Женщины Икс: смотреть или не смотреть сериал «Невероятные» | Кино | Time Out

Женщины Икс: смотреть или не смотреть сериал «Невероятные»

Стас Погорский   12 апреля 2021
5 мин
Женщины Икс: смотреть или не смотреть сериал «Невероятные»

Джосс Уидон за свою карьеру успел собрать «Мстителей» для Marvel и доделать «Лигу справедливости» DC, но еще не потерял интерес к историям о сверхлюдях — на этот раз он запустил супергероический сериал «Невероятные», уже доступный на «Амедиатеке». Time Out посмотрел первые серии проекта и выяснил, заслуживает ли новинка в перенасыщенном жанре внимания.


4 аргумента в защиту «Невероятных»


1


От большинства похожих проектов «Невероятных» отличает оригинальность — в том смысле, что сериал не основан на серии комиксов, книге, фильме, игрушках или чем-то еще, а придуман с чистого листа.

Значит, при просмотре не возникнет раздражения от обилия каких-то непонятных, но очевидных отсылок: когда персонажи драматично произносят имя или название, знакомое только фанатам оригинала, а камера берет крупным планом загадочный символ, разумеется, обозначающий важную злодейскую организацию.

Не будет и потока видео с заумными теориями о том, что произойдет дальше согласно первоисточнику, равно как и открытых спойлеров от тех, кто уже знает все наперед. Возможность смотреть супергеройский сериал на равных с остальными — сейчас довольно большая роскошь.


2


«Невероятные» довольно красочно показывают не самый популярный сеттинг с огромным потенциалом: действие разворачивается в альтернативной Англии конца XIX века. Лето 1896 года завершается загадочным событием, после которого у некоторых женщин появляются суперспособности: главная героиня урывками видит собственное будущее, ее напарница «понимает» электричество. Кто-то многократно увеличился в размерах, другая прикосновением делает предметы невесомыми… Ассортимент «мутаций» такой же разнообразный, как в «Людях Икс».

Суперсилы здесь сочетаются с удивительными изобретениями, то просто опережающими эпоху, то вовсе фантастическими. Главный дуэт героинь использует диковинные гаджеты вроде механических дронов или даже электрокары — удивительно скорее то, как равнодушно на такие технологии реагируют горожане. Появляются и мужчина с рукой-пулеметом, и совсем странные, почти фэнтезийные механизмы.

«Невероятные» вполне могут вдохновить других постановщиков на дальнейшее исследование сеттинга: даже в этом сериале он получился колоритным и стильным. Англия конца XIX века идеально подходит для техно-фантазерства: величайшие умы того времени стремились механизировать и электрифицировать все, до чего дотянутся руки.


3


Больше всего внимания «Невероятные» уделяют воинственной вдове-пророчице Амалии Тру (Лаура Доннелли) и ее подруге, гениальной изобретательнице Пенанс Эдейр (Энн Скели), но важных действующих лиц тут пара десятков. Отыскать любимчиков будет несложно — герои сильно отличаются по типажам и поведению.

Например, кому-то западет в душу загадочная и властная Лавиния Бидлоу (Оливия Уильямс) — единственный член высшего общества, не просто поддерживающая «одаренных» женщин, но и содержащая приют для них. Или злодейка Мэлэди (Эми Мэнсон) — она тоже получила суперсилы, но замышляет против своих «сестер» что-то недоброе, якобы исполняя божью волю.


4


Возможно, главная причина смотреть «Невероятных» — банально ради желания узнать, что же все-таки происходит в этом мире. Какая сила дала суперспособности этим людям в тот день? Почему именно в Лондоне? Почему «одаренными» стали девушки-простолюдинки — и только они ли? Кто на них охотится и зачем?

Каждый эпизод завершается обязательным для еженедельных сериалов клиффхэнгером — обычно его достаточно, чтобы захотеть посмотреть следующую серию. Этот искусственный стимул «Невероятным» нужен, ведь у сериала есть и серьезные проблемы.

3 аргумента против «Невероятных»


1


По описанию и даже по первым впечатлениям «Невероятные» кажутся еще одним в меру наивным, почти подростковым проектом — Уидон будто снова придумал что-то в духе «Баффи — истребительницы вампиров». Таким сериал воспринимается из-за обилия шуток — иногда удачных, — некоторых сюжетных условностей и глуповатых суперсил отдельных персонажей. Например, в первых сериях много внимания уделяется девушке, чей дар — говорить на случайных языках, меняя их каждые несколько слов.

И только привыкаешь к простодушности «Невероятных», как на экране проносятся обнаженные женщины, кому-то очень графично перерезают горло, герои вдруг нецензурно ругаются. Кажется, будто Уидон снимал семейный кинокомикс, но его заставили выполнить квоту HBO на «взрослые сцены». Резкая смена тональности вызывает сильный диссонанс — «Невероятным» стоило разобраться в себе. Это «Мстители», «Страшные сказки» для самых маленьких или что-то другое? Свобода возрастного рейтинга «только для взрослых» в данном случае скорее вредит творческому процессу.

Возможно, именно из-за ощутимой неуверенности в давно отлаженной и исследованной во всех направлениях нише «Невероятные» кажутся старомодными — не в хорошем, ностальгическом смысле.


2


Хотя в первой части сезона всего 6 эпизодов, события разворачиваются очень неспешно — современный зритель привык к совсем другому накалу страстей. Тут есть и сражения, и напряженные сцены, но гораздо больше светских бесед и пресной экспозиции. Для супергероики у проекта недостаточно драйва, а для драмы — слишком много условностей и слабых диалогов.

Затянутость настораживает: вполне возможно, что «Невероятные» созданы ради сеттинга, а не ради интересной истории. В этом смысле главное достоинство сериала — отсутствие первоисточника — превращается в недостаток: авторы не могут просто экранизировать готовые сюжеты. Таким темпом к потенциальному второму сезону заскучают даже самые выносливые зрители.


3


В «Невероятных» через страх общества перед «одаренными» поднимаются остросоциальные темы: сексизм, классовое деление, радикальный консерватизм. В этом плане сериал тоже похож на «Людей Икс», которыми явно вдохновлялся Уидон — линейку про супергероев-мутантов изначально придумали как комментарий о притеснениях евреев и геев. Только «Иксы» справились с просветительской деятельностью куда лучше: в них мысль «дискриминация — плохо» транслировалась не настолько очевидно, а потому не вызывала резкого отторжения у нетолерантной аудитории. Не каждый читатель понял, что речь идет о реальных проблемах в отношении совсем других групп людей, но при этом имел возможность поменять свою точку зрения.

«Невероятные» продвигают ту же идеологию гораздо небрежнее, даже пошло. Хотя исключения в распределении суперсил по гендерному признаку есть, разговоры о «женской чуме» надоедают уже в первых сериях. Картина довольно однозначная: женщины рабочего класса учатся предвидеть будущее и кидаться огненными шарами, мужчины из правительства в страхе думают, как их изолировать или истребить.

В сочетании с другими историческими вольностями «Невероятные», увы, выглядят скорее карикатурно, чем прогрессивно.

Нет ничего плохого в сочинении альтернативной версии исторической эпохи и поднятии острых социальных тем, но, чтобы добиться желаемого результата и достучаться до зрителя, стоит делать это со вкусом и изобретательно.

В оформлении статьи использованы кадры из сериала «Невероятные»