Смотреть или не смотреть сериал «Карамора»
Сервис START выпустил «Карамору» — шоу от Данилы Козловского в духе альтернативной истории. Сериал рассказывает о борьбе правящей верхушки России против анархистов в канун революции, причем власть состоит исключительно из вампиров. Time Out посмотрел первые две серии проекта и остался вполне доволен.
Что происходит в сериале
Глава анархистской ячейки по кличке Карамора (Данила Козловский) ведет своих товарищей на очередную акцию. Она кончается почти полным провалом, а после дела Караморе предъявляют обвинение в предательстве — как потом выясняется, обоснованное. И пришел бы провокатору конец, если бы не вмешательство абсолютно жуткого существа, которое за пару минут перебило четырех человек. Карамора спасся чудом благодаря жертве своей девушки Алины (Дарья Балабанова). Теперь он вынужден бежать из России.
Алина меж тем просыпается в поместье некоего Руневского (Филипп Янковский) и выясняет, что она теперь вампир. Руневский обратил ее, пожалев красоту и молодость — за что схлопотал от вышестоящего начальства (Андрей Смоляков) и попал под надзор своих коллег из Особого отдела, чья задача — сохранять царя и Отечество от потрясений. Ах, да — государя Александра II смогли убить только после седьмой попытки, потому что он тоже вампир.
Небылица в лицах: как делали «Карамору»
Альтернативная история отлично сочетает в себе что угодно: боевик, драму, юмор, философию. В российской литературе один из лучших образцов жанра — цикл Михаила Успенского и Андрея Лазарчука «Загляни в глаза чудовищ», где поэт Николай Гумилев, избежав гибели, стал членом ордена «Пятый Рим» и боролся с рептилоидами.
«Карамору» придумал филолог и историк Александр Фомин: ему понравилась идея свести в рамках одного мира великих людей Серебряного века и его эстетику и символизм, в котором находилось место и эзотерике, и социализму. В 2014 году он написал сценарий, стал искать человека, которому такое могло бы понравиться — и нашел Данилу Козловского.
Козловский собирался снимать сериал вместе с Ильей Найшуллером, выступил продюсером, нашел деньги и вызвался играть главную роль. Найшуллер проект в итоге покинул, а ТВ-3, для которого снимали сериал, отказался от него. На канале тяжелым грузом висел «Гоголь. Начало» — тоже альтернативная и весьма дорогая в исполнении история. Чтобы завершить съемки, пришлось брать кредиты и искать новую площадку для показа — и все это при довольно серьезных рисках, потому что желающих пожаловаться на оскорбление любых чувств в нашей стране с каждым месяцем производства становилось только больше.
Плюсы: кровища, ирония, Янковский
Данила Козловский — талантливый актер, что очевидно по многим его работам в кино и по всем — в театре. Сказать о нем то же самое как о режиссере невозможно: и «Тренер», и «Чернобыль» сняты очень примитивно, а в особо драматических моментах падают за грань пошлого пафоса.
В «Караморе» Козловский остался собой, но чудесным образом полное отсутствие вкуса идет сериалу на пользу. Красные фильтры, обилие непокрытых женских тел, довольно странные интимные фантазии анархистов и литры крови делают «Карамору» чем-то вроде грубоватой, но забавной шутки филолога, который тайком от всех читает бульварные романы. Здесь можно натолкнуться на Маяковского с ужасными рифмами, оклеветанного кровососами Дракулу, маньяка с ангельской внешностью студента, начинающего Сталина, домик ведьмы с очень нехорошим секретом внутри — и это не вызывает недоумения, как выбор песен для фанатов в «Тренере». Да, не всем понравится, но ведь не каждый предпочитает кровавый гиньоль на завтрак.
Для тех, кто предпочитает не слишком часто наблюдать Данилу Козловского в качестве актера, тоже есть приятный сюрприз: его немного. Поскольку в сериале огромное количество персонажей, а действие происходит в разных концах мира, огромную часть экранного времени занимают Руневский, Алина и милейший Свечников с серьгой в ухе и манерами пожившего бумера с хорошим воспитанием. Наблюдать эту троицу — большое удовольствие: Янковский и Смоляков играют свои роли с явной иронией, а Дарья Балабанова неплохо справляется со стремительными переходами от независимой женщины до перепуганной девчонки и обратно.
Минусы: скромное обаяние Караморы
Все это не значит, что сцены с самим Караморой скучны или натужны. Напротив, Данила Козловский хорош в образе сурового мужчины, который готов идти до конца, даже если плохо представляет, куда именно. К тому же у него тоже есть напарники: старый террорист Ткачев (Артур Ваха) и британский журналист Артур в исполнении Одина Байрона, которому очень идет образ пробивного, ехидного и отважного писаки.
В этом, пожалуй, и есть главная проблема «Караморы» — главному герою на фоне других персонажей явно не хватает обаяния, пусть даже и отрицательного. Остается надеяться, что в следующих сериях ситуация как-то изменится. Однако если исходить из опыта, то вряд ли.
В остальном новое шоу на START практически идеально подходит для развлекательного просмотра в пятницу вечером — желательно в компании людей, которые любят ужасы и могут усмотреть в жутком Дашкове смесь Азазелло с Бегемотом. Еще с ними можно заключить пари насчет финала: повторят ли создатели «Караморы» банальный ход с передачей власти от одних упырей другим из «Пищеблока» или у них все-таки хватило фантазии на что-то другое.