«Сможем и мы»: основательницы проектов о женщинах — о своем деле и вдохновительницах
Долгое время казалось, что прогресс двигают мужчины, а главная задача женщин — помогать им в этом, занимаясь домом и семьей. Однако постепенно не только поменялось представление о роли и положении женщин, но и появились возможность и желание говорить об их достижениях в разных сферах. Time Out попросил основательниц проектов, которые посвящены умным, творческим и самоотверженным женщинам, рассказать о своем деле и о тех, кто их вдохновляет.
Нурия Фатыхова
основательница проекта о российских экспертках
She is an expert
Instagram проекта
She is an expert — первая в России база данных, в которой можно найти экспертку для проектов и событий. Такие сайты существуют во многих странах, например, в Германии это Speakerinnen со слоганом «Больше женщин на сцену», в Великобритании InterviewHer, предлагающий журналистам чаще спрашивать мнение женщин, а на Кипре созвучный нашему She Experts.
С помощью этого проекта мы хотим сделать опыт и знания умных российских женщин видимыми в публичном пространстве и победить существующий дисбаланс, когда о жизни и нашем общем будущем размышляют преимущественно мужчины. Когда я начала работать в фонде Генриха Белля, следующего принципам гендерного равенства, то попыталась добиться присутствия экспертизы женщин на конференциях, которые организовала. Это оказалось очень трудно — было непонятно, как и где искать эксперток.
Так и родилась идея She is an expert как инструмента и сервиса — я хотела помочь себе и всем, кто стремится к равному представлению мнения женщин и мужчин. Теперь мы решили стать еще и лабораторией и готовим первое в России исследование репрезентации женщин в медиа. А в апреле выложим в сеть созданные нами чек-листы для бизнеса, помогающие преодолеть гендерные стереотипы.
Я с детства люблю покупать книги. В прошлом году провела ревизию своей библиотеки и поняла, что там почти нет женских имен. Тогда я поставила цель — добиться равенства хотя бы в своих литературных предпочтениях.
Мои походы в книжный стали интереснее — я ищу классные произведения, написанные женщинами, а потом сравниваю их задумки с идеями авторов-мужчин, рассуждающих на похожие темы. Я искренне убеждена, что социальный опыт женщин и мужчин дополняют друг друга.
Кстати, Вирджиния Вулф — единственная писательница, книга которой стояла на моей студенческой полке много лет назад. Роман «Миссис Дэллоуэй» настолько красивый и умный, что я перечитывала его несколько раз и хотела научиться выражать свои мысли так же.
Вдохновляют меня и женщины-современницы. Например, исследовательница деколониальности, философ Мадина Тлостанова просто перевернула многие мои представления о мире. На проект She is an expert я осмелилась именно благодаря ее интеллектуальной и человеческой поддержке. Сейчас Мадина работает профессором постколониального феминизма в шведском университете. Ее имя уже давно известно в мире, но в России до сих пор очень мало ее работ. А ведь по сути она первая и пока единственная исследовательница, посмотревшая на постсоветское пространство через деколониальную перспективу.
Еще есть Асель Сартбаева, которая изобрела инновационный способ хранения вакцин без охлаждения, и это позволило перевозить их на длинные расстояния даже в самых жарких странах. Я познакомилась с Асель пару лет назад на одной из конференций. Меня поразила история этой женщины: в биохимию она пришла довольно поздно, а до этого осваивала гуманитарные науки и учила язык по научным журналам, подрабатывая в библиотеке Британского Совета в 1990-е. Так она и поняла, чем хочет заниматься на самом деле.
Сейчас Асель работает в английском университете и входит в Королевское научное общество Великобритании, членами которого были Майкл Фарадей, Исаак Ньютон и Стивен Хокинг. Тем не менее она продолжает приезжать на родину в Кыргызстан и даже стала послом доброй воли ЮНИСЕФ, программы «Девочки в науке». Она уверена, что преодолевать стереотипы о женских и мужских профессиях нужно у пяти-шестилетних малышей — они еще не социализированы гендерно и могут увлечься без оглядки на традицию.
В общем, меня вдохновляют женщины, способные на солидарность с другими, которые умеют начать жизнь сначала и ценят свои корни!
Елена Тарасова
куратор, соорганизатор выставки «Невидимые женщины», редактор нон-фикшн в MyBook. Изучает историю искусства, специализируется на творчестве художниц начала XX века
Instagram проекта
В последние 5-10 лет все чаще появляются различные проекты — музейные, выставочные, образовательные, — так или иначе посвященные женщинам в культуре и искусстве. Проводится больше исследований, имена и творчество художниц становятся известны все более широкой аудитории.
Для меня это связано вот с чем: как только ты примеряешь очки феминистской оптики, ты уже не можешь по-другому смотреть на окружающий мир. Открываешь любой учебник по истории искусства и немедленно задаешься вопросом: подождите, а где женщины? Не может быть, чтобы их вовсе не было? Почему называется так мало имен, а о великих художницах вроде Артемизии Джентилески сказано три строчки?
Осенью прошлого года я пошла учиться в Школу волонтеров в сфере культуры Фонда «Четверг». Кураторы, помимо прочего, предоставили нам возможность реализовать собственный проект. Ко мне присоединились мои одногруппницы Татьяна Дмитриева и Анна Гордеева — и с тех пор мы втроем воплощаем масштабную задумку, чему не перестаем удивляться.
«Невидимые женщины» — выставка-диалог современных художниц с героинями прошлого. Участницы создали объекты, посвященные и художницам, и рассуждениям о роли и месте женщин в искусстве и культуре. Мы запланировали обширную параллельную программу: цикл лекций, паблик-токи, книжный стендап WonderBooks. На выставке можно будет узнать о художницах Ренессанса, знаменитых женщинах-коллекционерах, амазонках авангарда, творческих парах и о многом другом. Она пройдет с 5 по 14 марта в пространстве Фонда «Четверг». Вход свободный, но нужна предварительная регистрация.
Если говорить о любимых художницах, из условно «невидимых» больше всего мне близко творчество Марианны Веревкиной. Вместе с Василием Кандинским и Францем Марком она стояла у истоков художественного объединения «Синий всадник».
Марианна Веревкина родилась в 1860 году в Туле в семье потомственных дворян. Ее отец ближе к концу жизни занимал должность коменданта Петропавловской крепости. Девушка училась в том числе у Ильи Репина, где и познакомилась со своим гражданским супругом, художником Алексеем фон Явленским. Веревкина достаточно быстро порвала с реалистической традицией, осознав, что это направление не способно достоверно передавать глубинную сущность души художника.
Супруги переехали в Мюнхен, где Марианна неожиданно оставила творчество, решив, что ее задача — оказывать поддержку фон Явленскому и стать хозяйкой «Розового салона», центра притяжения художников-эмигрантов.
К счастью, она снова взялась за кисть и создала удивительные, смелые, яркие и экспрессивные работы. Мои любимые картины Веревкиной посвящены детству, проведенному в Вильно (сейчас Вильнюсе): «Храм святой Анны в Вильно» и «Полицейский пост в Вильно». А еще у нее есть удивительная и пробуждающая эмоции «Трагическая атмосфера».
Ольга Алферова
основательница просветительского проекта «Сильные и независимые», посвященного выдающимся русским женщинам
Instagram проекта
Я журналистка и делаю медиапроекты для благотворительных и правозащитных организаций. В частности, последние несколько лет моей работы посвящены теме домашнего насилия. И я обнаружила проблему — женщины невидимы. Кажется, что все открытия совершили мужчины, они все изобрели, написали и сделали все великое.
Однако кто спроектировал первое в СССР метро? Кто изобрел советские антибиотики? Кто остановил эпидемию холеры? Кто создал великую школу русского балета? Это были женщины. Как их зовут? Никто особо и не знает.
Чтобы устранить эту несправедливость, был создан просветительский проект «Сильные и независимые». Он посвящен выдающимся русским женщинам, которые внесли вклад в развитие общества, науки и искусства, но их имена остались неизвестны.
В нашей команде 11 человек — художницы и художники, монтажер и саунд-дизайнер, копирайтер. Для просвещения мы используем три канала: в Инстаграме собирается мини-энциклопедия кратких женских биографий, каждый выпуск подкаста посвящен одной героине, а для сборника рисуются комиксы. В этом году мы планируем выпустить бумажную книгу с девятью большими историями.
Биографии героинь, которые мы отобрали для комикса, очень кинематографичны в том смысле, что их жизнь полна невероятных событий. Чем ближе с ними знакомишься, тем удивительнее они кажутся. Одна из наших художниц Вика Hadanka работала над историей об ученой-микробиологе Зинаиде Ермольевой, которая открыла холерный вибрион и остановила эпидемию холеры. Вика говорила, что Зина как будто все время стояла у ее плеча, и очень старалась, чтобы героиня была довольна.
Обожаю историю Марии Ковригиной, великой гуманистки, сделавшей много важных социальных преобразований на посту министра СССР. Она добилась разрешения бесплатных абортов, ввела материальную помощь для многодетных и одиноких матерей, увеличила оплачиваемый отпуск по беременности и родам до 112 дней, создала систему безвозмездного донорства крови, установила специальные льготы для больных туберкулезом, некоторые из которых актуальны до сих пор, и активно привлекала внимание к проблемам экологии и строительству очистных сооружений на предприятиях.
Очень воодушевляет Айшат Магомедова — жительница Дагестана, номинированная на Нобелевскую премию. Она открыла благотворительную больницу для женщин в Махачкале в 1995 году, где пациентки из Дагестана, Чечни и Ингушетии лечились бесплатно.
Многие оставались в больнице без острой необходимости — брали легальный отпуск от домашних дел. Девочки получали медицинское среднее образование, чтобы стать медсестрами.
Также там работал психологический реабилитационный центр. По рассказам, помогали пережившим изнасилование и отговаривали женщин, которые хотели стать шахидками. Был и приют для детей беженцев. Благотворительная больница Айшат Магомедовой просуществовала 14 лет — за это время бесплатную помощь получили более 40 тысяч пациенток.
Анна Щетинина в 27 лет стала первой в мире женщиной-капитаном дальнего плавания, а чего ей это стоило, мы можем только догадываться. Елена Блаватская для меня великий трикстер и мистификатор — она является создательницей Теософского общества, у которого до сих пор десятки тысяч последователей. А Надежда Дурова, переодевшаяся в мужское платье и ставшая офицером Русской императорской армии, носила мужской костюм до конца своих дней и получала похвалы своему писательскому таланту от Пушкина.
У меня есть файл, в котором я собираю имена для будущих публикаций. Сейчас там список выдающихся русских женщин, которого хватит на несколько лет вперед — и это без преувеличения.
Анна Погосян
основательница бренда шелковых платков в честь сильных женщин Lips&Brain
Instagram проекта
Все началось с того, что во время работы в рекламном агентстве я вместе с подругой и коллегой Светой часто обсуждала идею сделать какой-нибудь красивый и вдохновляющий проект. Мы периодически встречались для обмена мыслями и наконец придумали концепцию нашего будущего бренда — создавать шелковые платки с историями ярких выдающихся женщин, которые, несмотря на все преграды и сложности в жизни, шли своим путем.
Мы поняли, что тема женщин нам интересна: в ней очень много табуированности и стереотипов. Так мы и создали бизнес, где с помощью визуальных образов рассказываем о несгибаемом характере и вере в себя. Это своеобразный манифест, напоминание о том, что наши возможности безграничны.
Наши шелковые платки — воплощение «мягкой силы», ведь героини, чьи биографии нас мотивируют, проявляют изобретательность, ломая различные стереотипы.
Каждый раз мы очень скрупулезно выбираем историю, о которой хотим рассказать.
Мы как создатели любим абсолютно все дизайны и стараемся всегда найти свою «фишку». Например, платок «Вершина» посвящен Люси Уокер — первой женщине, покорившей Альпы. Освоение вершин разной высоты она праздновала бокалом шампанского и бисквитом, которые заранее брала с собой, а чтобы сделать спуск более эффектным, переодевалась в белое платье. Так она настраивала и вдохновляла себя.
Еще одна впечатляющая история связана с платком «Сокровище», который мы посвятили Хеди Ламарр, изобретательнице технологии Wi-Fi. Она работала актрисой, а по вечерам закрывалась в комнате и обдумывала способ секретной передачи радиосигнала. Она прекрасно совмещала актерскую карьеру и свой проект, который в результате подарил нам возможность пользоваться беспроводным интернетом.
Сати Епремян
научный редактор книги «Женщины в искусстве. Перфомансы, картины и события, изменившие мир вокруг нас». Изучает женщин в искусстве
Instagram проекта
Испокон веков представления о фигуре Гения, преодолевающего любые преграды и творящего вопреки жизненным обстоятельствам, подменяли собой самый важный вопрос — доступности образования для женщин. Недостаточно было также возможностей для их участия в тех мероприятиях, которые и позволяли художнику считать искусство своей профессией, а не просто хобби или способом радовать супруга или гостей. Об этом не стоит забывать, но еще важнее помнить имена тех, кто несмотря на все преграды все же смог пробиться в уважаемые институции и доказать обществу свою способность создавать шедевры.
Это одна из причин, по которой я начала заниматься изучением биографий женщин в искусстве — стремление воздать им должное. Другая — найти в них опору, понимание и принятие, сказать себе и другим: «Они смогли, значит сможем и мы».
Например, художница Софонисба Ангиссола. Динамичность и жизнь — два слова, которые характеризуют творчество этой итальянской художницы XVI-XVII веков. Говорят, однажды Ангиссола встретила Микеланджело, который пообещал ей несколько уроков, если та сможет написать плачущего ребенка — и она справилась блестяще! В 27 лет девушка приехала в Мадрид, сделала карьеру придворной художницы и придворной дамы королевы Елизаветы Валуа, третьей жены Филиппа II.
Это одна из редких историй художниц, которая обошлась без драм и потрясений. Этим, пожалуй, может похвастаться и другая наша героиня — Ангелика Кауфман, жившая в XVIII веке. Когда Кауфман избрали в члены флорентийской Академии художеств, ей был всего 21 год, а членство Академии Святого Луки в Риме она получила в неполных 25.
Анжелика была в дружеских отношениях с самым влиятельным живописцем того времени Джошуа Рейнольдсом. Говорят, закоренелый холостяк даже увлекся девушкой, сделал предложение, но неожиданно получил отказ. Иоганн Вольфганг Гете считал ее одной из самых умных и образованных женщин своего времени и, бывая в Риме, посещал исключительно ее дом. Написав портрет Гете, она переживала, что так и не смогла уловить на полотне многогранность его натуры. А поэт удивлялся: столь глубоко понимая искусство, Кауфман остается «непостижимо скромна». Надо сказать, Ангелика была не только талантливой художницей, но и предпринимателем. Еще при ее жизни некоторые из сюжетов тиражировали на фарфоре, известном каждому советскому и постсоветскому человеку — сервизе «Мадонна».
Другая художница, которую я бы назвала «Пикассо в юбке», Луиза Буржуа, появилась на свет в Париже в ночь перед Рождеством в 1911 году. Отношение, как к досадной помехе, преследовало ее все детство — особенно со стороны отца, ведь он очень хотел мальчика. Ярость, вызванная известием о любовнице папы, гувернантке из их дома, питала творчество Луизы еще много десятков лет. Брак с Робертом Голдуотером, американским искусствоведом, привел ее из Парижа в Нью-Йорк. Она стала домохозяйкой и матерью троих мальчиков.
В тот период и была создана серия Femme Maison. Очертания стены над безвольно висящей левой рукой подозрительно напоминают гроб. С одной стороны, это клетка, с другой — шикарный особняк, о котором мечтают в детстве многие девочки. Можем ли мы представить, что это своего рода автопортреты? Дом прекрасен — дает счастье защищенности, комфорта, материнства, но он запирает. В этом и заключается главный парадокс.
В оформлении статьи использованы материалы Depositphotos, wikimedia, фотографии из социальных сетей и открытых источников.