Сериал «Дивный новый мир». Смотреть или не смотреть?
Четыре причины посмотреть «Дивный новый мир»
В основе проекта — великолепный литературный материал
Бессмертной антиутопии Олдоса Хаксли без малого девяносто лет: она появилась в 1932-м году. В ее центре — безупречное общество 26-го века, где нет ни криминала, ни недовольства, ни слез. Каждый человек в этом чудо-мире счастлив с рождения. Счастье достигается двумя путями: во-первых, с помощью безопасного наркотика («сомы»), без которого ни один житель не ступит и шагу. Во-вторых, с помощью набора несложных правил: в частности, семья находится под запретом (как источник психологического напряжения, ссор и проблем), моногамия преследуется уголовным кодексом (ведь «каждый принадлежит всем»), а тяга к групповым сексуальным игрищам воспитывается у ребенка с детства.
При этом практикуется жесткая классовая сегрегация: принадлежность к «альфе», «бете» и т.д. закладывается в человека еще на стадии эмбриона. Таким образом, нехитрое устройство социума является гарантом стабильности и обеспечивает каждого «гражданина» необходимой порцией комфорта и счастья.
Визуально «Дивный новый мир» очень симпатичен
«Дивный новый мир» легок и мил. Он дарит нам город будущего в стиле «элегантного футуризма»: в нем царствуют свет, мягкие формы и по-весеннему яркие краски. Здесь обитают стройные девушки в безупречно белых одеждах (красавицы из касты «бета» создаются специально для услады представителей «альфы») и парни-красавцы. Дикарская резервация, конечно, не столь элегантна, но каких-либо тошнотворных элементов в ней тоже нет.
Актуальность
Олдос Хаксли сумел предсказать многое. К примеру то, что люди будущего будут существовать внутри некой виртуальной паутины, постоянно находясь на связи с каждым без исключением членом социума. Или то, что авторитарно-тоталитарный режим будет гораздо устойчивее, если контролировать людей не с помощью силы и подавления, а через манипуляции массовым сознанием, сферу развлечений и специфическую систему воспитания, которая формирует у ребенка необходимые властям психологические установки. В частности, внушения детям, что они живут в «лучшем из миров», что они должны почитать высшие касты, презирать низшие и т.д.
Сериал, конечно, роман не дублирует и расставляет акценты по-своему. Для проекта становится важным тема приватности — и вопрос права распоряжаться собой и своим «Я» без оглядки на диктат социума. «Каждый принадлежит всем» — одно из краеугольных правил мира, в котором живут герои. Для сегодняшней реальности эта проблема актуальна как никогда.
Ведь, по сути, нас контролирует не только общество: наши ближние и дальние охотно берут на себя воспитательные функции, если мы вдруг «срываемся с поводка» и делаем что-то не так, как предписывает свод негласных и гласных правил.
В «Дивном новом мире» много эротики
Этот проект, конечно, нельзя назвать чересчур откровенным: в плане раскрепощения он сильно уступает раскрученным сериальным хитам вроде «Игры престолов».
Тем не менее, обнаженных тел довольно много — и они великолепны. Прекрасны и сексуальные танцы-игрища, которыми счастливые граждане счастливого государства балуют себя на досуге.
Сериал нельзя назвать видеокопией романа
Если вы хорошо знакомы с антиутопией Хаксли, вас ждет довольно много сюжетных сюрпризов. К примеру, индейскую резервацию авторы сериала превратили в обычный городок дня сегодняшнего, эдакий осколок старого мира, напоминающий житье-бытье нашего сегодняшнего захолустья. Причем местные жители промышляют тем, что устраивают кровавые мелодраматические спектакли для туристов, сбежавших на пару дней от цивилизации.
Сильно изменились и характеры персонажей. Особенно это заметно по мистеру Дикарю. В книге он был воплощением первобытной наивности, трепетным юношей, которого «воспитали» пьесы Шекспира. «Дикарь» в экранной версии гораздо более «земной». И пусть он не в состоянии принять новый для него стиль жизни — бороться с этим стилем у него сил хватает.
Три причины пропустить «Дивный новый мир»
Ничего нового «Дивный новый мир» не предлагает
Элегантный футуризм проекта Peacock, конечно, симпатичен и мил, но ничего оригинального вы в нем не найдете. Признаков авторского почерка нет ни в антураже, ни в костюмах, ни в прическах, ни в гаджетах.
Все эти «придумки» мы видели уже миллион раз и воспринимаем их не иначе, как фон. Судя по всему, авторы отчаянно боялись рисковать — и поэтому благополучно устроились в тени «Мира Дикого Запада» и других похожих проектов.
Философская основа романа сильно упрощена
Той глубины, которая есть в книге, в сериале нет и в помине: часть тем упразднена за ненадобностью, в остальном приходится довольствоваться азбучными истинами. При этом персонажи говорят много и долго, но сценаристы старательно избегают глубины — и проект скользит по поверхности, не давая каких-либо серьезных поводов для размышлений.
Похвастаться сильной драматургией проект не может
По ритму «Дивный новый мир» получился довольно неровным: внезапный всплеск событий сменяется долгими и монотонными диалогами «ни о чем», которые превращают сериал в отличное снотворное ценой в несколько миллионов. Более того, время от времени у авторов начинаются проблемы буквально на ровном месте. К примеру, если кто-то не читал роман и забыл пробежать глазами синопсис, то он так и не поймет, что дети в новом обществе выращиваются в пробирках, что в центре идеологии будущего находится «религия» потребления и т.д.
То есть все это, конечно, подразумевается, но даже не комментируется.
Видимо, сценаристы и продюсеры надеялись, что мы, как и персонажи «Дивного нового мира» уже подключены к мировой интернет-сети, поэтому можем без труда прочитать их самые сокровенные мысли.