Точки на карте: зачем ехать и что обязательно нужно увидеть в Каргополе
Самобытность городов России часто затухает на фоне большой тройки: Москвы, Санкт-Петербурга и Казани. Посещение чего-то менее известного обычно связано с неотложными делами или визитом к родственникам. Time Out берет на себя задачу показать, что Каргополь — город в Архангельской области с уникальными памятниками зодчества, музейному пространству которого доверяет экспонаты Эрмитаж, — не просто точка на карте.
В общих чертах
Территорию современного Каргопольского района племена заселяли еще с периода неолита. В XI-XII веках сюда добрались вездесущие новгородцы и грубо потеснили миролюбивых угро-финов. Время возникновения города четко маркируют 1146 годом, хотя прямых сведений об этом событии в существующих источниках нет. Есть лишь история, что Гаврила Романович Державин в бытность олонецким губернатором нашел в одном из монастырей документ о белозерском князе Вячеславе. Летописец сообщает, что князь успешно разбил «чудь белоглазую», отдохнул с войском после кровопролития и нашел окружающий пейзаж вполне подходящим для основания нового города. «Каргополь» скорее всего и переводится с северных диалектов как «воронье поле», по другой версии, с карельского — «медвежья сторона».
Историки полагают, что изначально Каргополь был владением Белозерского княжества и перешел в подчинение к Новгородской республике. Существует интересное свидетельство о жизни в Поонежье в XII (или XIII) столетии: ссыльный писатель-публицист Даниил Заточник в своем «Молении» жалуется не опознанному историками князю — скорее всего, Ярославу Всеволодовичу Переяславо-Суздальскому — на нелегкое существование.
В «Сказании о Мамаевом побоище» среди прочих князей, пришедших поддержать амбициозного Дмитрия Донского в Куликовской битве, упоминается каргопольский князь Глеб. Однако верить этому источнику надо с осторожностью — он создан чуть ли не спустя век после излагаемых событий. А в 1447 году город был отмечен в качестве надежного убежища для князя Дмитрия Шемяки, преследуемого своим извечным врагом Василием II.
В конце века Каргопольский уезд вместе с некогда свободным Новгородом неохотно перешел под управление московского наместника. С тех пор туда ссылали опальных бояр и нелояльных к центральной власти татарских ханов.
К XVI веку Каргополь стал солидным торговым центром с особыми полномочиями: жители соседних населенных пунктов были обязаны покупать соль именно здесь, добывать ее самостоятельно в Белом море строжайше запрещалось. Бонусом город заполучил так называемую Губную грамоту, которая давала добро на местное самоуправление.
Каргопольские купцы богатели на торговле рыбой и солью, сплавляли лес, заключали контракты на поставки железа, добываемого на окрестных рудниках. Соответственно, им оказалось вполне по силам содержать опричнину при появлении в государстве такой неочевидной организации.
В конце века Каргополь, стоящий на перекрестье важных торговых путей с севера к центральным районам страны, даже вышел на лидерские позиции рейтинга российских городов, который был скрупулезно составлен послом английской королевы Елизаветы. К этому времени на земляных валах в восточной части города была заново отстроена деревянная крепость. Западная же часть сформировалась в жилой посад: демократично перемешанные дома людей с очень контрастным достатком выстроились на улицах, плавно спускающихся к реке. В этот период началось массовое строительство храмов и монастырей.
Каргополь фигурирует и в хрониках Смутного времени — именно сюда был сослан, ослеплен и утоплен в проруби человек яркой судьбы Иван Болотников. Город успешно отражал атаки шведских, польско-литовских интервентов и казаков, подтверждая свой статус основательного северного форпоста страны.
Последствием «смутной поры» было разорение крестьян и ослабление торговых связей. Роль международного торгового порта перешла к молодому городу в устье Северной Двины — Архангельску.
XVII век стал в Каргополе временем большой каменной застройки — рядом с городом обнаружились приличные залежи известняка, а мастеров-каменотесов здесь всегда было в избытке.
Реформы патриарха Никона привели к скоплению в местных лесах раскольничьих скитов. Староверы несли свою культуру, скупали и берегли иконы запрещенного образца, организовывали большие хозяйства, а на прессинг правительства регулярно отвечали массовыми самосожжениями.
Петровские преобразования XVIII требовали все больше мастеров и рабочих на осуществление проектов по строительству кораблей, на железоделательные заводы и возведение нового города. Хороших специалистов посылали вместе с семьями «на вечное проживание» в новую столицу. Их заменяли очередные партии ссыльных людей, среди которых числились опальные князья с боярами, нелюбимые царские жены и прочие враги государства.
После страшного пожара 1765 года город начал застраиваться по регулярному плану — и с тех пор он горделиво вытянулся вдоль Онеги. Храмы свободно возвышались на просторных площадях, а престижные районы больше не пересекались с бедными кварталами.
Каргополь много раз менял статус: был причислен то к Новгородской, то к Санкт-Петербургской губерниям, а то и вовсе становился уездным в Олонецком наместничестве. Торговая жизнь постепенно приходила в упадок, и купцы предпочитали вести бизнес в отдаленных городах. А вот белки наконец-то получили шанс на выживание: промысел по выделке их шкурок упал с двух миллионов до 150 тысяч.
К началу XX века Каргополь — город с архаичным укладом, создающий иконописные, золотошвейные и серебряные произведения искусства. На всю Россию славятся местные меднолитейщики, гончары, кузнецы, резчики по дереву, у коллекционеров востребована каргопольская глиняная игрушка.
Послереволюционный период отмечен деструктивным отношением к памятникам местной архитектуры. В частности, были разрушены церкви XVII-XVIII веков и собор Спасо-Преображенского монастыря (1717). В Сталинские времена заключенные Каргопольлага работали на лесоповалах.
Герб города — реконструкция исторического, впервые появившегося на военных знаменах каргопольского полка:
«В лазоревом (синем, голубом) поле серебряный, с золотыми рогами баран, лежащий на золотых головнях; все объято червленым (красным) с золотой тонкой каймой, пламенем».
Как добраться
Аэропорт Каргополя закрыт вот уже несколько лет, поэтому единственный вариант с привлечением общественного транспорта — это сочетание поезда и автобуса. Первый этап маршрута — город Няндома Архангельской области, куда ежедневно в 12.50 отправляется всего один поезд с Ярославского вокзала. Время прибытия очень неудобное — вы оказываетесь в Няндоме в два ночи и с ужасом думаете о перспективе ожидания первого автобуса где-то на вокзале.
Существует и второй рейс в 20.35, но этот состав ходит не каждый день и нужно уточнять дату отправления. Время в пути 13 часов 46 минут — соответственно, в 10.21 вы будете на месте. И все же не расслабляйтесь, ведь автобус до Каргополя отходит от вокзала уже в 10.30, и следующий поедет только в 16.15. Так что стоит оставить всех нерасторопных компаньонов двигаться в доступном им темпе, а самим бросаться на остановку и договариваться с водителем о задержке на 2-3 минуты. Ехать предстоит 80 км, на дорогу закладывайте около двух часов.
На автомобиле преодолеть эти почти 1000 км тоже вполне реально. Лучше всего доехать в первый день до Вельска через Ярославль и Вологду, а на следующий уже легко преодолеть оставшиеся 280 км — и тут же начать знакомство с достопримечательностями.
Другие материалы из цикла:
Точки на карте: зачем ехать и что непременно нужно увидеть в городах России
Где остановиться
Когда жители столицы начинают жаловаться в постах или отзовиках на плохой сервис Каргополя, они моментально получают уйму дизлайков и обвинений в изнеженности от местного населения. Коллективный посыл примерно таков: русский Север — не про комфорт и мишленовские рестораны. Наслаждайтесь природой, знакомьтесь с культурой и принимайте глубинку такой, какая она есть.
Гостиница «Каргополь» 3*
Цена: от 1500 рублей в сутки за двухместный номер с отдельными кроватями
Адрес: ул. Акулова, 23
Приятный отель с очень неплохими отзывами. Отличное расположение рядом с историческим центром, есть небольшая стоянка. В номерах чисто, персонал вполне доброжелателен.
Люди жалуются на мебель времен СССР, не вполне эффективную шумоизоляцию и холодные комнаты зимой. Хотя, согласно информации на сайте, хозяева прилично потратились на систему комфортного сна, которой оснастили все 17 номеров. Среднестатистический вердикт: приемлемо.
Гостевой дом «Морошка»
Цена: от 2500 рублей в сутки при двухместном размещении
Адрес: Ленинградская ул., 63
Мини-гостиница расположена чуть в стороне от основных достопримечательностей, но 15-20 минут ходьбы до исторического центра большинство туристов считают некритичными. Рядом с отелем есть большая стоянка, на первом этаже — кухня и все необходимое для самостоятельной готовки. Приезжающих радует свежий ремонт и поразительная чистота. Плотные шторы позволяют поспать подольше тем, кто не сразу смог заснуть из-за вечернего шума в коридоре — звукоизоляция здесь не очень. Wi-fi хорошо берет только рядом со стойкой ресепшен. Есть бильярд. Основной вердикт в комментариях: довольно комфортно.
Гостиница «Поонежье»
Цена: от 2000 рублей в сутки за номер с двумя отдельными кроватями
Адрес: ул. Полевая, 2Б
Симпатичный гостевой дом с великолепными видами на Онегу. На территории есть беседка для барбекю и автостоянка. Хозяйственные туристы могут самостоятельно готовить пищу на общей кухне. Из развлечений — собственный бильярд и возможность аренды лодки с мотором для рыбалки. Народ благодарит хозяйку за радушный прием, чистоту и уют в номерах. Все ценят тишину, просят закупить детских кроваток и стиральных машин — кажется, при наличии этих факторов люди будут готовы проводить в гостевом доме все лето.
Что посмотреть
Выставка «Дивование. Открытие Севера»
Когда: 1 июля — 6 сентября 2022 года
Адрес: ул. Ленина, 40, Музейно-выставочный центр
Событие общероссийского масштаба, проект, дающий городу серьезный шанс стать полноценным вектором внутреннего туризма. Экспонаты предоставлены, кроме Каргопольского музея, Эрмитажем, Санкт-Петербургским музеем театрального и музыкального искусства, а также Архангельским краеведческим музеем. Можно долго разглядывать старинные кокошники, шелковые золотные платы, девичьи венцы — подчелки, расшитые золотой нитью, жемчугом и перламутром, венки-перевязки и коруны.
Интересный ход: народные костюмы и их переосмысление в эскизах Леона Бакста, Владимира Татлина, Константина Коровина и других. Современное прочтение традиционной культуры народов Севера выдают работы пяти современных художниц: Ульяны Подкорытовой, Анны Самойловой, Анны Слобожаниной, Ульяны Каль и Сони Кисляковой. Эта выставка — одно из самых значимых событий лета, куда вся пресса, критики и просто культурные люди массово слетаются после Дягилевского фестиваля в Перми.
Памятники деревянного зодчества
Адрес: ул. Горького, 16
Каргополю удалось сохранить дух старины, словно законсервироваться во времени — в хорошем смысле слова. А близлежащие деревни с их удивительными шатровыми деревянными церквями и вовсе можно отнести к официальному культурному наследию русского Севера. Каждый год в этой части страны погибает минимум один храм из дерева. Шедевры XVI века уже считаются потерянными, так что есть смысл поторопиться и запечатлеть так называемое «каргопольское ожерелье» в своем сознании.
Церковь Иоанна Златоуста середины XVII века в селе Саунино, например, на полвека старше знаменитой Преображенской церкви в Кижах. Ее «небеса», расписанные онежскими мастерами Богдановыми-Карбатовскими в XVIII веке, никогда не реставрировались — они прекрасны и аутентичны.
Шатровая Сретено-Михайловская церковь (1655) в селе Красные Ляги впечатляюще-огромна и похожа на терем, с заключенной в него девицей из сказки. Здание много раз реставрировалось и «украшалось» полупрофессиональными умельцами, но выстояло, хоть и находится в аварийном состоянии. И все же надо признать, что деревянная башня восхитительно вписывается в дикий пейзаж заброшенного села.
Богоявленская церковь (1793) села Лядины выглядит непривычно: она покрашена и готова стать декорацией для какой-нибудь киносказки. Специалисты ломают голову, кто и зачем догадался некогда соорудить круглое крыльцо перед входом в храм. Само село тоже необычное — с большими домами, объединенными общей крышей. Здесь стояла совершенно чудесная Покровская церковь со старинным иконостасом, но сгорела от удара молнии в 2013 году.
Все туристы в один голос твердят о необходимости запастись репеллентами: клещи, комары и прочий гнус не дадут вам отрешиться от накопленных забот и полноценно насладиться удивительными северными пейзажами.
Храмы Каргополя
Город называют «северным Суздалем» — разбогатевшие на торговле местные купцы настроили здесь несоразмерное для небольшой локации количество храмов. Сегодня из сохранившихся 11 церквей действующие лишь две.
Прежде всего, надо увидеть трехапсидный двухъярусный белокаменный Христорождественский собор XVI века. Здесь сохранились средневековая фреска и старинный иконостас, а еще 500-летняя икона «Положение Ризы Богородицы».
Рядом с собором расположилась минималистичная Введенская церковь с историко-архитектурным и художественным музеем, хранящим интереснейшую коллекцию мещанина Капитона Колпакова и другие этнографические редкости. Этот архитектурный ансамбль гармонично дополняет высоченная церковь Иоанна Предтечи середины XVIII века с двойными куполами.
Заслуживает внимания и ансамбль Старой Торговой площади — она же Благовещенская, она же Красноармейская. Это Благовещенская церковь конца XVII века, напоминающая резную шкатулку, небольшая заброшенная, сберегшая одну главку из пяти Никольская церковь (1741), а также грандиозный, похожий на гордый белый корабль, храм Рождества Богородицы с резными наличниками на окнах, подаренный городу купцами-благотворителями Пометяевыми.
Где отдохнуть
Ошевенский погост
Адрес: около 50 км на север от Каргополя
Погостами на севере называли комплекс, «куст деревень», объединенных вокруг храмового ансамбля. В былые времена Ошевенск состоял из более чем десятка деревень, на сегодня их четыре: Погост, Ширяиха, Низ и Большой Халуй, вытянувшихся вдоль берега реки Чурьеги. Еще одно значение слова «погост» — место отдыха торговых людей. От Ошевенска до Каргополя раньше требовались сутки пути, поэтому местные купцы отлично развивали гостиничный и ресторанный бизнес.
Идеальный план для неутомимых и любознательных: прогуляться по улицам из добротных купеческих домов, понаблюдать за жизнью северной глубинки, пообедать (лучше взять продукты с собой — в основном обслуживают туристические группы), а главное — увидеть уникальные памятники архитектуры прошлого. Монахи потихоньку восстанавливают Свято-Успенский Александро-Ушевенский монастырь, основанный в XV веке — сегодня это живописные развалины XIX века. Надвратная церковь Николая Чудотворца (1834) действует, в ней совершаются богослужения. Успенский собор полуразрушен, но многие туристы говорят, что посещение этих руин произвело на них самое сильное впечатление. Еще вариант — проехать или пройти по всем деревням комплекса, там тоже можно найти интересные часовни и церковь.
Эко-парк «Медвежий край»
Адрес: ул. Южная, 11
Хорошее место для отдыха с детьми в сосновом бору, в 20 минутах ходьбы от Соборной колокольни. Среди объектов — очень информативный «Музей каргопольского наличника», ледовый терем, фигурки животных и мастерская. Сотрудники научат всех желающих резьбе по дереву, проведут к большому камню здоровья и покажут ледяные скульптуры, которые не тают даже в летние месяцы. В парке также есть лесные качели и лабиринт.
Центр народных ремесел «Берегиня»
Адрес: ул. Архангельская, 5
Пространство посвящено, прежде всего, ключевому бренду города — каргопольской глиняной игрушке. Здесь ее производят, дают мастер-классы по изготовлению, рассказывают об истории края и ремеслах. Вообще мастер-классов много: вас учат берестоплетению, лоскутному шитью, локальной вышивке, созданию тряпичной куклы, ткачеству и еще уйме полезных в хозяйстве вещей. В основном уроки даются каргопольцам, но работает и туристический отдел — есть смысл позвонить и узнать подробнее. Самые востребованные — мастер-классы по выпечке. Калитки «на заспе», шаньги, ягодники, обрядовые пироги — целая история богатого северного края, воплощенная в мягком, податливом тесте. В любом случае есть смысл приехать сюда за сувенирами и подивиться на многочисленные таланты местных мастеров и мастериц.
Где поесть
Кафе в городе всего три. Судя по отзывам, можно попасть на обслуживание групп и вообще остаться голодным, так что лучше заранее выяснить, покормят ли вас в вашей гостинице или гостевом доме.
Кафе «Каргополочка»
Адрес: ул. Ленина, 83
Неплохое кафе, которое, кажется, нацелено в первую очередь на обслуживание туристических групп. Например, на момент публикации материала на Яндексе висел баннер, что заведение «закрыто до завтра» — и это в среду в 12 часов дня.
Администрации было бы неплохо наладить обслуживание точками общепита индивидуальных туристов — их сытые организмы еще принесут много пользы городу и помогут сохранению достопримечательностей. Что касается «Каргополочки», то выбор блюд здесь невелик, без изысков. И все же готовят вкусно, обслуживают хорошо, а цены и вовсе «смешные» — народ удивляется, что втроем можно очень прилично поужинать за 700 рублей.
Это скорее закусочная или столовая со своей пекарней, но отзывы у заведения просто отличные. Выпечка и десерты всегда на высоте. Ценно, что «Шелковня» открывается в 9.00, для завтраков и перекусов варианта лучше в Каргополе не придумать. Сайта с меню у кафе нет — известно лишь, что кухня здесь «русская, домашняя».
Кафе «Малиновка»
Адрес: Октябрьский пр-т, 113
Заведение, упоминаемое практически всеми автотуристами. Обратите внимание — в воскресенье оно не работает. «Малиновка» стоит на трассе Няндома — Каргополь — Архангельск и гордится статусом одного из самых востребованных кафе.
Здесь есть шанс распробовать традиционные каргопольские «картофные калитки», четко исполняемые по старинному рецепту, сырные шаньги, пирожки, пиццу и прочую свежайшую выпечку. Говорят, сборная мясная солянка в «Малиновке» выше всяких похвал, а блины со сметаной, как у бабушки. Коллектив тут явно творческий — новые блюда добавляют чуть ли не каждый день.