Послушай своих: российские релизы, которые стоит добавить в плейлист в мае
«Комсомольск» — «Ретро»
Даша Дерюгина и Арина Андреева
Так получилось, что несмотря на то, что мы сами себя долго называли «группой эйпишек», «Ретро» — наш второй подряд полноценный альбом. В целом разница небольшая, шесть или девять треков — это все условности. «Ретро» — своеобразная квинтэссенция всего нашего творчества, релиз, на котором мы закрыли, наверное, все свои гештальты. Мы делали его очень быстро, поэтому альбом получился очень свежим, весенним.
Идейно мы задумывали его как музыкальный и поэтический коллаж: посвящение музыке, которую мы любим и которая, к сожалению, исчезает. А через композиции — вообще отповедь уходящему миру, остановленному времени, потерянной и воспитанной молодости. Однако это совсем не грустная история: напротив, мы любуемся ускользающей красотой и с оптимизмом смотрим на настоящее, ведь потом наверняка будем скучать и по нему тоже.
Мы давно отошли от мемов и примет нашего времени — и это чистый кайф: рисовать песни о нежных вечных вещах, которые окружают нас всегда: луна, метро или просто ощущение эйфории от нового весеннего дня утром на кухне.
На «Ретро» аж три фита — и все в точку. Песня «Мы — ретро» в принципе основана на старой композиции Михи Арчанги/Ларика Сурапова, поэтому мы не могли его не позвать. Мы попросили Мишу посмотреть на Ларика со стороны спустя десять лет — получилось круто.
Варю мы пригласили в «Пятиэтажечку», потому что только она в современной русской музыке умеет так петь об обыденных вещах, окружая их волшебством и тайной. Наконец, Игорь Журавлев из великой группы «Альянс» записал с нами «Сон наоборот»: легкий и мечтательный. Это, кстати, наша самая уникальная песня из всех, но мы не собираемся рассказывать почему.
theabc — «Стихии»
Анастасия Пряничникова и Екатерина Кузьмина
В основу концепции альбома легли четыре стихии: земля, воздух, огонь и вода. Мы вдвоем самостоятельно делаем весь материал: снимаем и монтируем клипы, придумываем и записываем песни. На каждый трек уже снят клип. В этом релизе мы сильно выделяем «Бонсай». Он был написан быстро — за один вечер, и той же ночью Кате приснился сценарий клипа. Мы не стали медлить и сразу принялись за реализацию идеи.
«Бонсай» – песня про стихию земли, которая поется от лица увядающего растения, верующего в добро, любовь, в лучшее будущее и в реализацию своего предназначения. «Дыхание» — романтичная, легкая композиция про взаимодействие вечной природы стихии ветра и души человека. «Стыдно» — олицетворение страсти, проявление внутреннего огня.
А «Плыву» — песня стихии воды, показывающая нам текучесть времени и жизни. Она о том, что важно плыть только вперед, не обращая внимания на условия и трудности.
Екатерина Яшникова — «Пуля»
Альбом «Пуля» — это не просто сборник песен, а, можно сказать, целый социальный проект. Для каждой композиции я искала своего героя с особенной историей, которая так или иначе перекликается с темой трека.
Я взяла 12 больших интервью. Поговорила с человеком, который 22 года прожил на улице; с девушкой, 14 лет боровшейся с депрессией, ОКР и РПП; с успешным директором магазина из поселка городского типа, внезапно осознавшим, что хочет приносить пользу обществу — и устроившимся работать в простую школу физруком. А еще с женщиной, стоявшей у истоков защиты Шиеса, и с парнем без зрения, обоняния, кисти руки и с частично работающей второй кистью, который успешен в IT-сфере, разрабатывает протез глаза и играет на гитаре.
Полностью интервью опубликованы в книге-приложении к альбому, а на пластинке между песнями звучат фрагменты из монологов. Книге, кстати, я уделила особое внимание: не хотелось издавать простой буклет — кто сейчас вообще покупает компакт-диски? Помимо интервью, в ней есть тексты, аккорды, рукописные черновики треков и истории создания каждого из них. А еще фотографии. Специально для проекта я несколько раз выезжала за город и снимала заброшенные места: церкви, храмы, усадьбы, лагеря. Эта маленькая деталь тоже добавляет особенное звучание. Утраченную, потерянную красоту и величие, которое никто не в силах вернуть.
Каждая песня в альбоме — отдельный мир со своей атмосферой, своими жителями и законами. В каком-то тебе грустно, в каком-то тревожно, в каком-то спокойно. Однако всех их что-то связывает. Моей главной задачей было создать небольшой портрет страны с помощью музыки, голосов и мыслей разных людей.
Большинство песен тяжелые: в них мои личные переживания собственного пути и того, что происходит в России. Альбом назван по одной из композиций — «Пуля». Она «выстрелила» неожиданно для меня: еще год назад я выложила акустическую версию на свой канал на YouTube — и почти сразу же трек стал вирусным. Сейчас набрал уже более двух миллионов просмотров.
Следом идет «Ванечка» — моя самая русская песня на данный момент. В ней нерадостный честный взгляд на происходящее в стране, попытка это пережить, сохранив любовь к Родине. «Поезд» — страшная композиция о теракте в метро. Тексты всех песен, кроме двух, я написала сама. «Облака» написана на стихи Бориса Рыжего, а «Детские книги» — на стихи Осипа Мандельштама.
Самая новая на альбоме — «Родная Тишина». Над ее текстом я работала особенно усердно: переслушала всю дискографию «Гражданской Обороны», перечитала «Матренин Двор», прочла «Один день Ивана Денисовича», «Красный смех», «Сон Макара». В итоге в песне столько отсылок, метафор и связок, что после прослушивания стоит тоже вспомнить эти произведения, чтобы лучше ее понять. Она звучит достаточно бодро, но на самом деле в ней я говорю о той тишине, в которой хоронят лучшие побуждения и цели, которая рождается из страха и безволия и подстерегает каждого из нас.
Заканчивается альбом композицией «Далекая Радуга». Она написана по мотивам одноименной книги Стругацких —в ней рассказывается о жизни и гибели прекрасной планеты. Страшная катастрофа, виной которой были действия ученых и самого человека. Мало кто знает и слышал об этой ненастоящей, но в то же время такой реальной Радуге — и мне захотелось, чтобы песня была немного о ней. Это как попытка заключить жука в янтаре: вот музыка звучит, светится и греет, а внутри нее — нечто настоящее, бывшее когда-то живым, но трагически погибшее. Хоть смысл грустный, после прослушивания становится тепло и спокойно, словно есть за текстом что-то еще, доброе и дающее надежду.
Хмыров — «Кроссовер»
Филипп Хмыров
Идея альбома появилась еще весной 2020-го, а спустя год я наконец его дописал. Жанр — русский рок с элементами модного и не очень модного хип-хопа. Мне нравится их сочетать: я не считаю, что могу врать в текстах о деньгах и наркотиках, но хип-хоп звучание мне близко. В релизе также есть большое количество прямой бочки, в духе времени.
Мой любимый игрок в баскетбол — Аллен Айверсон, а его любимый прием — кроссовер, то есть уход сначала в одну сторону, а потом резко в другую. Мне нравится и само слово, и что настроение в треках также раскачивается. Вдохновили на альбом истории о любви и расставаниях, а еще баскетбол. Это в плане текстов. А в плане музыки повлиял Скулбой Кью, Брокхэмптон, Майот и прочие гении.
В «Кроссовере», пожалуй, атмосфера спального района Санкт-Петербурга летом, со всеми радостями, трагедиями, кайфом возвращения домой. Представьте, что вы идете с работы в июле поиграть с друзьями на площадке в игру, которую вы только для себя открыли, вы влюблены, все супер. В то же время вокруг вас куча бытовой ерунды, вы с ней боретесь, потому что внутри вы чемпион. Вот об этом и альбом.
Мне очень нравится трек «Тренер» — и за название, и за музыкальные переходы, а также потому, что я придумал его почти на спор со своим бэк-МС и диджеем Темой. Он попросил крутую песню, которая будет звучать первой на концертах. Она недурно раскачивает.
Трек «Бестолковый» полностью сделан за пару вечеров, чтобы удивить моего очень юного знакомого, что я тоже могу в ньюскул звук. Я особо не заморачивался над этим треком, но его считают главным на альбоме — бывает и так.
«Коридор» — очень красивая слезодавительная композиция. Придумывал я ее, чтобы в середине песни почитать в стиле Мияги, но все пошло в другую сторону. Ни разу без кома в горле не смог ее спеть, даже на записи.
«Тима ищет свет» — «Зеркало»
Тима Якимов
Мы заранее планировали дату выхода альбома: я хотел выпустить его в день рождения настоящего создателя «тима ищет свет», который потом отдал этот проект мне. Он был главным еще до всех альбомов и написал несколько песен, ну и назвал все это в мою честь.
По поводу названия хочу процитировать сайт «Сила в движении», которым я вдохновлялся, пока придумывал альбом. Это общероссийское объединение граждан, пострадавших от деятельности недобросовестных застройщиков. «Навьи — мертвецы или невидимое в этом мире прошлое, наше подсознание с заложенной в нем информацией, начиная от первопричин, которая передается и добавляется на протяжении всех поколений, то бишь перевоплощений, а зеркало отделяет наш мир от потустороннего мира».
Концепция композиций в том, что все люди, которые появляются в треках, стараются убежать от застройщиков — и почти у всех не получается это сделать. Лишь в песне «Лошадка» герой умудряется удрать от них. Потому альбом и называется «Зеркало». Когда я решил, что хочу записать пластинку, то понял, что мне обязательно нужна определенная палитра вещей, которые будут меня вдохновлять. Название релиза я знал уже задолго до его появления, поэтому поехал к одному мастеру зеркал на Ундозеро. Кажется, ему лет 80 уже было, он мне не говорил, сколько точно.
А в целом «Зеркало», я думаю, очень веселый альбом. По крайней мере, я смеялся, пока его писал, чувствовал себя почти на седьмом небе от счастья. Я знаю, что только люди, которые по-настоящему понимают эту музыку, будут включать ее в самые радостные моменты своей жизни.