«Сможем и мы»: основательницы проектов о женщинах — о своем деле и вдохновительницах
Долгое время казалось, что прогресс двигают мужчины, а главная задача женщин — помогать им в этом, занимаясь домом и семьей. Однако постепенно не только поменялось представление о роли и положении женщин, но и появились возможность и желание говорить об их достижениях в разных сферах. Time Out попросил основательниц проектов, которые посвящены умным, творческим и самоотверженным женщинам, рассказать о своем деле и о тех, кто их вдохновляет.

Нурия Фатыхова
основательница проекта о российских экспертках
She is an expert
Instagram проекта
She is an expert — первая в России база данных, в которой можно найти экспертку для проектов и событий. Такие сайты существуют во многих странах, например, в Германии это Speakerinnen со слоганом «Больше женщин на сцену», в Великобритании InterviewHer, предлагающий журналистам чаще спрашивать мнение женщин, а на Кипре созвучный нашему She Experts.
Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от SH.E - She is an expert (@she.is.an.expert)
Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от SH.E - She is an expert (@she.is.an.expert)
С помощью этого проекта мы хотим сделать опыт и знания умных российских женщин видимыми в публичном пространстве и победить существующий дисбаланс, когда о жизни и нашем общем будущем размышляют преимущественно мужчины. Когда я начала работать в фонде Генриха Белля, следующего принципам гендерного равенства, то попыталась добиться присутствия экспертизы женщин на конференциях, которые организовала. Это оказалось очень трудно — было непонятно, как и где искать эксперток.
Так и родилась идея She is an expert как инструмента и сервиса — я хотела помочь себе и всем, кто стремится к равному представлению мнения женщин и мужчин. Теперь мы решили стать еще и лабораторией и готовим первое в России исследование репрезентации женщин в медиа. А в апреле выложим в сеть созданные нами чек-листы для бизнеса, помогающие преодолеть гендерные стереотипы.
Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от SH.E - She is an expert (@she.is.an.expert)
Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от SH.E - She is an expert (@she.is.an.expert)
Я с детства люблю покупать книги. В прошлом году провела ревизию своей библиотеки и поняла, что там почти нет женских имен. Тогда я поставила цель — добиться равенства хотя бы в своих литературных предпочтениях.
Мои походы в книжный стали интереснее — я ищу классные произведения, написанные женщинами, а потом сравниваю их задумки с идеями авторов-мужчин, рассуждающих на похожие темы. Я искренне убеждена, что социальный опыт женщин и мужчин дополняют друг друга.
Кстати, Вирджиния Вулф — единственная писательница, книга которой стояла на моей студенческой полке много лет назад. Роман «Миссис Дэллоуэй» настолько красивый и умный, что я перечитывала его несколько раз и хотела научиться выражать свои мысли так же.


Вдохновляют меня и женщины-современницы. Например, исследовательница деколониальности, философ Мадина Тлостанова просто перевернула многие мои представления о мире. На проект She is an expert я осмелилась именно благодаря ее интеллектуальной и человеческой поддержке. Сейчас Мадина работает профессором постколониального феминизма в шведском университете. Ее имя уже давно известно в мире, но в России до сих пор очень мало ее работ. А ведь по сути она первая и пока единственная исследовательница, посмотревшая на постсоветское пространство через деколониальную перспективу.
Еще есть Асель Сартбаева, которая изобрела инновационный способ хранения вакцин без охлаждения, и это позволило перевозить их на длинные расстояния даже в самых жарких странах. Я познакомилась с Асель пару лет назад на одной из конференций. Меня поразила история этой женщины: в биохимию она пришла довольно поздно, а до этого осваивала гуманитарные науки и учила язык по научным журналам, подрабатывая в библиотеке Британского Совета в 1990-е. Так она и поняла, чем хочет заниматься на самом деле.

Сейчас Асель работает в английском университете и входит в Королевское научное общество Великобритании, членами которого были Майкл Фарадей, Исаак Ньютон и Стивен Хокинг. Тем не менее она продолжает приезжать на родину в Кыргызстан и даже стала послом доброй воли ЮНИСЕФ, программы «Девочки в науке». Она уверена, что преодолевать стереотипы о женских и мужских профессиях нужно у пяти-шестилетних малышей — они еще не социализированы гендерно и могут увлечься без оглядки на традицию.
В общем, меня вдохновляют женщины, способные на солидарность с другими, которые умеют начать жизнь сначала и ценят свои корни!

Елена Тарасова
куратор, соорганизатор выставки «Невидимые женщины», редактор нон-фикшн в MyBook. Изучает историю искусства, специализируется на творчестве художниц начала XX века
Instagram проекта
В последние 5-10 лет все чаще появляются различные проекты — музейные, выставочные, образовательные, — так или иначе посвященные женщинам в культуре и искусстве. Проводится больше исследований, имена и творчество художниц становятся известны все более широкой аудитории.
Для меня это связано вот с чем: как только ты примеряешь очки феминистской оптики, ты уже не можешь по-другому смотреть на окружающий мир. Открываешь любой учебник по истории искусства и немедленно задаешься вопросом: подождите, а где женщины? Не может быть, чтобы их вовсе не было? Почему называется так мало имен, а о великих художницах вроде Артемизии Джентилески сказано три строчки?
Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от Выставка «Невидимые Женщины» (@invisiblewomen.art)
Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от Выставка «Невидимые Женщины» (@invisiblewomen.art)
Осенью прошлого года я пошла учиться в Школу волонтеров в сфере культуры Фонда «Четверг». Кураторы, помимо прочего, предоставили нам возможность реализовать собственный проект. Ко мне присоединились мои одногруппницы Татьяна Дмитриева и Анна Гордеева — и с тех пор мы втроем воплощаем масштабную задумку, чему не перестаем удивляться.
«Невидимые женщины» — выставка-диалог современных художниц с героинями прошлого. Участницы создали объекты, посвященные и художницам, и рассуждениям о роли и месте женщин в искусстве и культуре. Мы запланировали обширную параллельную программу: цикл лекций, паблик-токи, книжный стендап WonderBooks. На выставке можно будет узнать о художницах Ренессанса, знаменитых женщинах-коллекционерах, амазонках авангарда, творческих парах и о многом другом. Она пройдет с 5 по 14 марта в пространстве Фонда «Четверг». Вход свободный, но нужна предварительная регистрация.
Если говорить о любимых художницах, из условно «невидимых» больше всего мне близко творчество Марианны Веревкиной. Вместе с Василием Кандинским и Францем Марком она стояла у истоков художественного объединения «Синий всадник».
Марианна Веревкина родилась в 1860 году в Туле в семье потомственных дворян. Ее отец ближе к концу жизни занимал должность коменданта Петропавловской крепости. Девушка училась в том числе у Ильи Репина, где и познакомилась со своим гражданским супругом, художником Алексеем фон Явленским. Веревкина достаточно быстро порвала с реалистической традицией, осознав, что это направление не способно достоверно передавать глубинную сущность души художника.
Супруги переехали в Мюнхен, где Марианна неожиданно оставила творчество, решив, что ее задача — оказывать поддержку фон Явленскому и стать хозяйкой «Розового салона», центра притяжения художников-эмигрантов.
К счастью, она снова взялась за кисть и создала удивительные, смелые, яркие и экспрессивные работы. Мои любимые картины Веревкиной посвящены детству, проведенному в Вильно (сейчас Вильнюсе): «Храм святой Анны в Вильно» и «Полицейский пост в Вильно». А еще у нее есть удивительная и пробуждающая эмоции «Трагическая атмосфера».
Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от Выставка «Невидимые Женщины» (@invisiblewomen.art)

Ольга Алферова
основательница просветительского проекта «Сильные и независимые», посвященного выдающимся русским женщинам
Instagram проекта
Я журналистка и делаю медиапроекты для благотворительных и правозащитных организаций. В частности, последние несколько лет моей работы посвящены теме домашнего насилия. И я обнаружила проблему — женщины невидимы. Кажется, что все открытия совершили мужчины, они все изобрели, написали и сделали все великое.
Однако кто спроектировал первое в СССР метро? Кто изобрел советские антибиотики? Кто остановил эпидемию холеры? Кто создал великую школу русского балета? Это были женщины. Как их зовут? Никто особо и не знает.
Чтобы устранить эту несправедливость, был создан просветительский проект «Сильные и независимые». Он посвящен выдающимся русским женщинам, которые внесли вклад в развитие общества, науки и искусства, но их имена остались неизвестны.
В нашей команде 11 человек — художницы и художники, монтажер и саунд-дизайнер, копирайтер. Для просвещения мы используем три канала: в Инстаграме собирается мини-энциклопедия кратких женских биографий, каждый выпуск подкаста посвящен одной героине, а для сборника рисуются комиксы. В этом году мы планируем выпустить бумажную книгу с девятью большими историями.
Биографии героинь, которые мы отобрали для комикса, очень кинематографичны в том смысле, что их жизнь полна невероятных событий. Чем ближе с ними знакомишься, тем удивительнее они кажутся. Одна из наших художниц Вика Hadanka работала над историей об ученой-микробиологе Зинаиде Ермольевой, которая открыла холерный вибрион и остановила эпидемию холеры. Вика говорила, что Зина как будто все время стояла у ее плеча, и очень старалась, чтобы героиня была довольна.
Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от Сильные и независимые (@femstories)
Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от Сильные и независимые (@femstories)
Обожаю историю Марии Ковригиной, великой гуманистки, сделавшей много важных социальных преобразований на посту министра СССР. Она добилась разрешения бесплатных абортов, ввела материальную помощь для многодетных и одиноких матерей, увеличила оплачиваемый отпуск по беременности и родам до 112 дней, создала систему безвозмездного донорства крови, установила специальные льготы для больных туберкулезом, некоторые из которых актуальны до сих пор, и активно привлекала внимание к проблемам экологии и строительству очистных сооружений на предприятиях.
Очень воодушевляет Айшат Магомедова — жительница Дагестана, номинированная на Нобелевскую премию. Она открыла благотворительную больницу для женщин в Махачкале в 1995 году, где пациентки из Дагестана, Чечни и Ингушетии лечились бесплатно.
Многие оставались в больнице без острой необходимости — брали легальный отпуск от домашних дел. Девочки получали медицинское среднее образование, чтобы стать медсестрами.
Также там работал психологический реабилитационный центр. По рассказам, помогали пережившим изнасилование и отговаривали женщин, которые хотели стать шахидками. Был и приют для детей беженцев. Благотворительная больница Айшат Магомедовой просуществовала 14 лет — за это время бесплатную помощь получили более 40 тысяч пациенток.

Анна Щетинина в 27 лет стала первой в мире женщиной-капитаном дальнего плавания, а чего ей это стоило, мы можем только догадываться. Елена Блаватская для меня великий трикстер и мистификатор — она является создательницей Теософского общества, у которого до сих пор десятки тысяч последователей. А Надежда Дурова, переодевшаяся в мужское платье и ставшая офицером Русской императорской армии, носила мужской костюм до конца своих дней и получала похвалы своему писательскому таланту от Пушкина.
У меня есть файл, в котором я собираю имена для будущих публикаций. Сейчас там список выдающихся русских женщин, которого хватит на несколько лет вперед — и это без преувеличения.
Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от Сильные и независимые (@femstories)

Анна Погосян
основательница бренда шелковых платков в честь сильных женщин Lips&Brain
Instagram проекта
Все началось с того, что во время работы в рекламном агентстве я вместе с подругой и коллегой Светой часто обсуждала идею сделать какой-нибудь красивый и вдохновляющий проект. Мы периодически встречались для обмена мыслями и наконец придумали концепцию нашего будущего бренда — создавать шелковые платки с историями ярких выдающихся женщин, которые, несмотря на все преграды и сложности в жизни, шли своим путем.
Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от LIPS&BRAIN ШЕЛКОВЫЕ ПЛАТКИ (@lipsandbrain)
Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от LIPS&BRAIN ШЕЛКОВЫЕ ПЛАТКИ (@lipsandbrain)
Мы поняли, что тема женщин нам интересна: в ней очень много табуированности и стереотипов. Так мы и создали бизнес, где с помощью визуальных образов рассказываем о несгибаемом характере и вере в себя. Это своеобразный манифест, напоминание о том, что наши возможности безграничны.
Наши шелковые платки — воплощение «мягкой силы», ведь героини, чьи биографии нас мотивируют, проявляют изобретательность, ломая различные стереотипы.
Каждый раз мы очень скрупулезно выбираем историю, о которой хотим рассказать.
Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от LIPS&BRAIN ШЕЛКОВЫЕ ПЛАТКИ (@lipsandbrain)
Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от LIPS&BRAIN ШЕЛКОВЫЕ ПЛАТКИ (@lipsandbrain)
Мы как создатели любим абсолютно все дизайны и стараемся всегда найти свою «фишку». Например, платок «Вершина» посвящен Люси Уокер — первой женщине, покорившей Альпы. Освоение вершин разной высоты она праздновала бокалом шампанского и бисквитом, которые заранее брала с собой, а чтобы сделать спуск более эффектным, переодевалась в белое платье. Так она настраивала и вдохновляла себя.


Еще одна впечатляющая история связана с платком «Сокровище», который мы посвятили Хеди Ламарр, изобретательнице технологии Wi-Fi. Она работала актрисой, а по вечерам закрывалась в комнате и обдумывала способ секретной передачи радиосигнала. Она прекрасно совмещала актерскую карьеру и свой проект, который в результате подарил нам возможность пользоваться беспроводным интернетом.

Сати Епремян
научный редактор книги «Женщины в искусстве. Перфомансы, картины и события, изменившие мир вокруг нас». Изучает женщин в искусстве
Instagram проекта
Испокон веков представления о фигуре Гения, преодолевающего любые преграды и творящего вопреки жизненным обстоятельствам, подменяли собой самый важный вопрос — доступности образования для женщин. Недостаточно было также возможностей для их участия в тех мероприятиях, которые и позволяли художнику считать искусство своей профессией, а не просто хобби или способом радовать супруга или гостей. Об этом не стоит забывать, но еще важнее помнить имена тех, кто несмотря на все преграды все же смог пробиться в уважаемые институции и доказать обществу свою способность создавать шедевры.
Это одна из причин, по которой я начала заниматься изучением биографий женщин в искусстве — стремление воздать им должное. Другая — найти в них опору, понимание и принятие, сказать себе и другим: «Они смогли, значит сможем и мы».
Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от Искусство вдохновлять (@muse4.you)
Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от Искусство вдохновлять (@muse4.you)
Например, художница Софонисба Ангиссола. Динамичность и жизнь — два слова, которые характеризуют творчество этой итальянской художницы XVI-XVII веков. Говорят, однажды Ангиссола встретила Микеланджело, который пообещал ей несколько уроков, если та сможет написать плачущего ребенка — и она справилась блестяще! В 27 лет девушка приехала в Мадрид, сделала карьеру придворной художницы и придворной дамы королевы Елизаветы Валуа, третьей жены Филиппа II.

Это одна из редких историй художниц, которая обошлась без драм и потрясений. Этим, пожалуй, может похвастаться и другая наша героиня — Ангелика Кауфман, жившая в XVIII веке. Когда Кауфман избрали в члены флорентийской Академии художеств, ей был всего 21 год, а членство Академии Святого Луки в Риме она получила в неполных 25.
Анжелика была в дружеских отношениях с самым влиятельным живописцем того времени Джошуа Рейнольдсом. Говорят, закоренелый холостяк даже увлекся девушкой, сделал предложение, но неожиданно получил отказ. Иоганн Вольфганг Гете считал ее одной из самых умных и образованных женщин своего времени и, бывая в Риме, посещал исключительно ее дом. Написав портрет Гете, она переживала, что так и не смогла уловить на полотне многогранность его натуры. А поэт удивлялся: столь глубоко понимая искусство, Кауфман остается «непостижимо скромна». Надо сказать, Ангелика была не только талантливой художницей, но и предпринимателем. Еще при ее жизни некоторые из сюжетов тиражировали на фарфоре, известном каждому советскому и постсоветскому человеку — сервизе «Мадонна».
Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от Искусство вдохновлять (@muse4.you)
Другая художница, которую я бы назвала «Пикассо в юбке», Луиза Буржуа, появилась на свет в Париже в ночь перед Рождеством в 1911 году. Отношение, как к досадной помехе, преследовало ее все детство — особенно со стороны отца, ведь он очень хотел мальчика. Ярость, вызванная известием о любовнице папы, гувернантке из их дома, питала творчество Луизы еще много десятков лет. Брак с Робертом Голдуотером, американским искусствоведом, привел ее из Парижа в Нью-Йорк. Она стала домохозяйкой и матерью троих мальчиков.

В тот период и была создана серия Femme Maison. Очертания стены над безвольно висящей левой рукой подозрительно напоминают гроб. С одной стороны, это клетка, с другой — шикарный особняк, о котором мечтают в детстве многие девочки. Можем ли мы представить, что это своего рода автопортреты? Дом прекрасен — дает счастье защищенности, комфорта, материнства, но он запирает. В этом и заключается главный парадокс.
Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от Искусство вдохновлять (@muse4.you)
Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от Искусство вдохновлять (@muse4.you)
В оформлении статьи использованы материалы Depositphotos, wikimedia, фотографии из социальных сетей и открытых источников.