле диско. Что-то с ней было не так, не спасал даже открывающий рифф, напоминающий Walk On Нила Янга. Однако в итоге я согласился с тем, что она хороша — именно как первая на пластинке. Ее нейтральная краска, отсутствие чрезмерно акцентированных хуков, размеренный ритм — все вместе создает правильную экспозицию для дальнейшего прослушивания.
«Прямо в губы» — «Фанаты драмы»
Фото: сообщество группы ВКонтакте
Дмитрий Иваников:
Песни с этого альбома зрели еще с 2016 года. Мы с Дашей долго не могли научиться взаимодействовать друг с другом, так как оба — личности и имеем взгляды на все, что касается нас. Для меня альбом «Фанаты драмы» про преодолении препятствий, установление приоритетов, взросление и умение кайфовать в любых ситуациях. Мне очень не хватает в современной музыке мелодий, живости и насыщенных аранжировок. Поэтому у нас и очень качовый низ, чтобы была пульсация бочки и баса, я в каждой песне старался сделать хук — или в вокале, или в инструментах.
Мне не хотелось создавать нарочито синти-поп звучание или вообще останавливаться на каком-то одном стиле, вся наша музыка — микс из моего багажа детских воспоминаний, травм и переживаний: Анджело Бадаламенти, Эннио Морриконе, Depeche Mode, Metallica, Red Hot Chili Peppers и Modern Talking.
Я считаю, что музыка должна вдохновлять и не столько быть фоном для слов, сколько договаривать то, что не сказать и не передать словами. Так как я гитарист, а не клавишник, но очень люблю клавиши, то партии клавишных получились очень гитарными. И часто гитарные партии я перекладывал на клавиши — и наоборот.
Песня «Прямо в губы» возникла из 45 разных аранжировок и вариаций. Изначально она звучала прямо противоположно тому, что мы слышим в оригинале: я придумал гармонию из трех аккордов и долго подбирал мелодию. Когда она была готова, то повела меня дальше в куплет, а после — в припев. По итогу мы сложили все составляющие вместе, но результат нас не устраивал. Тогда я решил поэкспериментировать с синтезаторами, появилось басовое вступление и гитарные интервалы. Это вылилось в длинное вступление, приводящее нас в басовый рисунок, от которого очень хочется танцевать.
«Глинтвейн» — одна из новейших наших композиций, родившаяся на репетиции, когда мы перестали играть с синтезаторами, оставив только гитару, бас, ударные и голос, и все время идет гармония из тоники, терции и квинты. Фишка в том, что бас уходит в нижнюю «ре», а не наверх.
«Блестки» — крутой трек, где сперва все было иначе, а в итоге от той версии ничего не осталось. Вначале я озвучил интро, которое мне очень нравится, но жутко бесило нашего барабанщика Диму Хабирова. Мы ворчали, но решили его переделать. Так появился синтовый рифф на трех нотах через октавы и басовый рисунок медиатором. А еще там классный припев, над которым мы долго работали.
«Вчера» мы с Дашей придумали на кухне у нее дома. Слушали Сергея Лазарева — и захотели такую же простую песню. Я и сочинил. Одна из моих любимых мелодий с альбома, горжусь ей. А текст, по моему мнению, самый честный и органичный.
Даша Меркушева:
Весь альбом «Фанаты драмы» — это диалог. Попытки договориться с другим человеком и понять его. Тут и дерзость, и искренность, и злость, и нежность — весь набор чувств, которые мы испытываем в отношениях.
Мне нравится история про то, как мы сочинили «Рис». Эта песня как раз из тех, которые были написаны еще в 2016 году, но припев был совсем другой. Дима категорично заявил, что ему не нравится, а я к нему уже прикипела. И прямо на репетиции, что обычно бывает редко, мы стали сочинять новый текст. Я открыла свои заметки со стихами, и Дима зацепился за это «в арендованном авто». Моему возмущению не было предела: это не похоже было на припев в моем понимании. К концу репетиции я смягчилась и приняла его. А потом мы с ним дописали куплет. Я предлагаю строчку, а он продолжает. Это интересно, потому что со своей «женской» стороны я бы продолжила иначе, а он показывает свой взгляд. Так появились «не на бонусы покупаешь мне кофе». Вот так и получается диалог.
«Ленты» — это собирательный образ двух моих подруг. Что-то типа «Нюркиной песни» Янки. Такое проявление эмпатии и желание помочь на мой лад. Когда мы ее сочиняли, то выложили видео на YouTube-канале. Там еще мы только пробуем совместить мелодию, которую Дима написал еще до нашего знакомства, кажется, и слова. Забавно смотреть, когда уже знаешь, что из этого вышло в итоге.
«Фанаты драмы» — как принятие самих себя. Любовь к заигрыванию и излишней драматизации происходящего, свойственной страстной влюбленности. Это мы, повзрослев, узнаем, что это не про любовь, а про созависимость, но в моменте кажется иначе. Это именно то, что показывает нам кино, как все должно быть.
«На ножах» — «Нежность»
Фото: сообщество группы ВКонтакте
Павел Орлов:
Наша группа существует без малого три года, и «Нежность» — наш третий альбом. Как-то сам собой сложился такой интенсивный темп работы и что все пластинки выходили по осени. Просто пишем новый материал, записываем, сводим, выпускаем — есть что сказать, есть идеи и (чудом) хватает ресурсов.
Мы далеко не самая веселая группа, предыдущий альбом был выдержан в одной краске, очень мрачной, это по названию понятно — «Все умрут и никого не останется». С тех пор мы не стали сильно веселее, но захотелось разнообразить звучание, добавить красок, настроений и тем, где-то усложнить, а где-то, наоборот, упростить структуры. Мы постарались придерживаться такой концепции: пляшем от платформы в виде нойз-рока и пост-хардкора, но добавляем к этому элементы из любых других стилей.
На альбоме есть откровенно попсовые ходы, почему бы и нет? Есть дэнс-рок, прогрессив, фанк, чуток рэпчика, немного джаза, щепотка лоу-фай хип-хопа и даже заход в электронику («Моя тоска», «Хоррор»). Вероятно, отчасти захотелось быть более френдли к широкому кругу слушателей, но главным образом мне интересна музыкальная сторона: нравится экспериментировать с жанрами и делать то, что еще не делал, вообще люблю эклектику и сочетание несочетаемого. Собственно, если говорить про какое-то вдохновение, то этот творческий поиск и есть сам по себе источник вдохновения.
Отдельная радость для меня работать с приглашенными музыкантами, которые дополняют наши поиски в звуке. Так на этом альбоме в трек «Дружеский огонь» добавил хип-хопчика Антон Жаголкин, вокалист группы «В**** ему, Донателло!»; Алина Евсеева из Lucidvox привнесла глубину, спев в композиции «Слишком много нежности»; а Петя Петяев из фри-джаз проекта «Петяев-Петяев» влетел с пронзительной партией саксофона в песню «Праведник». Нашлось также место трубе, клавишным, разной перкуссии, шугейз-стайл бэкам — в общем, такой не самый стандартный набор, если исходить из рамок нойз-рока.
Я, пожалуй, соглашусь с мнениями из рецензий, что мы совпали с близким многим сейчас состоянием, когда не осталось сил на ненависть и борьбу. На прошлой пластинке, сделанной на фоне ада 2020-го, было много злобы. А сейчас такой как бы афтершок — социально-политическая обстановка, пандемийная и так далее лучше не стали, но в реакции на происходящее наступило выгорание.
Видимо, оттого и на альбоме больше треков с личными переживаниями (есть даже песня про отношения — «Помни»), а социально-политические телеги стали более отстраненными и философскими что ли («Дикое поле»). Впрочем, осталось место и прямолинейности: трек «Праведник» — самый масштабный для нас на данный момент, он посвящен проблеме домашнего насилия, буквально писался под впечатлением от дела сестер Хачатурян.
Если выделять какие-то треки, то я бы назвал для старта «Весну» — она была написана первой для альбома и задала вектор. Здесь, пожалуй, отчетливее всего виден концепт игры с жанрами на базе нойз-рока — три части, которые довольно сильно отличаются как музыкально, так и по настроению, колеблясь от яростно-дэнсового вайба до меланхолии.
Песня «Дружеский огонь» для нас несколько необычна, поскольку строится на слэповом рифе в духе Primus, скоростном бите и читке. Это такое ироничное размышление на тему склонности нашего народа к пожиранию самого себя.
И еще выделю, пожалуй, «Маленькие смерти» как самый простой, легкий и доступный трек релиза. Отправной точкой для песни послужило произведение Уильяма Берроуза, где он размышляет о трагичности потери домашних питомцев и равноценности жизней животных и человека. Тут мы постарались создать атмосферу светлой тоски и примирения с неизбежным, в чем особенно помогла партия трубы. Наш звукорежиссер даже считает, что ее соло — лучший момент альбома. Надеюсь, слушатель найдет на пластинке и другие годные мотивы, но этот определенно самый светлый.
Анна Дворжецкая и LES ROOK — «Саломея»
Фото: сообщество Анны ВКонтакте
Анна Дворжецкая:
Наш альбом получился свежим и летним, поэтому, выпуская его в декабре, мы хотели согреть музыкой тех, кому отчаянно не хватает тепла и солнца. «Саломея» — это альманах историй, вдохновленный ретро-мотивами и чистым звучанием поп-музыки ушедшей эпохи. 11 песен, написанных для фильмов, пока никем не придуманных или переосмысленных музыкантами.
«Лето с Моникой» — будто бы монолог главного героя из одноименного фильма Ингмара Бергмана. Здесь он звучит в исполнении девушки, и это делает историю актуальной для 2021 года, в то же время напоминая, что у любовных переживаний нет гендера.
«Саломея» — песня, которая дала название релизу, кажется холоднее на фоне остальных. История про «последний танец перед смертью», где смерть олицетворяет финал отношений, апофеоз боли, который дает толчок к перерождению. Эта композиция пронизана желанием жадно проживать каждый миг.
«Сияние» — дуэт о силе музыки, связывающей все и вся воедино. Какие бы ни были разногласия между людьми, какое бы ни было настроение, создание и прослушивание музыки позволяет каждому одновременно стать ближе друг к другу и оказаться дальше от проблем повседневности, почувствовать себя частью чего-то большего.
«Вся Королевская Рать» — крайне важный элемент всего альбома, его финал. Она подводит некую черту под всем разнообразием красок и эмоций на пластинке, напоминая нам о том, что мир на самом деле пропитан нежностью. Надо лишь уметь ее находить в себе и окружающих.