Синий всадник абстракционизма. Творческая жизнь Василия Кандинского | Арт | Time Out

Синий всадник абстракционизма. Творческая жизнь Василия Кандинского

Екатерина Андреева   16 декабря 2022
4 мин
Синий всадник абстракционизма. Творческая жизнь Василия Кандинского
«Церковь в Мурнау», 1910 / Габриеле Мюнтер «Портрет Василия Кандинского», 1906 год

156 лет назад, 16 декабря 1866 года, родился гений абстракционизма Василий Кандинский. Его полотна сегодня считаются одними из самых дорогих среди картин русских художников. Time Out прослеживает эволюцию творчества Кандинского на протяжении его жизни.


Василий Кандинский

1866 — 1944

Русский художник, стоявший у истоков абстракционизма. Стал одним из основателей знаменитой художественной группы «Синий всадник»*. Вывел собственную теорию об эмоциях, которые выражает каждый цвет, и основных цветовых контрастах.


Живописью Кандинский начал заниматься далеко не сразу. Сначала он окончил юридический факультет Московского университета и обратился к искусству только в 30 лет. Во многом благодаря выставке импрессионистов, которая проходила в Москве в 1896 году.

«Ахтырка. Осень», 1901
«Воскресенье (Древняя Русь)», 1904

В этом же году он уехал в Мюнхен изучать искусство. В первые годы нового столетия Кандинский поступил в Мюнхенскую академию художеств, много путешествовал и участвовал в выставках. Его картины заметно изменились: Кандинский сместил акцент с формы на цвет. В новых работах стало очевидным влияние импрессионистов и пуантилистов.

«Одесса. Порт», 1898
«Двое на лошади», 1906


«Дома в Мюнхене», 1908
«Вид Мурнау с железной дорогой и замком», 1909

После 1908 года видно влияние фовистов на творчество Василия Кандинского. Цвет становился все более главенствующим в его работах, но к тому моменту художник еще не отказался от фигуративной живописи. До периода абстракции оставалось порядка двух лет.

«Синяя гора», 1908

1910 и 1911 стали революционными в творчестве мастера. Его картины этого периода представляют собой большие выразительные цветные массы. Музыка сыграла важную роль в рождении абстрактного искусства, поскольку она абстрактна по своей природе: не пытается изобразить внешний мир, а непосредственно выражает чувства души.

Кандинский иногда использовал музыкальные термины для обозначения своих работ; он называл свои самые спонтанные картины «импровизациями» и описывал более сложные работы как «композиции». В это же время была написана книга «О духовном в искусстве» и создано творческое объединение «Синий всадник».

«Без названия (Первая абстрактная акварель)», 1913
«Импровизация V. Этюд», 1910

После начала Первой мировой войны Кандинский вернулся в Москву, принимал активное участие в культурной политике России, участвовал в художественном образовании и музейной реформе.

В этот период он мало рисовал и посвятил все свое время преподаванию искусства по программе, основанной на анализе формы и цвета. Его экспрессионистский взгляд на искусство был известен как слишком индивидуалистический и буржуазный. В 1921 году Кандинский был приглашен в Германию для посещения «Баухауса» его основателем, архитектором Вальтером Гропиусом. Уехав туда, в Россию художник больше не вернулся.



«В белом II», 1923
«Круги в круге», 1923

В период с 1922 по 1933 годы Кандинский преподавал в «Баухаус». Развитие его работ по изучению форм, особенно по точкам и линейным формам, привело к публикации его второй теоретической книги «Точка и линия на плоскости» в 1926 году. Тогда же геометрические элементы приобрели большое значение как в его преподавании, так и в живописи — особенно круг, полукруг, угол, прямые и кривые линии. Это был чрезвычайно продуктивный период для художника.

«Желтое-красное-синее», 1925

В 1933 году к власти пришли нацисты, «Баухаус» закрыли, Кандинский эмигрировал во Францию. Живя в квартире в Париже, он создавал работы в гостиной-студии. На его картинах появились биоморфные формы с гибкими, негеометрическими очертаниями, которые наводят на мысль о микроскопических организмах. Этот период соответствует синтезу предыдущих работ Кандинского, в которых он использовал все характерные для него элементы, обогащая их.

«Композиция IX», 1936
«Композиция Х», 1939