Синтвейв: что это за музыкальный жанр и как он связан с киберпанком
Жанр под названием синтвейв появился в середине нулевых, ознаменовав культурное переосмысление восьмидесятых: по словам критика Николаса Диака, во многом благодаря таким шедеврам, как мегапопулярная на рубеже веков игра GTA Vice City, отношение к этой эпохе сменилось с пародирования на уважение. В это время выпускают свои первые альбомы такие артисты, как Kavinsky, M83 и Justice. Их творчество станет основой для того, что впоследствии будут называть synthwave, retrowave или outrun.
Это меланхоличные, местами очень тягучие композиции, в которой активно используется звучание цифровых синтезаторов — инструмента, перевернувшего музыкальную индустрию в двадцатом веке. Именно эта особенность жанра отражена в его названии: synthwave можно перевести на русский как «синтезаторная волна». Другое название жанра — retrowave — отражает звучание, имитирующее звук аналоговых клавишных, позаимствованный почти напрямую из музыки восьмидесятых. Это характерное цифровое «пищание» ни с чем не спутать.
Зарождение жанра: французские корни электронной ностальгии
Первыми исполнителями в жанре синтвейв можно считать можно считать французский коллектив M83, созданный Энтони Гонзалезом, выходцем из провинциального французского городка Антиб. Юному исполнителю было всего 17 лет, когда он открыл новую музыкальную эру. Гонзалез говорил в интервью Pitchfork, что в это время «не чувствовал себя способным вынести весь проект на своих плечах», и потому пригласил присоединиться к работе своего друга Николя Фромажо.
Позже, в 2004, уже после выпуска двух альбомов, завоевавших международное признание, Фромажо покинет M83 и создаст свой электронный проект Team Ghost.
Первые альбомы M83 можно описать как мечтательный синт-поп. Тягучее мягкое инструментальное звучание синтезаторов, в некоторых композициях сопровождаемое пропущенными через множество эффектов голосами исполнителей и нарезанными диалогами из американских научно-фантастических фильмов, отлично подойдет для спокойного вечера с чашкой кофе или в качестве саундтрека к нуарному фильму. Несмотря на то, что в отдельный жанр на этом этапе развития синтвейв пока не выделяли, музыка M83 отлично передает настроение, которым пронизан этот жанр — кибермеланхолию и тоску по звездам.
Еще один исполнитель из нулевых, имя которого плотно ассоциируется с синтвейвом — Винсент Белорже, более известный под псевдонимом Kavinsky. В 2005 году он создает свой первый, еще непрофессиональный сингл «Testarossa Autodrive», посвященный Ferrari Testarossa, любимому автомобилю исполнителя.
Именно поэтому образ этой машины — спортивный двухдверный автомобиль со скрытыми фарами — часто используется синтвейв-артистами в альбомах и клипах и уже плотно связан в массовом сознании с этим жанром.
Наиболее известен Kavinsky как автор композиции Nightcall, которая попала в саундтрек к культовому криминальному триллеру 2011 года «Драйв» с Райаном Гослингом в главной роли. Эта песня стала чуть ли не известнее, чем сам фильм, заняв пятую строчку в чарте UK Indie: простой текст о мужчине, который звонит женщине, чтобы рассказать ей о своих чувствах, и выразительный синтезаторный мотив хорошо запоминаются и резонируют с чувствами многих людей.
А звучание электронных ударных, использованное в Nightcall — глубокая бочка, протяжный снэйр и отсутствие типичных для поп-музыки хай-хэтов — стало для синтвейва одной из отличительных характеристик.
Обретение популярности: «Трон», «Драйв» и первые ответвления жанра
В 2010 году выходит фильм «Трон: Наследие», саундтрек к которому написали легендарные Daft Punk. Их обычно относят к синт-попу, однако звучание, которое они использовали в этом саундтреке — отсылки к аркадным автоматам в дизайне синтезаторов, мрачная торжественность и динамичность, мощные и глубокие басы — оказало очень сильное влияние на формирование этого жанра. Можно сказать, что «Драйв» и «Трон: Наследие» сформировали синтвейв-культуру, основанную на пронизанной ироничным скепсисом к техническому прогрессу философской тоске по человечности.
В это время синтвейв становится особенно популярен — знакомиться с этой музыкой начинает самая разная аудитория. Появляются даже небольшие ответвления жанра. Если вы смотрели «Драйв», вы наверняка понимаете, у какой аудитории он вызвал наибольший отклик. Молодые люди с нигилистическими взглядами на жизнь, составляющие основу так называемых альтернативных правых, или «альт-райтов», стали ассоциировать себя с главным героем фильма и с синтвейв-культурой в целом. Так появился фашвейв (от «фашизм» и «синтвейв»). Это была полушуточная аппроприация жанра «альт-райтами», на которой, например, публично настаивал Эндрю Англин, основатель известного альтернативно-правого ресурса The Daily Stormer.
На постсоветском пространстве — в качестве ли «нашего ответа» фашвейву или же просто по забавному совпадению — в это же время появляется жанр sovietwave (сокращение от «советский синтвейв»), меняющий западную кибермеланхолию на советскую тоску по наивности научных фантастов двадцатого века.
Этот микрожанр часто использует визуальные материалы из старых советских мультфильмов вроде «Тайны Третьей Планеты» или «Фаэтон — сын Солнца» и черпает вдохновение в музыке советских композиторов.
100 советских и русских песен, изменивших нашу жизнь: от 60-х до 2020-х
От Пугачевой до Земфиры, от Цоя до Mujuice, от «Пусть всегда будет солнце» до «Солнышка в руках», от важных гимнов до хлесткого рэпа. Time Out выбрал более 100 самых значимых песен в музыкальной истории страны, начиная с советских композиций 60-х годов и заканчивая молодежной русской музыкой дня сегодняшнего.
Во второй половине 2010-х синтвейв закрепляет свои позиции в массовой культуре и немного стилистически переосмысляется с появлением таких артистов, как Scandroid, Celldweller, Carpenter Brut и Fury Weekend. За последним псевдонимом, кстати, скрывается выходец из Беларуси Арс Никонов. Эти исполнители приносят в синтвейв более свежее звучание и хорошо поставленный вокал — в противовес привычным записям диалогов из старых фильмов.
Во многих композициях аналоговые синтезаторы заменяются цифровыми плагинами — программами, имитирующими реальные инструменты. Подобных решений за это время появилось огромное количество: теперь каждый любитель электронной музыки может делать синтвейв у себя дома, даже не покупая никакого дополнительного «железа». Фокус кибер-ностальгии, центральной для жанра, тоже сместился: например, в него теперь попадают «Трансформеры» как уже отрефлексированная научная фантастика прошлого.
Синтвейв-артисты этого периода вообще стали более изобретательны в своих упражнениях, переосмысляющих культуру недавнего прошлого. Еще немного, и жанр «синтвейв-кавер» можно было бы выделять в отдельный — переработке подверглись такие столпы культуры восьмидесятых и девяностых, как Pink FLoyd, Оззи Осборн, Tears For Fears и Flashdance.
Настоящее и будущее жанра: «Очень странные дела» и «Cyberpunk 2077»
К концу 2010-х о синтвейве уже можно говорить как о части массовой культуры. Саундтрек культовых «Очень странных дел» — квинтэссенции ностальгии по восьмидесятым — примерно наполовину состоит из треков в этом жанре.
В 2019 году вышел посвященный синтвейву документальный фильм под названием The Rise of The Synths, собравший 80 280 долларов на краудфандинговом сервисе Indiegogo.
А подборки синтвейв-композиций на ютубе набирают просмотры наравне со знаменитыми lo-fi beats to relax/study to.
Чего же стоит ждать от синтвейва в наступивших 2020-х? Новости не заставили о себе ждать: первой композицией, возглавившей американские чарты во время пандемии COVID-19, стала песня канадского продюсера The Weeknd — Blinding Lights. Все больше поп-артистов заимствуют звучание синтвейва для своих треков, а специализирующиеся на этом направлении исполнители за два десятилетия успели сформировать четкий образ жанра и набраться опыта.
К тому же в 2020 году выходит мега-ожидаемая игра Cyberpunk 2077 — сюжетный RPG-шутер о недалеком будущем в городах-техноульях, где люди вживляют чипы в свой организм с такой же легкостью, с какой мы сегодня покупаем смартфоны или наушники.
Одну из главных ролей в этой игре, интерес к которой постоянно возрастает с 2012 года, когда она была анонсирована, будет играть легендарный Киану Ривз.
Саундтрек к этой игре — во всяком случае, та его часть, которую нам успели показать — явно вдохновлен синтвейвом в огромной степени, хотя и состоит из музыки совершенно разных жанров. Засветиться в нем успели, например, Refused, Grimes и Билли Айлиш. Ждет ли нас еще больший подъем синтвейв-культуры? Начнет ли из колонок на улицах играть Scandroid? Станут ли вживляемые в тело чипы новыми спиннерами? Последнее — вряд ли, но насчет остального, кажется, можно не сомневаться.