Сериал «Андор»: Как Disney убил сказку – и правильно сделал
О чем история
Кассиана Андора поклонники франшизы помнят по фильму «Изгой-один». Это разведчик повстанцев, лидер небольшой группы, которая отдала жизни за то, чтобы выкрасть чертежи «Звезды смерти».
Действие сериала развивается за пять лет до событий картины. Андор живет с матерью на планете Ферикс, он мелкий вор и контрабандист, его основной доход – продажа запчастей, которые он крадет с местного завода по утилизации имперских кораблей. Он – крыса, которая выживает любой ценой и приспособится к любым обстоятельствам.
Еще Андор ищет свою сестру, которая пропала при нападении имперцев на его родную планету. Во время очередной попытки выяснить, куда делась девушка, он случайно убивает двух охранников местной Корпоративной охраны. Его ищут, а Кассиан ищет способы смыться с Ферикса. И соглашается, когда таинственный незнакомец предлагает ему совершенно самоубийственную подработку – украсть с имперского военного пункта зарплату всего галактического сектора за полгода.
Новая сказка на взрослый лад
Некоторые критики сравнивают сейчас новый сериал Disney+ с классической трилогией не в пользу последней. Это не совсем корректно: «Звездные войны» всегда были сказкой о рыцаре, разбойнике и принцессе – в то время как «Андор» построен по совершенно другим принципам. Здесь нет световых мечей, джедаев и Силы. Здесь нет места чудесам – если только это не чудеса человеческого духа, которые тоже, впрочем, слабо помогают против отлично вооруженной, циничной и жестокой Службы имперской безопасности.
Короче говоря, «Андор» реалистичен до зубного скрежета. Безумный владыка, стреляющий молниями из рук, лишь упоминается – причем в очень интересном контексте: Палпатин становится образцом для одного из лидеров будущего организованного Сопротивления.
Здесь нет ангелов в белых перчатках. Люди, которые позже приведут миры к свободе от имперского гнета, находятся внутри системы и действуют ее же методами. Система представляет собой жестокую, холодную бюрократическую машину, которая переедет не то что любую жизнь – миллиарды жизней, и даже не вздрогнет.
Одним из авторов сценария к сериалу стал Бо Уиллиамон, создавший «Карточный домик» – уже исходя из этого, можно было представить себе масштаб проникновения реализма в вечную сказку о бое Тьмы со Светом. И все-таки степень, до которой на самом деле этот реализм потеснил игрушечную суть «Звездных войн» в «Андоре», местами вызывает изумление. С другой стороны, где еще и делать это, как не в приквеле к «Изгою-Один», где умирали все до единого, включая главную героиню?
«Хан Соло», который смог
Еще одна сильная сторона сериала – эволюция протагониста. За пять лет до своей героической гибели Кассиан Андор представлял собою образец разумного эгоиста, маленького человека, который хорошо понимает: для Империи он пылинка, не стоящая внимания. Так зачем ей мешать? Не лучше ли жить, как уж живется – а Кассиан умеет выживать и приспосабливаться. Не пылая любовью к Империи, он привычно ее игнорирует, не давая воли своему гневу. И тем не менее у Андора есть какие-то глубинные принципы, которые всплывают на поверхность его души совершенно неожиданно для него же самого.
Это поразительное зрелище: Андор сам не осознает, как меняется. Зато перемены очевидны зрителям, в том числе благодаря прекрасной и тонкой игре Диего Луны. В довершение праздника сериал полностью ломает схему, при которой осознание главным героем своего предназначения происходит обязательно под пафосную музыку и с гордо выпрямленной спиной. Здесь нет ничего подобного.
В итоге финал, который, по идее, совершенно очевиден, производит неизгладимое эмоциональное впечатление. Все происходит буднично и естественно, и когда перед нами наконец-то тот Кассиан, которого мы помним по «Изгою-Один» – прямой и спокойный, отлично понимающий, за что стоит умереть, – хочется протереть глаза и перемотать сцену назад для осознания.
Нечто подобное уже пытались сделать создатели «Хана Соло», второго фильма из проекта «Истории». Но их конструктор из отсылок ко всем фильмам вселенной, космического вестерна и психологической драмы просто не сложился в одно уравновешенное целое. В итоге фильм провалился с треском, и в этом сложно обвинять вечно недовольных фанатов: плохо проработанные сценарии, задыхающиеся под грузом противоречий, – бич блокбастеров. «Андор» же сложен идеально. Его создатели хотят не заигрывать с публикой, а рассказывать убедительную историю.
Роман доноса и космоса
Эта история, кстати, не сводится к драме «Как закалялась сталь на гвозди из маленького человека». Шоураннер Тони Гилрой написал в свое время сценарии «Адвоката дьявола», «Майкла Клейтона» и шпионской трилогии о Джейсоне Борне. «Андор» – тоже своего рода шпионский триллер о противостоянии будущего Сопротивления и всемогущей Службы безопасности, причем триллер хороший. Это обеспечивается, прежде всего, за счет прекрасно проработанных характеров – чего стоит помешанная на своей службе Дедра Миро, пугающая не хуже любого маньяка, или сенатор Мон Мотма, ум которой холоден, как бритва, или поистине монументальный образ матери Кассиана Маарвы. Да, здесь потрясающие женские персонажи, что идет шоу только на пользу.
Напряжение в «Андоре» никогда не спадает: герои играют по самым высоким ставкам, плетут интриги настолько серьезные, что любой промах будет стоить даже не жизни, а того, что намного важнее. Общая картина разворачивается перед зрителями постепенно, не давая отвлечься – именно поэтому сериал, в котором 12 серий почти по часу, смотрится на одном дыхании.
Если вы хотите ознакомиться со всеми эпизодами космооперы, обратитесь к гиду по вселенной «Звездных войн»
Оценят даже те, кто в глаза не видел «Звездных войн», потому что сюжет шоу абсолютно никак не связан с пропавшими детьми, орденом джедаев или войнами клонов. Это чистейший роман плаща и кинжала с поправкой на антураж космооперы: слежка, доносы, тайные личины, подпольные связи, шантаж – и все приправлено ледяными светскими улыбками. Как говорится, смешать, но не взбалтывать.
Обыкновенное чудо
Ставка создателей сериала на максимально возможный реализм сказалась и на визуальной стороне сериала. Безусловно, тут есть и звездолеты, и расы с других планет, и футуристическая версия «Мерседеса», и невероятной формы здания. Но все это выглядит совершенно обыкновенным – и при этом очень красивым. Каким чудом съемочной группе удалось добиться такого эффекта – загадка, но подозреваем, что дело в элементарном чувстве меры.
Благородная обыденность делает «Андор», впридачу ко всем его достоинствам, одним из самых эстетичных сериалов года. Лишенная сказочной блестящей мишуры, эта часть «Звездных войн» способна порадовать любого, у кого есть 12 часов свободного времени на просмотр сериала. Мы, со своей стороны, гарантируем, что это время не будет потрачено впустую. «Андор» из тех проектов, за второй сезон которых очень страшно – потому что первый представляет собой практически совершенство.
В оформлении статьи были использованы кадры из сериала.