Театр & Кино: 5 спектаклей, которые могут понравиться синефилам
«Девять»
Где: Гоголь-центр
Когда: 3, 4 марта
Купить билетыАскетичный спектакль Сергея Виноградова только начинается, как фильм «Девять дней одного года». Однако дальше он вовсе не повторяет его, а переосмысливает, перенося время действия из 60-х годов даже не в сегодняшний день, а в универсальную вечность.
«Девять дней одного года» — один из самых важных фильмов не только для его режиссера Михаила Ромма, но и для всей эпохи оттепели. Это история двух ученых-физиков, влюбленных в одну девушку. Один из них, Дмитрий Гусев, жертвует собой ради науки и будущего. В спектакле же самопожертвование выглядит не столь оптимистично — главным врагом гения становится государственная машина, перемалывающая все на своем пути.
«Осенняя соната»
Где: Театр «Современник»
Когда: 4 марта
Купить билеты«Осенняя соната» — один из самых известных фильмов Ингмара Бергмана, хотя он его совсем не любил из-за самоповторов. Тем не менее история отношений гениальной матери и совсем не похожей на нее дочери задевает зрителей за живое до сих пор. За постановку «Осенней сонаты» на сцене взялась Екатерина Половцева, ученица Сергея Женовача.
Оттого спектакль такой осязаемый: качели, лодка, листья, вода. Кажется, осень здесь не только можно услышать (одна из героинь — пианистка), но и учуять. Любовь-ненависть матери и дочери и их разность (Марина Неелова и Алена Бабенко) на русской почве обостряется и становится более выпуклой.
«Обычный конец света»
Еще один спектакль о сложных семейных отношениях поставлен по пьесе, которую прославила экранизация от Ксавье Долана. Он в свое время получил за нее в том числе и «Гран-при» Каннского кинофестиваля.
Главный герой — успешный писатель Луи — возвращается домой, чтобы рассказать о своей болезни, но у его родных болей оказывается не меньше. Между монологами родных, в которых те раскрывают все накопившиеся за 12 лет обиды, режиссер Данил Чащин делает прослойки из мечтаний о беззаботной жизни. Однако фантомы быстро рассеиваются — монологи не рождают диалогов, а желание сказать не рождает желания услышать.
«Пролетая над гнездом кукушки»
Где: Театр им. Ермоловой
Когда: 12, 20 марта
Оскароносный фильм Милоша Формана уже считается классикой и входит в списки обязательных к просмотру кинолент. Настолько популярным не стал даже роман Кена Кизи, на котором «Пролетая над гнездом кукушки» основан. Вольнолюбивый МакМерфи терпит поражение в борьбе за свободу, но успевает заразить ею других. Центральное место в фильме занимает противостояние МакМерфи со старшей медсестрой Рэтчед.
Режиссер спектакля Дмитрий Акриш в свою очередь выдвигает на первый план второстепенных героев, молчащих и не имеющих силы противостоять навязанным нормам и истинам. Да и мало-мальски оптимистический финал постановщик предлагает, беспощадно обрывая сюжет «на полуслове». Будущее героев поглощает тьма.
«Заводной апельсин»
Где: Театр наций
Когда: 10 марта
Когда фильм Стэнли Кубрика вышел на экраны, вокруг него разразились скандалы. Режиссеру даже пришлось самому попросить снять его с проката в родной Великобритании. Элементы насилия режиссер спектакля Филипп Григорьян внес с помощью реплик, подкинутых Google Translate. Визуальность выходит на первый план и поражает яркими красками и эстетикой китча — впрочем, Григорьян этим часто грешит. Режиссер не вступает в полемику с Кубриком, а перемалывает взятый в его основу роман Энтони Берджеса. Молодой преступник Алекс оказывается плодом воображения писателя, его главным страхом и альтер-эго.