Сериал на выходные. «Пингвины моей мамы»
Хорошие сериалы, которые можно посмотреть быстро — это настоящий подарок, и кто бы мог подумать еще 10 лет назад, что их будет так много. Time Out советует «Пингвинов моей мамы» — печальный, но в глубине души добрый сериал о взрослении и стендапе как форме психотерапии.
Где и сколько
KION, 7 серий по 24 минуты
В чем сюжет
Гоше (Макар Хлебников) 15 лет, у него есть мама, папа, два брата и сестра — все приемные. Мама (Александра Урсуляк) хочет взять из детдома еще одного мальчика, которого уже несколько раз возвращали обратно. Папа (Алексей Агранович) для вида соглашается с женой, которой ни в чем не может отказать, но надеется, что именно этого ребенка у них не будет.
В результате, конечно, не выходит ничего хорошего — Гоша все больше времени проводит не в школе и не дома, а в стендап-клубе, где пытается стать комиком.
Почему надо смотреть
Тандем Натальи Мещаниновой и Бориса Хлебникова всегда давал отличные результаты — например, «Аритмию» и «Шторм». «Пингвинов» Мещанинова сняла сама — по сценарию, который написала совместно с Закой Абдрахмановой. Обе они закончили школу знаменитой документалистки Марии Разбежкиной — и может, поэтому их сериал получился если не максимально приближенным к жизненным реалиям, то совершенно точно органичным и похожим на жизнь.
Это поразительное достижение для наших широт, где по-прежнему актуально замечание Михаила Жванецкого о том, что в отечественном кино «и председатель так не ходит, не говорит, не ест, и влюбленные эти, взятые целиком из жизни голубей, тоже нечеловечески ходят у фонтана и нечеловечески смотрят вдаль».
В «Пингвинах моей мамы» герои абсолютно органичны. Это особенно касается Гоши, роль которого исполняет 19-летний Макар Хлебников. Перед нами тот случай, когда природа не только отказалась от выходного в день рождения сына одаренного режиссера, но еще и работала сверхурочно.
По сути, весь сериал держится на естественности юного актера, ведь Гоша — единственный персонаж, прописанный авторами по максимуму. Остальные — и это большой недостаток сценария — созданы словно вскользь, для исполнения определенных функций. Излюбленная манера Мещаниновой снимать кино словно бы короткими сценами, не связанными друг с другом, только подчеркивает эту проблему. При такой структуре одна фальшивая нота в игре Хлебникова — и вся конструкция рухнула бы. Однако этого не происходит, и в финале, когда Гоша выдает свой самый печальный стендап, хочется только грустно вздохнуть: «Все так».
Кстати о стендапе: он тут выступает чем-то вроде способа коллективной психотерапии — причем, видимо, сугубо российской, поскольку о нормальной тут не слыхивали. Вот и приходится подниматься на сцену, чтобы проговорить злость и быть услышанным.
Чтобы поймать хоть немного уважения — соглашаться на чудовищные унижения под девизом «да это просто шутки». Чтобы поговорить с кем-то — смотреть не в лицо близкого, а в хохочущий зал. Не замужем после тридцати — останешься одна, не можешь родить — муж уйдет, возьмешь детей из детдома — станешь стервой, будешь любить жену — окажешься без тестикул, и так далее. «Пингвины» не то транслируют все это, не то констатируют. Такая вот она, взрослая жизнь, лучше не будет — во всяком случае, пока такие они, взрослые.