«Сумасшедший» Пако Рабан. 5 достижений «несносного ребенка» французской моды
Бижутерия из пластика, давшая начало карьере Пако Рабана

Отправившийся изучать архитектуру в Национальную школу изящных искусств, Пако Рабан оставался страстным поклонником моды. Но что общего может быть у грубых архитектурных композиций и утонченных нарядов Haute Couture? Противоположности притянулись руками Мастера: задумавший объединить инженерное дело с высокой модой, Пако Рабан еще в студенческие годы преуспел в изготовлении аксессуаров и бижутерии.
Украшения были, ясное дело, не простыми, а с участием плотных пластмасс на основе ацетата целлюлозы, и произвели фурор: уже к 1965 году начинающий дизайнер смог реализовать около двадцати тысяч своих изделий. Вскоре оригинальным подходом заинтересовались парижские дома уровня Givenchy, Dior и Balenciagа, заказавшие у Рабана украшения и вручившие ему тем самым пропуск в мир высокой моды.
Дебютная коллекция Paco Rabanne из 12 неносибельных платьев
Широким жестом променявший шелк и батист на алюминий, родоид, металл и сварочные горелки, Пако Рабан нащупал собственное ноу-хау: самыми желанными вдруг стали наряды из совершенно непригодных к носке материалов. Его дебютная коллекция, увидевшая парижский свет в 1966 году, так и называлась – «12 неносибельных платьев из современных материалов».
Вещи, сотканные из ПВХ, алюминиевых пластин, пластиковых дисков, оргстекла, металла и бумаги, и правда больше походили на арт-объекты, место которым – на выставочных стендах в музеях, нежели в гардеробе уважающей себя парижанки. Модели же напоминали то ли космонавтов в скафандрах, то ли жительниц Спарты. Мало того, демонстрировать коллекцию Пако Рабан поручил исключительно чернокожим моделям, отправив на подиум всех девушек босиком – просто потому, что не успел смастерить к показу обувь.

Это был, как сказали бы сейчас, шок-контент: Париж стоял на ушах, самый тиражный журнал Франции Le Nouvel Observateur громил Рабана за «бомбардировку» мира моды пластиком, модная общественность крутила у виска, называя дизайнера Wacko Paco («Сумасшедший Пако»), а королева парижской модной сцены Коко Шанель лишь презрительно фыркала в сторону «жестянщика». Впрочем, закрепилось за ним совсем другое прозвище: именно Рабан, а не Готье, впервые удостоился почетного звания enfant terrible – «несносного ребенка» от мира моды.
Платья-кольчуги, свадебные наряды из бумаги и Пакожамы

С тех пор Пако Рабан не переставал исследовать и самым изысканным образом нарушать границы дозволенного, щедро приправляя традиционные техники кройки и шитья собственным смелым и экстравагантным видением.
Платья-кольчуги из шипованного алюминия, свадебные наряды из бумаги, пальто из металлических треугольников, драгоценное платье, сотворенное из девяти килограммов чистого золота и примеренное знаменитой французской певицей Франсуазой Арди на международной ювелирной выставке в 1968 году, резиновые бинты вместо корсета, болеро из белой норки и стальных дисков, а также флуоресцентная кожа и страусиные перья вперемешку с оптическими нитями, пластиковыми бутылками, дверными петлями и оптоволоконной проволокой: «несносный ребенок» Пако Рабан проказничал и хулиганил, как мог, давая волю своей сумасбродной натуре – но ни на секунду не терял хватку и связь с 60-ми, знаменосцем которых он и стал.


Даже сеть респектабельных отелей Hilton не смогла остаться в стороне и затребовала себе порцию Рабановской славы, запустив Пакожамы: пижамы и ночные сорочки из бумаги предлагали гостям за 15 франков, и они разлетались, как горячие пирожки.
«Барбарелла» в исполнении Пако Рабана

Вскоре Пако Рабана по достоинству оценили и в Голливуде. Сперва дизайнеру поручили одевать Одри Хепберн для картины «Двое на дороге», а спустя два года выбрали главным костюмером научно-фантастического фильма Роже Вадима «Барбарелла» с Джейн Фондой в главной роли. Это назначение сыграло ключевую роль в судьбе обоих: ленте оно принесло статус культовой классики, а Пако Рабану – одну из важнейших вех в его карьере.

Дизайнер разыгрался не на шутку и пустился во все футуристические тяжкие: здесь случились и ультра-мини на пару с пиратскими ботфортами, и боди из плексиглаза в сочетании с плотными черными колготами в качестве формы пилота, и ставшее притчей во языцех платье-кольчуга, и прозрачный сетчатый комбинезон с серебряным бюстгалтером, и блестящий скафандр со съемными рукавами – все с участием строительных материалов промышленного значения. Вишенкой на торте стал наряд «амазонки будущего» – зеленая мини-туника с переливающимися пластинами из пластика в роли бахромы, признанная журналом Film Review самым сексуальным кинонарядом 1960-х.

Образы Барбареллы, вдохновленные полетом человека на Луну, задали вектор новому модному направлению под названием Space Age, подхваченному Пьером Карденом и Андре Куррежем. После «Барбареллы» лицо моды изменилось раз и навсегда, а сама лента стала неисчерпаемым источником вдохновения для целой плеяды дизайнеров. Так, например, Жан-Поль Готье взял ее за основу во время создания костюмов к «Пятому элементу».
Le 1969 It-bag


В 1969 году Пако Рабан стал одним из первых дизайнеров, создавших то, что принято называть сегодня ит-бэг. Иконическая сумка моментально обосновалась на полках Франсуазы Арди, Брижит Бардо и других икон стиля прошлого века, став квинтэссенцией размышлений дизайнера на тему футуризма, а заодно и символом целой эпохи. А появилась на свет легендарная модель благодаря вышеупомянутой Коко Шанель, не перестававшей язвительно высказываться об успехе французского модельера.
В то время Шанель вовсю готовилась к выпуску собственной модели сумки на цепочке. Пако Рабан решил шутки ради позаимствовать идею – разве что на роль ручки вместо позолоченных звеньев командировал цепь для смыва воды в уборной. «Творение должно шокировать», – говорил он, презентуя мягкий прямоугольный конверт, сплетенный из блестящих металлических дисков в форме монет и получивший название Le 69 bag.


Культовая модель не сходит с фешн-радаров уже более полувека, а пару лет назад креативный директор Paco Rabanne Жульен Доссена решил отдать дань наследию Пако Рабана, перевыпустив 1969: сумка вышла в облегченной версии, подразумевающей алюминий вместо стали, а цветовая палитра стала шире, разбавившись золотом и неоновыми оттенками.