Universal Pictures представляет: 3 главных успеха и 3 неудачи студии
Успехи
Universal и Лон Чейни
Первые фильмы Universal стали популярными во многом благодаря таланту выдающегося голливудского актера Лона Чейни. Он мастерски владел навыком гримирования. Его способность к телесным трансформациям и созданию образа из подручных материалов принесли Чейни звание «человека с тысячей лиц».
Самые популярные проекты актера, которые он создал при поддержке студии, — экранизация романа Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери» и фильм «Призрак оперы». Первая картина обошлась Universal в целое состояние — $1,25 млн, но затраты быстро окупились. В прокате фильм собрал $3,5 млн — практически в два раза больше вложенной в него суммы. Студийные боссы называли картину «драгоценностью», а критики сошлись во мнении, что она оказалась «душераздирающим взглядом на классическую книгу в легендарном исполнении Лона Чейни».
В свою очередь, «Призрак оперы» США включили в Национальный реестр фильмов. По слухам, сцена, где Призрак в исполнении Чейни срывает маску, настолько шокировала зрителей, что некоторые падали в обморок. Причиной этого стал пугающий грим актера. В процессе его создания актер засовывал за щеки вату, приклеивал к голове уши, растягивал себе ноздри и вздергивал нос проволочными скобками, из-за чего у него было кровотечение.
Классические монстры
Если вам нравятся такие персонажи, как Франкенштейн, Дракула, Мумия, Человек-невидимка или Человек-волк, то благодарить за их создание стоит именно Universal. Классические монстры, без которых трудно представить хоррор, — визитная карточка студии.
Подлинный расцвет жанра пришелся на 1930-е годы. Первым звуковым ужастиком Universal, созданным по лекалам популярной в те годы мелодрамы, была экранизация романа Брэма Стокера «Дракула» с блистательным Белом Лугоши. Премьера картины состоялась 12 февраля 1931 года в одном из кинотеатров Нью-Йорка. Газеты писали, что от увиденного на экране зрители падали в обморок. Журналистские материалы сыграли студии на руку — любопытные зрители стекались к кинотеатрам, и в течение 48 часов было продано 50 тысяч билетов. В результате «Дракула» стал одним из крупнейших релизов Universal в 1931 году.
В том же году вышел «Франкенштейн». В Variety ленту назвали «Новой вершиной в ужасах». Несмотря на то, что в некоторых штатах фильм подвергся жесткой цензуре, он также имел коммерческий успех, а его персонаж стал самым популярным фантастическим киногероем.
Последний крупный киномонстр присоединился к «дому ужасов» Universal в 1954 году. «Тварь из черной лагуны» породила жаброчеловека (Gillman), за которым охотились американские ученые. Фильм был тепло встречен критиками и полюбился некоторым крупным режиссерам, в их числе Ингмар Бергман и Гильермо дель Торо. Последний воплотил свое видение персонажа в оскароносной «Форме воды».
Лидер мультипликации
До появления мультимедийной империи Уолта Диснея Universal оставалась ведущей студией в области мультипликации. В 1927 году компания выпустила первую серию короткометражек, посвященных счастливому кролику Освальду. Любопытно, что над созданием персонажа работали сам Уолт Дисней и его коллега Аб Айверкс. Кролик стал первым крупным хитом Universal и обошел других популярных в то время мультяшных героев — кота Феликса и клоуна Коко.
В 1940 году студия выпустила короткометражку «Тук-тук» про непоседливого дятла-хохотуна Вуди Вудпекера, созданного Уолтером Ланцем. Во время Второй мировой войны герой, которому легко удавалось справляться с различными рода проблемами, стал настоящей отдушиной для американского общества. Дятла рисовали на военных самолетах, а в 1943-м один из эпизодов мультсериала номинировали на премию «Оскар».
Хватку в создании успешных анимационных франшиз Universal Pictures не потеряла и в настоящее время. В 2023 году проекты студии обогнали Disney и вошли в топ самых кассовых в отечественном прокате. Так, сборы мультфильмов «Кот в сапогах 2: Последнее желание», «Миньоны: Грювитация» и «Зверопой 2» составили более $150 млн.
Неудачи
Возрождение «Темной вселенной»
В 2017 году студия представила Dark Universe — новую киновселенную, возвращавшую на экраны героев своей классической серии фильмов ужасов. О планах перезапустить истории полюбившихся зрителям персонажей Universal говорила задолго до этой даты. Изначально предполагалось, что это произойдет с выходом фильма «Дракула» с Люком Эвансом, но тогда планы студии поменялись. Официальным стартом Dark Universe стала новая «Мумия» с Томом Крузом и Софией Бутеллой. Продюсеры обещали, что франшиза будет отличаться «совершенно новым подходом к мифологии», однако на деле фильм «укладывается в унылый шаблон остросюжетного блокбастера XXI века, который заслуживает быстрых похорон», как прокомментировала релиз The New York Times.
К негативной реакции критиков добавился кассовый провал ленты, который сильно ударил по студии. Потратив на съемки и продвижение около $345 млн, студия заработала $410 млн по всему миру и потеряла в итоге от $60 до $100 млн.
Жуткие «Кошки»
Адаптация одноименного мюзикла, снятая Томом Хупером, стала еще одним провальным проектом Universal.
В США «Кошки» вышли в 2019 году и стали главным лауреатом антипремии «Золотая малина». Профильные издания предрекали студии финансовые потери в размере $71 млн. Deadline Hollywood подсчитал, что чистый убыток от фильма составил $113,6 млн. Главная беда «Кошек» была в изображении самих кошек. Странные животные с человеческим лицом и пальцами уже на стадии трейлера пугали зрителей и моментально превращались в мемы.
Провальный сиквел «Челюстей»
1975 год ознаменовался для студии большим успехом. В американских кинотеатрах вышли спилберговские «Челюсти», ознаменовавшие собой появление первого в истории кино летнего блокбастера. Зрители массово шли в кинотеатры щекотать себе нервы, а студийные боссы Universal в это время довольно потирали руки. Как оказалось, не зря: лента стала первым американским фильмом, собравшим в прокате больше $235 млн, итоговые сборы составили $470 млн.
Как это часто бывает, студия решила не останавливаться на достигнутом и впоследствии выпустила целую серию фильмов об акуле. Четвертую часть — «Челюсти: месть» журнал Esquire включил в топ самых худших лент всех времен. В 2020 году кинообозреватель издания отметил, что фильму удалось довести и без того заниженные ожидания зрителей до предела. При этом в прокате картина оказалась достаточно прибыльной.