Послушай своих: российские релизы, которые стоит добавить в плейлист в феврале
Сориентироваться в бесконечных обновлениях стриминг-сервисов и найти те песни, которые захочется постоянно переслушивать, не так-то просто. Time Out решил облегчить вам эту задачу и помочь разнообразить плейлисты — российские музыканты представили свои релизы, рассказав об истории их создания, концепции и значимых треках.
Екатерина Яшникова — «В этой пустоте»
Написание нового альбома началось с депрессии, связанной с выходом предыдущего. В «Пулю» было вложено много сил, времени, денег и надежд, но релиз ожиданий не оправдал, и это меня подкосило. Тогда я вспомнила слова одного моего друга-режиссера: «Если твой фильм провалился, снимай следующий».
Я решила взяться за следующий альбом, а в нем рассказать о том, что у меня болит, и таким образом освободиться от тяжести невзаимностей, которые накопились за столько лет. По сути, это самотерапия, которая реально помогла: мне стало легче, некоторые истории меня отпустили.
Как и ранее, я снова решилась на эксперименты, немного изменила звучание. «В этой пустоте» — это больше инди-рок, поп-рок пластинка. В ней очень много легких, практически воздушных композиций, но есть и драйвовые вроде «Вавилона». В вокальном плане новый альбом тоже сложнее предыдущего. Надеюсь, это будет заметно.
В 2021 году я очень остро чувствовала одиночество и неустроенность, меня не покидало ощущение, словно я нахожусь где-то глубоко под водой: никто меня не слышит, рядом вроде бы есть друзья и близкие, но осознание давящей пустоты не исчезало. Оттуда и доносятся композиции.
Это попытка рефлексии, она была нужна прежде всего мне самой — звучит очень лично. Наверное, поэтому в альбоме и заложена большая терапевтическая сила: несколько человек, что познакомились с ним, признавались, что слушать было больно, так как песни вскрывают старые шрамы и заставляют заглянуть в себя. Кто-то после прослушивания даже позвонил тем, с кем были связаны непережитые травмы, и закрыл гештальт. Мне кажется, когда обычная музыка побуждает к такому — это о многом говорит.
Крах Clubhouse и сюрпризы Земфиры. Главные музыкальные события 2021
Time Out вспоминает музыкальные новости за год и подводит итоги.
На альбоме десять треков, и все они о любви: безответной, тяжелой, но которую все равно носишь с собой и не можешь отпустить. Мне больше всего нравится песня «Вавилон». Я вынашивала ее очень долго, с 2015 года, припев помогал мне в особо непростые моменты. Поэтому сейчас ее прослушивание дает силы и внутреннюю уверенность.
Самая тяжелая для меня песня, которая каждый раз защемляет что-то внутри и бьет по сердцу — Backspace. Она вся про меня и про десятки похороненных переписок. Думаю, эта история будет близка многим. Потому что страх отвержения знаком чуть ли не каждому, отсюда — сообщения, за которыми прячется что-то важное, что никогда не будет озвучено.
Этим альбомом я бы хотела показать, что чувствует человек, когда сталкивается с безответностью. Чтобы одни выплакали свою боль, а другие поняли, как порой бывает нелегко и постарались относиться друг к другу бережнее.
Дата релиза была выбрана и согласована за полтора месяца до премьеры. После событий в мире я не знала, как теперь воспримут альбом, но оказалось, что в такое время многим нужен хотя бы небольшой островок спокойствия. И кто-то нашел его в этой музыке. Значит, правильно, что мой альбом все-таки вышел.
Bicycles for Afghanistan — «Фьючерлэнд»
Алик Южный:
На мини-альбоме «Фьючерлэнд» мы захотели отразить довольно специфическую вещь — ощущение будущего, созданного в прошлом. Здесь тяжелые ритмы индустриальных драм-машин соединяются с атмосферными гитарными переливами и тенор-вокалом, то и дело возникают поп-мотивы нулевых и неожиданные открытия в виде комбинации эмоционального рока с джанглом.
Такое, нам кажется, мало кто делал, очень интересно открывать подобные направления на ощупь. На этом релизе мы сделали шаг к исследованию настоящего, пониманию того, из чего состоит наш музыкальный вкус и что его сформировало. Помог достичь правдоподобных референсов в том числе и новый инструментарий в виде двух необычных синтезаторов — Korg Triton и Sequential Prophet 6. На них сыграны многие хиты прошлого, и каждый звук несет в себе ностальгическую атмосферу.
Мы не стесняемся менять свою музыку, поскольку нет ничего более скучного, чем стоять на месте. С каждым своим релизом мы стремимся открыть некую новую дверь и очень рады тому, что большинство слушателей следует за нами.
Весь релиз был полностью создан и спродюсирован участниками группы, а мастеринг осуществлялся в Калифорнии мастеринг-инженером Maor Appelbaum, известному по работе с Faith No More, Yes и Sepultura. Именно за счет исключительного аналогового окраса и детализации нам удалось достичь нужного результата и склеить между собой все жанровые поиски.
Нам кажется, «Фьючерлэнд» — очень светлая пластинка, которая дарит легкость и воздушность, которые невероятно важны в столь стрессовое время. Обязательно дайте ей шанс.
«Бледно-черное» — «Рэп»
Роман Михеев:
Дебютный альбом — это, наверное, у всех попытка уместить в один релиз и старое, и новое, и что-то медленное, и лиричное, и какие-то задорные, в чем-то наивные темы, и только что написанную песню, которая, как ты думаешь, вообще разрыв. Во всяком случае, у нас так. Поэтому я бы не осмелился выделить один музыкальный стиль, чтобы окрестить этот альбом. В нем немного современного английского панка, вдохновленного Idles, пара припевов, написанных под впечатлением от Kvelertak, странный кавер на русскую народную, «Сайонара», которой лет десять уже — и все это замешано вместе.
Это наша первая большая работа с Соней, которая до этого никогда не пела в группах и не писала полноценных песен, но как-то прикалывалась по самобытному экспромту с рэпчиком на вечеринках, отсюда и «Рэп». Мы начинали записывать альбом, планируя весь вокал оставить речитативом или спокен вордом, как кому угодно, но Соня по ходу записи начала добавлять вокальные партии.
Мы больше года писали и сводили «Рэп», на каждую песню — кроме стандартных дабл-треков гитар, бэков и так далее — записали еще по 3-4 дорожки перкуссии. Например, в одноименном треке в апогее инструментального проигрыша в концовке наш барабанщик Зураб бьет по старому дорожному знаку, на котором лежит связка ключей. Еще есть рюмочка в «Питерской» и шейкер, имитирующий волны, в «России».
Клип на главную песню с альбома, как и она сама, достаточно открыто прокладывает дорогу самокопания, которой посвящен весь релиз. Разобраться в себе, в своих отношениях (об этом «Орфография» и клип на нее), в отношении к миру, самоидентифицировать себя в музыке, в культуре, прочувствовать традиции и наследие. Без названий, написанных капсом, без транслитераций, сока и рифмующегося с ним мата — такой рэп под такую музыку.
Соня Шевцова:
У Керуака есть строчка: «Даже если ехать некуда, продолжайте катиться под звездами». С нее начинается наша песня «В дороге», и она была отправной точкой для ее написания. Это альбом-путешествие — и хотя у каждого из нас есть основная работа, мы точно знаем толк в странствиях.
Есть еще одна песня с литературным заимствованием и про путешествия или даже про желание уехать — «Я люблю Россию». Припев здесь — вольная интерпретация стихотворения Цветаевой «Тоска по родине», а куплет рассказывает о тех чувствах, которые я испытываю, долго не бывая дома, о родной суете и атмосфере, которую не заменят киты и шейки.
Забавный момент: уже после записи мы узнали, что в 1974 году у Йозефа Бойса был перформанс «Койот: Я люблю Америку и Америка любит меня», где, прилетев в Америку и ни разу не ступив на ее землю, он оказался на три дня запертым в комнате с койотом, который наверняка лаял на него и был агрессивен, но по истечении срока позволил обнять себя и отнесся к художнику вполне снисходительно.
«Орфография» и «Это бесит!» — наверное, самые далекие от путешествий песни, скорее про самокопание, грезы и эмоциональные всплески. Первая — история выдуманной любви, точнее выдуманная история любви, которая так и не начинается на самом деле, потому что перегорает в голове влюбленной. Вторая — про суматоху и нехватку времени, но там абсолютно понятный текст, так что можно просто послушать.
«Света Лукьянова» — «Шрамы»
Светлана Лукьянова:
Мы были готовы выпустить «Шрамы» еще весной 2020-го, но пришлось подождать, пока утрясем бумажные дела с открытием лейбла «Казанализация», и EP стал его первым релизом.
Наш первый EP назывался «Грустные песни про любовь». Так получилось, что в «Шрамах» мы продолжаем исследовать тему сердечных страданий. Наверное, мы не перестанем это делать никогда. Надеюсь, несмотря на искренность наших интонаций и серьезность тем, мы не растеряли свой фирменный юмор и иронию — и слушатели это видят и радуются. Ведь нет ничего скучнее, чем артист, который относится к себе слишком серьезно.
Песню «Передумала» мы написали на заказ как саундтрек к киноальманаху на соответствующую тему. Это гимн чувству облегчения и готовности к новому, которое люди испытывают, когда передумывают что-то делать. В итоге песня в фильм не попала, но мы даже не расстроились — благодаря дедлайну мы аранжировали и записали ее быстро, а не как обычно.
Еще одна «заказная» песня на пластинке — постпанк-трек «У белого кота» для проекта «Турбина» книжного магазина «Маршак». Текст про кота в трусах сочинил 11-летний мальчик Никита Тугумов. Согласно нашей статистике, эта композиция нравится и взрослым, и детям. Мы бы очень хотели выйти с ней к дошкольникам: это самая благодарная публика, которая слушает музыку на бесконечном повторе. Или хотя бы попасть с ней в TikTok.
Остальные песни у нас никто не заказывал, и все же сказать про них тоже хочется. «Девочка с розовыми волосами» посвящена крашу на вечеринке. У вас бывало такое, что в общей компании вам кто-то очень сильно понравился? Если да, она вам покажется близкой. «Из моей головы» тоже про влюбленность, но уже более сильную — когда ты не не можешь перестать думать о предмете своего обожания даже на секунду. А вот в «Шрамах» рассказывается целая история отношений, от начала и до конца. Этот трек проникнут ощущением светлой грусти, эти воспоминания уже не приносят боль героине: она рада вернуться и снова пережить в памяти счастливые моменты.
Группа «Света Лукьянова» — пространство экспериментов для музыкантов, которые устали от невыносимой ответственности в собственных проектах. Игорь Шемякин — фронтмен группы Harajiev Smokes Virginia, а Айдар Хуснутдинов и Тимур Митронин играют в Djinn City и Vatannar.
Поэтому на пластинке можно встретить песни «Из моей головы», вдохновленную группами «Демо» и «Вирус», «У белого кота», отсылающую к Joy Division и The Smiths, и «Холодную», которая отдаленно напоминает «Кино». Мы планируем продолжать экспериментировать с жанрами, так что в будущем можете ожидать от нас треки в стилях итало-диско и шансон. Как говорится, оставайтесь на связи.
Дима Мидборн — «Качественный отдых»
Альбом вышел в декабре 2021-го, к концу года — я был до глубины души убежден, что мы утратили способность отдыхать, так что хотел бы напомнить, как это сделать. Жанр я могу определить как усталую наррацию пропавшего в трудовых буднях человека, готового, но вяло способного на веселье. Мне видится, что это путешествие в чертоги коллективного подсознания любого большого города, рассказанное даже слишком энергично и функционально, но так для меня работает мегаполис, так работает танцевальная музыка.
Трек «Мероприятие» — про ситуацию, в которой, вероятно, оказывались и вы, когда почему-то телепортировались на мероприятие в известное заведение, но чувствовали, что не принадлежите этому пространству, вам здесь места нет. И слава Богу. «Квартира» была написана очень быстро во время карантинных походов в гости. Никаких заведений, никаких вечеринок, мир летит в тартарары, а вы все равно пьяный. Узнали? Согласны?
«Ощущение» — это «Квартира» наоборот: вы сидите себе дома и вдруг к вам ломится некто знакомый. Кто это? Друг? Враг? Бывшая? Вы не хотите, чтобы это с вами произошло, но в итоге все равно рады, потому что это первый человек, которого видите за последние две недели. А «Признаки» — это микро-одиссея от дома и до мероприятия.
«Почтовая служба Бангкока» — «На память»
Юра Старинский:
«На память» — самый меланхоличный и в то же время теплый альбом в нашей дискографии. Вдохновителем стал Мурманск, из которого каждый год уезжают замечательные и талантливые ребята в поисках других мест, где можно творчески и не только реализоваться. Ну, и климат: в нашем городе восемь месяцев в году зима и холод. Релиз состоит из четырех треков.
Музыка и мелодия вокала для песни «На память» появились спонтанно из импровизаций на репетиции. Мелодически это максимально простой трек с четырьмя, я бы сказал, классическими рок-аккордами. И если вдруг знаете как играется, например, Just Tonight группы The Pretty Reckless, то можете петь поверх и нашу песню. Текст писался дольше, чем сочинялась музыка. Немного в этом помог наш друг Леня из группы «Счетчик мыслей». Это довольно интересно — писать тексты с кем-то, смешивать разные образы, при этом не теряя основную идею. Саму песню тоже записали у него на студии.
Пока шел процесс записи, наш коллектив покинул барабанщик Денис, приняв решение переехать в славный город Санкт-Петербург, куда годом ранее уехал наш первый барабанщик Гриша — он уже успел поиграть в группе «Ауткаст», а сейчас занимается своими проектами Formasbryter и «Три метра льда». Жалко, конечно, было расставаться, но что поделать — это жизнь. Песня тоже получилась про то, как тяжело бывает прощаться.
Романтичная композиция про влюбленность «Океан» в итоге получилась не такой, какой задумывалась — это должна была быть баллада под акустику. Наверное, это и хорошо — тогда звучала бы как-то скучно и тривиально. Хотя, может, я ошибаюсь и в акустике она была бы лучшей в мире. Соавтором выступил мой давний друг Андрей, который играл в легендарной мурманской группе «513».
«Северный город» был написан в противовес одноименной песне группы «513», о которой шла речь выше. Очередным вечером я возвращался домой и слушал этот трек, где рассказывалось о Мурманске в позитивном ключе. Был жуткий холод, я шел и думал: а что тут такого хорошего? На тот момент многие знакомые музыканты уехали, концерты и прочая рок-движуха медленно, но верно начала сходить на нет. В общем, это тоска по Мурманску образца 2010 года, по тем людям и тому веселому времени.
«Любовь» была написана Андреем на репетиции во время импровизаций в 2010-м или 2011-м. Сейчас уже сложно установить точную дату ее появления, думаю, на просторах интернета можно с легкостью найти демо-версию. Мы решили дать ей второй шанс — видимо, настало время кричать со сцены о самом важном в мире, о любви. Это песня, под которую хочется радоваться и танцевать. Исполнил ее тоже Андрей — это был его вокальный дебют.
«Мой друг магнитофон» — «Романтик-306»
Никита Савра:
Альбом «Романтик-306» продолжает мою собственную историю, которая складывается из множества прожитых чувств и ситуаций, которые я пропускаю через присущее мне мистическое восприятие окружающего мира. Несмотря на то, что «Мой друг магнитофон» — группа не новая (в этом году исполнится пять лет с даты основания проекта), активной деятельностью мы занимаемся чуть больше года, когда у нас появился основной состав музыкантов.
Каждый наш альбом имеет определенную тематику и направленность. Мы не привыкли придерживаться конкретной стилистики, дабы пластинки привносили нечто большее, чем очередной набор выверенных музыкальных и поэтических решений. Постоянные эксперименты и поиск своего звучания привели нас к стилю, который мы в шутку прозвали garage synth. В контексте нового релиза шероховатое и небрежное звучание отлично ложится на эмоциональный посыл, который мы пытаемся донести до слушателя. В большинстве своем эти песни написаны мной во время прохождения лечения в реабилитационном центре для наркозависимых.
Тема поиска себя в контексте нашего творчества пронизывает без малого каждую композицию. Например, в «Автостоп-Владивосток», вопреки буквальным описаниям некой авантюрной поездки, говорится о долгом и трудном путешествии к самому себе — так я воспринимаю человеческую жизнь.
Я сторонник индивидуалистических концепций, поэтому стараюсь избегать конкретных смысловых привязок в песнях. В конце концов, каждый воспринимает музыку и тексты на свой манер, видит в них то, что «зеркалит» именно ему, а значит, понимание композиции может варьироваться от слушателя к слушателю. Я не хочу лишать людей возможности проявлять свои творческие способности и свободно интерпретировать, поэтому смысл и историю создания треков предпочитаю не раскрывать.
За время существования группы мы стали чем-то большим, чем рядовой музыкальный коллектив. Мы заинтересованы в первую очередь в организации комьюнити со схожими интересами и взглядами на жизнь, поэтому активно коммуницируем с публикой. Как ни странно, это мотивирует людей на создание собственного творчества, будь то изобразительное искусство, музыка, тексты или же смешные картинки.