Самые скандальные фильмы 2020 года
«Охота»
(The Hunt, 2020, реж. Крэйг Зобел)
Скандалы вокруг «Охоты» начались еще в сентябре 2019 года — именно тогда должен был состояться релиз картины. Все началось со стрельбы в Эль-Пасо и Дейтоне: после этих событий Universal притормозила с пиар-кампанией фильма, так как на постерах его главные герои были изображены с оружием в руках. Тем не менее ленту все больше критиковали за пропаганду жестокости. Вскоре к ней присоединились и консерваторы, недовольные тем, что действие картины разворачивалось вокруг охоты богатой элиты на выходцев из рабочего класса.
На актуальную тему в своем Twitter высказался даже Дональд Трамп: он счет фильм расистским и популяризирующим насилие. В итоге продюсерам при разработке рекламной кампании пришлось сместить акцент на окруживший «Охоту» ореол скандала, в результате чего картина получила слоган: «Самый обсуждаемый фильм года, который никто не видел».
В ленте действительно есть высказывания относительно острых социально-политических проблем — вот только имеют они двусторонний характер. Либеральная элита у Зобела невероятно озабочена сексизмом, яро дискутирует, стоит ли включать афроамериканца в список жертв, и предвкушает охоту на «отбросов», которые выставляют в сеть фото с убитыми животными. Ее противники ненавидят представителей ЛГБТ-сообщества* и мигрантов, молятся на вторую поправку к Конституции США и наплевательски относятся к экологии.
Пожалуй, черный юмор Крэйга Зобела оказывается еще более жестким, нежели чем у Ника Кьюза и Дэймона Линделофа в «Хранителях», явно повлиявших на «Охоту». Однако в фильме совсем нет злобы, подстрекательств и провокаций. Сатирический и кровавый экшен-триллер остроумно высмеивает и либералов, и консерваторов с помощью гиперболизированных образов, диалогов и ситуаций.
Гораздо большего осуждения заслуживают сделанные зрителями и критиками поспешные выводы, которые, к сожалению, все больше замещают осмысленный анализ.
8 скандальных фильмов, запрещенных к показу в России
Time Out рассказывает, какие фильмы в России признаны скандальными и запрещены к показу и по каким причинам.
«Аутло»
(2020, реж. Ксения Ратушная)
В связи с российским законом о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних было до последнего непонятно, разрешат ли прокат ЛГБТ*-драмы «Аутло» в нашей стране. В фильме переплетаются две параллельные линии. Первая посвящена старшекласснику Никите, который влюбляется в своего друга Альфача — агрессивного гетеросексуального бунтаря. Параллельно же мы переносимся в 1980-е, где развивается история запретной любви женатого генерала Вячеслава и трансгендерной персоны Нины.
У создателей картины изначально были проблемы и с поиском прокатной компании, и в переговорах с инвесторами — в итоге Ксения Ратушная вложила в создание фильма собственные деньги. Однако будущее у «Аутло» оказалось лучше, нежели можно было предположить. Лента приняла участие в «Духе огня», где получила несколько призов, а также, несмотря на магистральную тему сюжета, добилась прокатного удостоверения от Минкульта.
В итоге релиз «Аутло» состоялся 29 октября, однако накануне премьеры опять начались проблемы. От показа фильма начали одна за другой отказываться площадки, в числе которых Третьяковская галерея, «Октябрь» и «Президент-отель». Стоит ли упоминать ярую дискуссию, разделившую зрителей на противников и поклонников картины?
«Аутло» прежде всего интересен своей чувственной визуальной эстетикой, а также гармоничным сочетанием настроений современности и советской эпохи. Тонко воссозданная атмосфера СССР и нынешняя российская действительность в виде обшарпанных подворотен и окутанных пьяным угаром квартир переплетаются здесь с сюрреалистической поэтикой и античными мотивами. В фильме присутствуют сюжеты из «Декамерона» Боккаччо, упоминание диалога Платона «Пир» и подростковые сходки, перекликающиеся с картинами Босха (особенно с «Садом земных наслаждений»).
Меланхолия героев, которые подавляют собственные желания, перемежается общим ощущением тщетности каких бы то ни было усилий, несмотря на кажущуюся вседозволенность. Однако чем больше «Аутло» близится к финалу, тем ярче просматривается лейтмотив свободы — и внешней, и внутренней.
«Добро пожаловать в Чечню»
(Welcome to Chechnya, 2020, реж. Дэвид Фрэнс)
В 2017 году прогремели новости о задержаниях и убийствах жителей Чечни, которых обвиняли в гомосексуальной ориентации. Пока информация о новых инцидентах продолжала распространяться, активисты организовывали экстренную помощь, чтобы вывести находящихся в опасности людей из региона. Эта драма и стала центральной темой и вместе с тем основным саспенсом документальной картины Дэвида Фрэнса — степени ее напряженности может позавидовать даже самый остросюжетный триллер.
На протяжении съемок Фрэнс следовал за центральными героями своего фильма Давидом Истеевым (координатор программы экстренной помощи ЛГБТ-сети*) и Ольгой Барановой (директор московского комьюнити-центра для ЛГБТ-инициатив*). После новостей 2017 года они вместе с коллегами оперативно начали принимать заявки и организовывать спасение людей, которые находились под угрозой.
Повествование складывается из фиксации процесса организации и подготовки вывоза беженцев, который Фрэнс и оператор Аскольд Куров снимали скрыто, чтобы не привлекать лишнего внимания. Также мы видим интервью, которые режиссер брал у Давида, Ольги и пострадавших, чьи подлинные лица замаскированы при помощи VFX-технологии, которая, кстати, до этого в кинематографе не применялась.
Одной из важнейших фигур фильма стал Максим Лапунов, который был первым человеком, публично рассказавшим о чеченской кампании против ЛГБТ-сообщества*. Большую часть картины мы знали Максима как Гришу (вымышленное имя), но к концу его маска растворяется по мере того, как он открыто дает интервью: это выглядит как буквальное обретение голоса.
Разумеется, в «Добро пожаловать в Чечню» есть упоминания и о политике, однако связующим звеном фильма, соединяющим разрозненные частные истории, является пронизывающее картину человеческое участие, касающееся как активистов, так и беженцев. Из этого колоссального количества эмоциональных эпизодов Дэвид Фрэнс и сплетает свой тревожный и пронзительный фильм.
5 шокирующих фильмов о геноциде
Time Out вспоминает пять шокирующих лент о геноциде. Все истории о том, как людей преследуют за то, что они чем-то отличаются, одинаково чудовищны — вне зависимости от места, времени и обстоятельств.
*Признано Минюстом РФ экстремистским движением и запрещено