5 советских и российских режиссеров, работавших в Голливуде | Кино | Time Out

5 советских и российских режиссеров, работавших в Голливуде

Дмитрий Евстратов   27 марта 2023
9 мин
5 советских и российских режиссеров, работавших в Голливуде
27 апреля в российский прокат выходит фантастический screenlife-хоррор «Возрожденные» – первый фильм постановщика Егора Баранова, сделанный в Голливуде. Режиссер заявил о себе в готическом «Гоголе» и фантастическом боевике «Аванпост», после чего Тимур Бекмамбетов предложил ему создать кино в США сразу для широкого мирового проката. Time Out вспоминает еще пять советских и российских режиссеров, работавших в Голливуде.

Тимур Бекмамбетов

Фото: legion-media.ru

Фильмы в Голливуде: «Особо опасен», «Бен-Гур», «Президент Линкольн: Охотник на вампиров», «Профиль»

Когда речь заходит о «наших» в Голливуде, первым, кто приходит на ум, почти всегда будет Тимур Бекмамбетов. Автор нескольких рекламных шедевров 90-х буквально возродил российский прокат, который на протяжении десяти постперестроечных лет не мог найти ни зрителя, ни фильм, способный привести его в немногочисленные кинотеатры.

«Ночной дозор» перевернул шахматную доску – в 2004 году одномоментно была запущена эпоха российских блокбастеров, и за рубежом возник интерес к отечественному кино. Оба «Дозора» побили несколько кассовых рекордов, понравились Квентину Тарантино и Джеймсу Ганну, а Бекмамбетова пригласили поработать над высокобюджетными голливудскими проектами.

Первым стал фантастический боевик «Особо опасен» (2008) – пожалуй, до сих пор лучшее голливудское детище режиссера со звездным актерским составом: Джеймс МакЭвой, Анджелина Джоли и Морган Фриман. «Дозоры» прекрасно дополняет и следующий американский фильм Тимура – фэнтези-хоррор «Президент Линкольн: Охотник на вампиров» (2012). Американцы довольно ревностно относятся к демонстрации на экране выдающегося политика. Удивительно, как проект вообще попал в руки к российскому режиссеру, но Бекмамбетов сделал из него настоящее guilty pleasure с вампирами, топорами, серебряными пулями и кровной местью – причудливую интерпретацию важнейшего периода американской истории.

Хотя на Западе лента была встречена скорее негативно, это не поставило крест на голливудских амбициях постановщика. Следом он взялся за ремейк исторического пеплума «Бен-Гур» – одного из трех фильмов в истории с одиннадцатью «Оскарами». Проект с самого начала казался чем-то вроде выстрела себе в ногу – он, будучи визуально эффектным, ожидаемо с треском провалился в прокате.

Но даже тогда Бекмамбетов не отчаялся и создал новый жанровый формат, найдя собственную нишу, – screenlife-фильмы. События таких картин разворачиваются на экранах компьютера, планшета или смартфона. Проекты, срежиссированные («Профиль») и спродюсированные («Убрать из друзей», «Поиск») Тимуром, освежили современные триллеры и помогли ему удержаться на плаву в Голливуде.

Кадр из фильма «Бен-Гур» Фото: legion-media.ru

Андрей Кончаловский

Фото: legion-media.ru

Фильмы в Голливуде: «Возлюбленные Марии», «Танго и Кэш», мини-сериал «Одиссея» и другие.

Кончаловский – фигура для советского, российского и европейского кино легендарная. До отъезда на Запад он писал сценарии для первых фильмов Тарковского, в условиях ограничения творческой свободы создавал искренние и актуальные ленты, долгое время пролежавшие в СССР «на самой дальней полке», становился лауреатом главных международных кинофестивалей.

В поисках нового творческого импульса в 1980-х Кончаловский перебрался в Голливуд, где не сразу получил возможность снимать. Первым американским фильмом режиссера стала драма «Возлюбленные Марии» по мотивам повести Андрея Платонова «Река Потудань» с Настасьей Кински в главной роли. Далее последовала приключенческая картина «Поезд-беглец», ставшая дебютом для актера Дэнни Трэхо.

Самый громкий голливудский проект Кончаловского – комедийный боевик «Танго и Кэш». Он должен был поправить финансовое положение постановщика и открыть ему новые двери. Однако полноценно снять бадди-муви с Куртом Расселом и Сильвестром Сталлоне у него так и не получилось. Продюсеры сомневались в жанровых талантах Кончаловского и отстранили его от работы. Ленту доснимал Альберт Магноли, и от смены режиссера она явно пострадала. Позднее в своей книге «Низкие истины» Андрей Сергеевич рассказывал, что единственным «мыслящим» человеком на съемочной площадке был Сильвестр Сталлоне.

Кадр из фильма «Танго и Кэш» Фото: legion-media.ru

После «Танго и Кэша» в Голливуде Кончаловский почти не работал, но за некоторые проекты все же брался. Так, например, мини-сериал «Одиссея» (1997) по мотивам сюжетов Гомера обрел зрительскую популярность и стал одним из самых дорогих телепродуктов своего времени. А вот с более поздним возвращением к большому кино не задалось – гофмановский «Щелкунчик и крысиный король» (2010) вышел откровенно провальным. На этой минорной ноте голливудское путешествие Кончаловского закончилось, зато возобновилось российское и европейское – в 2010-х режиссер обрел новое творческое дыхание и снял несколько фильмов, которые принесли ему награды Венецианского кинофестиваля.


Вадим Перельман

Фото: legion-media.ru

Фильмы в Голливуде: «Дом из песка и тумана», «Мгновения жизни»

Родившийся в Советском Союзе Вадим Перельман в молодости вместе с матерью эмигрировал в Канаду, где учился сначала в Университете Альберты, а затем в киношколе в Торонто. Снимать кино Перельман стал не сразу. Его дебют состоялся только спустя 13 лет после переезда в Лос-Анджелес. В 2003 году Стивен Спилберг профинансировал драму «Дом из песка и тумана» – историю очередной разрушенной бюрократией «американской мечты».

Для Перельмана фильм обернулся фантастическим успехом. Не всякому дебютанту удается привлечь в съемочную команду оператора Роджера Дикинса, композитора Джеймса Хорнера и пару оскароносных актеров – Дженнифер Коннелли и Бена Кингсли. Более того, «Дом из песка и тумана» был номинирован на премию Американской киноакадемии в трех категориях. На фоне этого кассовый провал для некоммерческого автора явно не выглядит катастрофой.

Кадр из фильма «Мгновения жизни»

Во второй голливудской работе – драме «Мгновения жизни» (2007) – он поднимает тему посттравматического синдрома. Главная героиня становится жертвой скулшутинга. Это серьезно влияет на ее внутреннее состояние во взрослой жизни и на отношения с дочерью. Лента с Умой Турман в главной роли вновь провалилась в прокате и, в отличие от дебюта, была холодно встречена прессой.

На этом голливудская история Перельмана пока что прерывается. Он взял шестилетнюю паузу и решил перебраться в Россию – снял три сериала для телевидения и стриминговых сервисов, пришел в команду к Тимуру Бекмамбетову для работы над пятой частью «Елок» и срежиссировал душераздирающее фестивальное кино о холокосте, «Уроки фарси» (2020).


Сергей Бодров-старший

Фото: legion-media.ru

Фильм в Голливуде: «Седьмой сын»

Сергей Бодров-старший переехал в США в первой половине 1990-х уже в статусе известного сценариста и режиссера. Однако полностью голливудским стал только один проект с его участием. Бодров написал сценарий для драмы «Тот, кто влюблен» (1994) Александра Рокуэлла. Остальные же картины создавались в копродукции.

Две свои лучшие режиссерские работы, «Кавказский пленник» (1996) и «Монгол» (2008), Бодров создал вместе с кинематографистами из Казахстана. Он также активно сотрудничал с европейскими кинокомпаниями и постановщиками в фильмах: «Восток-Запад», «Давай сделаем это по-быстрому» и «Медвежий поцелуй».

Большой режиссерский шанс в Голливуде Бодров-старший получил лишь однажды. В начале 2010-х ему предложили снять фэнтезийное приключение «Седьмой сын» (2014) по мотивам детского романа Джозефа Дилейни «Ученик Ведьмака». Этим шансом ему воспользоваться не удалось, но режиссерской вины в этом практически нет. Стомиллионный фильм о парне, пытающемся стать ведьмаком, обладал на редкость слабым для блокбастера сценарием – клише и сюжетные глупости разрушили ленту еще до начала съемок. Спасти «Седьмого сына» от кассовой и художественной катастрофы не получилось даже у Джеффа Бриджеса и Джулианны Мур. После этого с голливудскими студиями Бодров больше не работал.


Илья Найшуллер

Фото: legion-media.ru

Фильм в Голливуде: «Никто»

Илья Найшуллер – личность для российского кино уникальная. Высшего образования в сфере кино он так и не получил, но опыта съемок в его жизни было хоть отбавляй. Подработки на «Мосфильме» сменились началом музыкальной карьеры, именно благодаря ей о таланте постановщика-самоучки узнали все. Он был не только солистом инди-рок-группы Biting Elbows, но и ее ключевым клипмейкером. Несколько клипов были сняты на камеру GoPro и оказались чрезвычайно популярными на YouTube. Это подтолкнуло Илью к созданию собственного фильма, съемка в котором ведется от лица главного героя.

Таким оказался драйвовый фантастический боевик «Хардкор», снятый при поддержке вездесущего Тимура Бекмамбетова. В картине приняли участие актеры со всех концов света: Шарлто Копли, Данила Козловский, Хейли Беннетт, Тим Рот и многие другие. Фильм был произведен в России, участвовал в программе кинофестиваля в Торонто и был куплен для проката в США. Кассового успеха не случилось, но Найшуллера запомнили – «Хардкор» не был похож ни на один другой боевик, а в режиссере увидели того, кто может вернуть американского зрителя в эпоху видеосалонов с их отпетыми B-муви.

Кадр из фильма «Никто»

Свой следующий фильм Найшуллер снимал уже в США. Им стал комедийный боевик «Никто», сделанный под чутким продюсерским руководством бывшего каскадера и одного из самых перспективных авторов экшен-жанра Дэвида Литча. Яркая, самобытная картина с замшелой «клюквой» напоминает лучшие боевики 80-90-х с их бесконечным драйвом, тестостероном и необузданной жестокостью, которая соседствует с комедией на грани фола. «Никто» ворвался в прокат и сходу занял лидирующую строчку по сборам. Тем самым Илья Найшуллер стал первым российским режиссером, чей фильм сумел возглавить американский прокат.

Неудивительно, что новые проекты не заставили себя ждать. Сейчас постановщик работает над новым голливудским боевиком «Главы государств» с Джоном Синой и Идрисом Эльбой. Ожидается и сиквел фильма «Никто», который может оказаться кроссовером с «Джоном Уиком».