Стивен Кинг идет в кино: 7 лучших экранизаций, которые не утратили авторский замысел
«Кэрри» (Carrie, 1976)
История школьницы, которая выросла в доме матери-фанатички. Та утверждала, что ее дитя — грешное создание, обязанное замаливать свои грехи.
Кроме Брайана Де Пальмы, к истории несчастной и некрасивой Кэрри, обладающей телекинезом и затравленной одноклассниками, обращались другие кинематографисты, в том числе и Кимберли Пирс. Однако именно Де Пальме лучше других удалось передать дух кинговского текста и рассказать, как девушка оказалась доведена равнодушными и жестокими людьми до безумия. Да еще и до такой степени, что уподобилась адскому созданию, уничтожающему яростным пламенем все живущее.
Грациозная и стройная, как лань, Сисси Спейсек внешне совершенно не похожа на Кэрри из романа — толстую, неуклюжую и прыщавую. Однако актриса смогла передать болезненную уязвленность 17-летнего подростка и искреннюю радость от предстоящего выпускного бала, который обернется кровавой бойней.
«Во многих отношениях, фильм получился более стильным, чем моя книга. Я до сих пор считаю, что это увлекательное чтение, хоть и тяжелое», — говорил писатель.
«Останься со мной» (Stand by Me, 1986)
Детство Стивена Кинга пришлось на 1950-е. Именно это время он выбрал для своей ностальгической повести «Тело», действие которой разворачивается в городе Касл-Рок (родной штат писателя Мэн). В самом конце каникул четверо друзей-подростков узнают об исчезновении соседского мальчишки и решают отправиться на поиски его тела. Опасный двухдневный поход станет для них не только интересным приключением, но и важной вехой в их взрослении.
Экранизировать эту сентиментальную повесть взялся режиссер Роб Райнер, родившийся в один год со Стивеном Кингом, – кому как не ему снимать кино о детстве в бурлящих 1950-х. «Останься со мной» воспринимается так же, как сегодня воспринимаются «Очень странные дела», «Аполлон 10 с половиной» Ричарда Линклейтера и другие ностальгические фильмы и сериалы о конкретных эпохах. Райнеру удалось точно уловить дух оригинального произведения и чутко перенести на экран кинговское мифотворчество, наполненное личными трагедиями и воспоминаниями.
Картина открыла миру звезду Ривера Феникса, старшего брата Хоакина Феникса, сходу заработала культовый статус и даже была отмечена номинацией на «Оскар» в категории «Лучший адаптированный сценарий», что с экранизациями Стивена Кинга случается крайне редко. Сам писатель считает работу Райнера одной из лучших киноадаптаций его произведений:
«Это лучший фильм из всех, когда-либо снятых по мотивам моей книги. Райнер действительно запечатлел мою историю. Это очень автобиографично».
«Кладбище домашних животных» (Pet Sematary, 1989)
От названия у кого угодно в голове невольно может возникнуть образ животных-зомби, поедающих плоть своих хозяев. На деле же в основе романа лежит не желание рассказать кровавую историю, а попытка поговорить о главном страхе человечества — смерти.
Мэри Ламберт ухватила эту идею за хвост и пронесла ее через весь свой фильм, который лишь кажется хоррором, — это крепкая драма о гибели семьи. Врач Луис Крид вместе с женой, двумя маленькими детьми и серым котом переезжает в новый дом, но надежда на счастливую жизнь сразу же начинает рушиться.
Доктор, который должен спасать жизни, оказывается бессилен перед смертью: в первый день работы в больнице на руках героя умирает парень. Его дух является к врачу и предостерегает от похода на расположенное за его домом кладбище домашних животных. Позже хвостатого любимца семьи сбивает машина, мужчина зарывает тельце в той самой земле, а на следующий день кот возвращается из мертвых. Впоследствии, пытаясь оградить любимых от соприкосновения со смертью, Луис обрекает их на еще большие страдания.
«Я думаю, что Дэйл Мидкифф местами жесток. А Дениз Кросби холодна. Я не чувствую, что эта пара, находящаяся в центре истории, обладает достаточным теплом, чтобы всерьез противостоять сверхъестественному. И мне нравится этот контраст. Именно он делает фильм ужасов фильмом ужасов», — признавался Кинг.
«Мизери» (Misery, 1990)
Сотрудничество Короля ужасов и режиссера Роба Райнера не ограничилось драмой «Останься со мной». Одним из основных условий Кинга при подготовке экранизации романа «Мизери» было участие Райнера в проекте. Писателю так сильно понравилась предыдущая работа, что его даже не смутило отсутствие у постановщика опыта съемок психологических триллеров. И Кинг вновь не прогадал.
В центре сюжета «Мизери» – писатель Пол Шелдон, попавший в жуткую аварию из-за сильного снегопада где-то в горах. Его нашла и спасла женщина по имени Энни Уилкс. Оказалось, что она – ярая фанатка его романов, Энни даже называет себя «поклонницей номер один». Узнав о том, что в будущей книге ее любимая героиня Мизери погибнет, женщина буквально теряет голову – она запирает Шелдона в комнате и пытает его, чтобы тот переписал роман.
С развитием поп-культуры и глобализацией «Мизери» с каждым годом становится более злободневным фильмом – гики и фанаты все чаще обрушивают на авторов потоки критики в социальных сетях и требуют от них определенных сюжетных решений. То же самое, только в гиперболизированной форме, происходит с героем Джеймса Каана, попадающего в логово к обезумевшей фанатке.
Роль Энни Вилкс вдохновенно исполняет Кэти Бейтс – это один из лучших женских перформансов в 1990-х, справедливо вознагражденный «Оскаром» за лучшую женскую роль в 1991 году. Стивен Кинг оценил и фильм, и работу Бейтс. Специально «под актрису» через год он написал роман «Долорес Клейборн», в экранизации которого Кэти исполнила главную роль.
«Игра Джеральда» (Gerald’s Game, 2017)
Некоторые работы Стивена Кинга экранизировались в течение пять лет после их появления на прилавках (почти все дебютные экранизации), а некоторые дожидались своей участи десятилетиями. Второе случилось с романом «Игра Джеральда», попавшим в руки продюсеров лишь спустя 25 лет после публикации.
Главные герои – супруги Джесси и Джеральд — испытывают сложности в браке. Между ними уже давно угасла страсть: чтобы возродить ее, они уединяются в домике посреди лесной глуши. Во время интимных игр у Джеральда случается инфаркт, а прикованная к постели Джесси остается в одиночестве — дверь в дом открыта, и все ее страхи не преминут воспользоваться этим шансом и заглянуть к женщине на огонек.
Действие почти не покидает пределов маленькой комнатки, а монстры реальные уступают место монстрам человеческого подсознания – что, впрочем, не мешает им тоже быть вполне реальными. Именно этим славятся произведения Кинга — что и сумел уловить постановщик Майк Флэнаган, которого писатель похвалил за отличную экранизацию и позднее рекомендовал на режиссерское кресло «Доктора Сна»:
«Я участвовал в отборе актеров и я одобрил кастинг без промедления. Я был знаком с работами ведущих актеров, особенно Брюса Гринвуда, и считаю их отличными актерами. То, как фильм вводит зрителя в пространство фильма, впечатляет меня, и у меня нет претензий к некоторым изменениям сюжета».
«Оно» (It, 2017)
Те, кто недостаточно хорошо знаком с сюжетом романа, могут посчитать, что это история про злого клоуна, пожирающего детей. На самом деле книга повествует о взрослении, борьбе с внутренними демонами и природе страха — именно на этих столпах держится и фильм Энди Мускетти.
Одним летом в городе Дерри при странных обстоятельствах начали исчезать дети. Эта же судьба постигла Джорджи — младшего брата Билла. Подросток хочет найти виновника и отомстить ему. Вместе с ним расследовать произошедшее соглашаются его друзья, которые тоже этим летом столкнулись с пугающими явлениями.
В отличие от версии 1990 года, Мускетти не вынес за скобки кровавые убийства и вопросы подростковой сексуальности. Режиссер, следуя за автором первоисточника, создал сложный хоррор, в котором детские страхи перед клоунами и прочей зубастой нечистью — следствие травматичных семейных отношений и пережитых потерь. И Кинг это оценил:
«Я возлагал на этот фильм определенные надежды, однако в итоге оказалось, что я попросту не был готов к тому, каким великолепным он получится. Зрители, смотревшие предыдущую экранизацию, найдут для себя и знакомые вещи, и нечто новое. Если вам нравятся эти персонажи, то и большинство пугающих приемов сработают. Я уверен, что моим поклонникам фильм точно понравится – понравится по-настоящему. Лично я посмотрел картину два раза – и во второй просмотр нашел некоторые детали, которые упустил в первый раз».
«Доктор Сон» (Doctor Sleep, 2019)
Благодаря экранизации Стэнли Кубрика роман Стивена Кинга «Сияние» обрел культовый статус. Мастерски скроенный фильм предполагает множество трактовок: от конспирологических до психопатологических. Несмотря на это, поклонники оригинального текста недовольны тем, какие изменения претерпел сюжет.
Майк Флэнаган в экранизации продолжения культового романа ловко объединил сразу три источника: романы «Сияние», «Доктор Сон» и нервный триллер Кубрика. Пребывание в отеле «Оверлук» не могло не сказаться на дальнейшей жизни Дэнни Торренса (Юэн Макгрегор), обладающего телепатической силой. Призраки тех стен начали тревожить его в повседневной жизни, а страх повторить путь отца начал претворяться в жизнь — повзрослев, герой начал спиваться. Мужчина слышит мысленный крик о помощи девочки-подростка, наделенной схожим даром, которую хотят убить пожирающие чужую энергию древние люди.
За мистическим сюжетом кроется комплекс проблем. На сей раз речь идет об ответственности за свои поступки и принятии неизбежности смерти. Взрослый Дэнни на экране проходит путь от отчаявшегося алкоголика до мужчины, готового пожертвовать собой ради спасения чужой жизни.
«Сценарий фильма “Доктор Сон” я читал очень и очень внимательно, а когда закончил, то подумал: “Кажется, этот фильм искупает все, что мне когда-либо не нравилось у Кубрика”. Режиссер Майк Флэнаган взял мой материал и сочинил на его основе великолепную историю. Люди, которые уже посмотрели фильм, остались в восторге, как и я сам. Потому что Майку удалось каким-то образом объединить мой роман-сиквел с фильмом “Сияние”. Причем так, что выглядит все абсолютно естественно. Теперь, когда я посмотрел эту картину, даже лента Кубрика мне не кажется такой уж плохой».