Сериал на выходные. «Шервуд»
Хорошие сериалы, которые можно посмотреть быстро — это настоящий подарок, и кто бы мог подумать еще 10 лет назад, что их будет так много. Time Out советует «Шервуд» — настоящий шедевр о том, что бывает с людьми, попавшими в воронку исторических событий.
Где и сколько
Сериал BBC, 6 серий по 50 минут
В чем сюжет
В маленьком городке неподалеку от Ноттингема убивают старого шахтера по имени Гэри Джексон. Убивают стрелой в сердце — а преступник скрывается в Шервудском лесу. Местная полиция пытается назвать убийцу современным Робином Гудом, ведь аналогия лежит на поверхности. Но суперинтендант Иэн Сен-Клер (Дэвид Морриси) моментально пресекает такие разговоры: во-первых, нечего потакать газетчикам, во-вторых, он вырос в этом городке и лучше всех знает, какие глубокие корни могут быть у этого убийства. Они ведут прямиком в 1984 год, когда эти места сотрясала забастовка шахтеров, жестоко подавленная полицией и навсегда разделившая местных жителей на «верных» и штрейкбрехеров.
Чтобы разобраться в том, что случилось, из Лондона вызывают детектива Кевина Солсбери (Роберт Гленистер) — а он выясняет, что в этих местах до сих пор живет агент полиции, которого в 80-е внедрили сюда для провокаций среди забастовщиков.
Почему надо смотреть
Этот сериал основан на реальных событиях и воспоминаниях Джеймса Грэхема, сценариста «Короны». Он вырос в Ноттингемшире и был свидетелем того, как раскалывались семьи и разбивались дружеские отношения во время шахтерских бунтов. Возникали они, разумеется, не сами по себе — правительство Маргарет Тэтчер хотело закрыть все нерентабельные предприятия, лишив людей работы, и чтобы сломить профсоюзное сопротивление в ход шли самые грязные методы.
В конечном итоге государство победило: люди остались без средств к существованию, сломленные полицейским насилием и тем, что их буквально лишили части идентичности. Даже спустя сорок лет раны не затянулись.
«Шервуд» весь пронизан этими ранами, как подземными ходами. Здесь не так уж важно, кто убийца — тем более, что мы узнаем его имя буквально в первой серии. Здесь важнее «почему», и ответ на этот вопрос зрителя, скорее всего, ошарашит, хотя окажется абсолютно закономерным. Грэхем начинает свою историю с показа разрозненных семей Шервуда и постепенно раскрывает каждого из более чем десятка персонажей — с их тайнами, болью, виной, желанием прощения и невозможностью простить. Каждая из ситуаций кажется безысходной: сестры никогда не помирятся, бывший агент никогда не простит себе ошибки, разлученные влюбленные никогда не встретятся. Но «Шервуд» при всей его мрачности — очень оптимистичен, потому что полон веры в людей, которым дана невероятная сила осмыслить прошлое и, оставив его позади, пожалеть друг друга.
В одной из сцен представительница профсоюза рассказывает суперинтенданту Сен-Клеру о том, какие цели преследовало правительство Великобритании, уничтожая шахтерские города, и какие средства при этом использовало. Ее слова звучат чудовищно, но они звучат с экрана. Эти события стали основой сериала, который не только развлекает зрителя, но и в голос говорит о травме, пережитой несколькими поколениями, и помогает тем самым ее исцелить. Прощение и движение вперед всегда требуют проживания и осмысления боли. И пока у нас нет отечественного материала на эту тему — можно подумать об этом во время просмотра «Шервуда».