Суровые думы о Римской империи: рецензия на «Гладиатора 2»
Скотт задумался о продолжении «Гладиатора» буквально через год после выхода оригинального фильма и его победы на «Оскаре». Идей у режиссера и постоянно меняющихся сценаристов было множество: сначала они думали снять приквел о происхождении Луция, сына Максимуса, затем — фэнтези-сиквел с воскресшим героем Рассела Кроу, основанный на представлениях древних римлян о загробной жизни. В итоге, спустя много лет все же была утверждена концепция «мягкого» продолжения без элементов фэнтези.
В центре сюжета «Гладиатора 2» — Луций (Пол Мескал), бывший наследник престола Римской империи, который вынужденно бежал в Нумидию — ныне территории Алжира и Туниса. Однако Римская империя нашла своего сына и там — конечно, совершенно случайно. Армия под предводительством генерала Акация (Педро Паскаль) захватывает Нумидию, и Луций попадает в плен. Он вынужден пройти путь, который ранее уже проходил его отец Максимус, — стать гладиатором и обрести свободу. На его пути встречаются два самовлюбленных брата-императора, хитрый узурпатор Макрин (Дэнзел Вашингтон) и Луцилла — нынешняя жена генерала Акация. Луцию предстоит разобраться в прошлом своей семьи, справиться с гладиаторской миссией и вернуть то, что по праву принадлежит ему.
За четверть века с момента выхода первого «Гладиатора» Ридли Скотт снял немереное количество фильмов, которые чаще получали неоднозначную реакцию зрителей и критиков. В 2024-м все идет своим чередом: 87-летнего британца по-прежнему тянет к батальному кино и по-прежнему не тянет следить за историческими деталями. «Гладиатор 2» сразу же об этом заявляет: начинается с исторических неточностей вроде возделывания грядок с тыквами, которые были завезены в Европу позже, и кровавой мясорубки в Нумидии с участием массовки — уж в этой части пеплумов Скотту до сих пор нет равных.
Масштаба сиквелу не занимать, однако для хорошего кино этого все-таки мало. Картина всячески пытается выстроить связь с оригиналом и временами даже походит на авторемейк с популярными сегодня актерами. Путь Луция похож на путь отца, только там, где в первой части находилось место душевным терзаниям Максимуса и его соперничеству с Коммодом, во второй все занято мыльными копаниями в своей родословной и политическими распрями, захватившими Древний Рим.
Впрочем, драматический материал все же позволяет актерам проявить себя. Наиболее ярко это удается лавирующему между римскими политическими башнями Дэнзелу Вашингтону. Его Макрин — эмоциональное ядро картины. Правда, Полу Мескалу, насколько бы талантлив он ни был, не хватает харизмы Рассела Кроу, а Педро Паскаль умудряется быть мягким эмпатом даже там, где это казалось невозможным.
Вопросы о необходимости существования второго «Гладиатора» после просмотра у вас вряд ли пропадут. Скотт давно хотел снять сиквел, но по извилистой дороге к нему растерял часть драматического таланта. Поэтому продолжение, как и многие последние работы режиссера, не может удержать заданный темп: развязка наступает неожиданно и напоминает древнеримский цирк. С другой стороны, зрители смогут встать на место римлян — зрелища в ленте полно. Хлеба, правда, пожадничали.
Оценка Time Out: 3 из 5