Так плохо, что даже хорошо. 5 причин, почему «Эмили в Париже» — провал, но длится уже 4 сезона | Кино | Time Out

Так плохо, что даже хорошо. 5 причин, почему «Эмили в Париже» — провал, но длится уже 4 сезона

Катерина Воскресенская   15 августа 2024
9 мин
Так плохо, что даже хорошо. 5 причин, почему «Эмили в Париже» — провал, но длится уже 4 сезона
Кадр из сериала

Главные загадки человечества — Бермудский треугольник, Стоунхендж, Лохнесское чудовище и то, что сериал «Эмили в Париже» длится уже четвертый сезон — как раз сегодня вышла первая серия. Time Out рассказывает 5 причин, почему проект — провальная сказка.


Отсутствие оригинальных идей

Надо признать: шоураннер «Эмили в Париже» Даррен Стар со времен «СвБГ» пытается повторить былой триумф. Триумф повторяться не желает, поэтому Стару приходится нет-нет, да и возвращаться на старые рельсы. Сначала с парой умеренно успешных фильмов про Кэрри, Саманту, Миранду и Шарлотту, затем с выявившим безумное количество геронтофобов мини-сериалом «И просто так» — но до того с «Эмили в Париже», которая изо всех сил пытается быть лучшей версией Кэрри Брэдшоу, но становится худшей версией Мэри Сью.

По сюжету, исполнительный директор по маркетингу, больше напоминающий типичную эсэмэмщицу, Эмили Купер (Лили Коллинз) совершает релокацию из прогрессивного Чикаго в ленивый Париж. Образ главной героини похож на наивную мечту 12-летней девочки. Она самая умная, стильная и красивая.

Ее укладка всегда безупречна, образы на выход идеально выверены — то, что к ним приложила руку Патриция Филд, одевающая героинь «СвБГ», более чем очевидно. Эмили легко находит друзей и любовников, вернее — они сами находят ее.

Героиня живет в центре города и нет ничего, что бы ей не удалось. Иными словами, пастеризованная, выхолощенная Кэрри условного музея мадам Тюссо, которая получает идеальных подруг, колонку в VOGUE и мужчину мечты, но не через шесть сезонов, а прямо сейчас.

Мэри Сью вместо героини

Откровенно смехотворное всемогущество Эмили утомляет. Не все проекты создаются с претензией на реализм, но это не оправдывает совсем уж простенький недокэмп. Да, можно сказать, мол, для чего еще нужны сериалы, если не для бегства от реальности, но мир, где главная героиня круглосуточно строит из себя Минни Маус, выглядит не Дисней-лендом, а антиутопией, в которой нужно улыбаться, пока лицо не треснет, потому что от этого зависит твоя жизнь. По изначальной задумке, первый сезон должен был стать для зрителей отдушиной во время ковида.

Путешествуйте, не выходя из дома, — тем более, выбора у вас все равно нет. Но вояж не получается, максимум, на что тянет сериал, — это бэд-трип, жуткая интоксикация, настолько переслащенная даже для выдуманной реальности, что Вилли Вонка позавидует.

Не самая лучшая форма эскапизма «Эмили в Париже» — это мелочь на фоне тотального обесценивания. Люди убивают полжизни, чтобы построить внятную карьеру, а оставшуюся половину тратят на то, чтобы восстановить отношения, которые рухнули по пути. Кто угодно знает: только что приехавший и еще не вполне состоявшийся в карьере специалист, зачастую, не может позволить себе жить в дорогом районе, носить одежду известных брендов и справляться с работой без знания языка. В сериале матерые дизайнеры всю жизнь мечтали поработать с юной дилетанткой, все парижские парни хотят с ней познакомиться, девушки сами набиваются в лучшие подруги, а аккаунты в социальных сетях становятся популярными сами по себе.

Потеря связи со временем

Если создатели колдовали над картинкой идеального мира так, что Гарри Поттеру рядом и делать нечего, почему в этой вселенной молодая дива ведет свой профиль и аккаунты своих клиентов как возрастной дальний родственник, зарегистрировавшийся в соцсетях ради подписки на внуков? Бумеры помнят, такое было возможно только на старте работы приложений.

Пугающе нереалистично даже на фоне изначальной слащавости проекта — и наравне со стилем одежды главной героини, — это выступает маркером времени, будто Эмили переместилась в наши дни из нулевых.

Состояние «мира вне времени» может служить концептом для повествования или стилистическим приемом, но, если в «Эмили в Париже» такое и планировалось, зрителем оно не считывается. Зато улавливается безнадежно устаревшая концепция легкости. Кажется, что сценаристы уверены: девушкам все достается играючи, только и остается, что подставлять руки приходящим возможностям. Ответ напрашивается сам, но он неверен: половина сценаристов «Эмили в Париже» — женщины. Казалось бы, они уж точно должны знать, что не все так радужно.

Превращать проект в ожившую открытку — это не грех. Уэс Андерсон, например, постоянно этим занимается, и в результате из-под его пера выходят гениальные картины. Хотя, конечно, ждать звезд с неба от очередного релиза Netflix — все равно, что недоумевать, почему в сетевой «фастфудной» не подают говядину по-бургундски.

Временные цели создателей проекта не до конца ясны: чего они добивались, омолодить Брэдшоу, но не настолько, как в «Дневниках Кэрри»? Чудовищно, что в «И просто так» главных героинь критикуют за возраст, но правда и в том, что молодая девушка не сможет ассоциировать себя с Кэрри образца 2022-го, потому что в ее представлении в возрасте 50 уже ничего особо от жизни и не надо.

Эмили в самом расцвете лет, ей нужен карьерный рост, но этого совсем не чувствуешь. В свое время колонки Кэрри выступали чуть ли не еще одним действующим лицом сериала. С карьерой Эмили попытались сделать что-то похожее, но, глядя на ее отношения с коллегами, вспоминается цитата из «Дьявола носит Prada», где креативный директор «Подиума» Найджел сказал Энди: «За эту должность многие отдали бы все на свете, а вы до нее снизошли».

Казалось бы, «Эмили в Париже» — сериал о карьерном росте мечты. А для нашей героини — это ссылка в дремучее небытие, где эдаким распущенным бандерлогам, не видящим дальше хруста французской булки, придется еще все разжевывать.

Стереотипное мышление

Критиковать «Эмили в Париже» за клише уже само по себе стало клише. Что поделать, она не собирается прогибаться под изменчивый мир. Сказать, что героиня не пытается интегрироваться во французскую культуру — не сказать ничего. Эмили в принципе недоумевает, почему все резко не заговорили с ней по-английски, высмеивает тех, кто не соответствует ее представлениям о том, как надо жить, транслируя это с нотками, в которых легко можно углядеть ксенофобию.

Конечно, в этом отношении больше от создателей, чем от самой героини. Например, по славянским персонажам лихо проехались и в «Эмили в Париже», и в «И просто так». Даже в «СвБГ» еще одна большая любовь Кэрри, — Александр Петровский в исполнении Михаила Барышникова, — хоть и талантливый художник, но диковат, грубоват, старомоден и вообще не вписывается в идеальный мир Брэдшоу, который каждую секунду должен крутиться вокруг нее. Точь-в-точь как у Эмили. 

Да, наверное, в первую очередь стоило сказать, как сильно обижаются на сериал французы, но вечный дым сигарет, береты, свобода в любви, снобизм, круассаны в постах соцсетей и шампанское до полудня — это не настолько оскорбительный уровень предубеждений.

Самоповтор

Казалось бы, во втором сезоне «Эмили в Париже» бодренько эволюционирует. В проект наконец-то пробились черты современного мира, к примеру, силами актрисы Филиппин Леруа-Болье, которая играет Сильви, начальницу Эмили. Закрадывается подозрение, что ее персонажа перекраивали по ходу пьесы, ведь в первом сезоне Сильви гордо заявляет «я женщина, а не феминистка», она склонна к мизогинии, тирании и созданию токсичной атмосферы в коллективе — а во втором вдруг начинает транслировать прогрессивный образ умной, сильной и независимой женщины без комплексов так, что за ней сразу и не признаешь замаскированный типаж Саманты Джонс.

Без сомнения, самая яркая иконичная героиня «СвБГ» порой была слишком прямолинейна, а временами даже подчеркнуто вульгарна, отчего могла казаться карикатурной. Сильви не так явно демонстрирует свои убеждения, но они ничем не отличаются. Она отстаивает свое право работать так, как хочет, и заводить отношения с тем, с кем хочет, не боясь общественного осуждения — которое, на самом деле, беспочвенно. Ее партнер заметно моложе — обратных случаев полно и на экране, и в жизни, но они никого не шокируют. В этом смысле Сильви хоть немного уравнивает сложившуюся ситуацию.

Лучше, чем ничего, да и жаловаться, в общем, не на что. За Сильви даже интереснее наблюдать, чем за Эмили, которая создает себе проблемы на пустом месте. Возможно, одна из главных причин продления шоу сразу на два сезона вперед в том, что главной героине предстоит очень долгий путь. Сейчас персонаж Эмили даже приятным не назовешь. Она, как и положено диве соцсетей, больше старается казаться, чем быть. Делать успешные коллабы на фоне сложных отношений с коллегами, спать с парнем подруги и скрывать это, чтобы не выставлять себя в дурном свете. Той даже не посочувствовать толком, ведь персонаж прописан почти условно, а вторая подруга Эмили половину своего экранного времени выступает как уличный музыкант, и от ее милых и одновременно унылых баллад сопереживаешь только себе.

Словом, там всем есть куда расти, и, возможно, в будущих сезонах у создателей «Эмили в Париже» получится убедить нас поверить в эту сказку, но пока ей еще очень далеко до «долго и счастливо».

Альтернативная история и Шонда Раймс: 10 причин невероятной популярности сериала «Бриджертоны»