Комедия ужасов и расовый вопрос. 5 увлекательных проектов Джордана Пила | Кино | Time Out

Комедия ужасов и расовый вопрос. 5 увлекательных проектов Джордана Пила

Анастасия Агеева   21 февраля 2023
6 мин
Комедия ужасов и расовый вопрос. 5 увлекательных проектов Джордана Пила
Джордан Пил Фото с сайта Legion-media.ru
21 февраля исполняется 44 года одному из самых перспективных режиссеров американской киноиндустрии. Джордан Пил смог сразить аудиторию, критиков и жюри многочисленных премий уже своим дебютом — и продолжает удерживать высокую планку. Time Out рассказывает про пять проектов режиссера, которые меняют привычные форматы и киноязык.

«Ки и Пил», 2012

Кадр из телесериала “Ки и Пил” с сайта Legion-media.ru

Свой путь Джордан Пил начинал как комедийный сценарист, поэтому и его первым серьезным проектом стало скетч-шоу «Ки и Пил» для американского канала Comedy Central. С Кигэном-Майклом Ки они познакомились в нулевых на съемках телесериала «Безумное телевидение», который продержался в эфире 15 сезонов. Однако Пил ушел из команды почти в самом конце — и после двух лет появлений то тут, то там вместе с Ки создал успешное шоу, получившее премию «Пибоди» и две «Эмми».

Из комиков получился динамичный дуэт: в получасовой эпизод они могли вместить невероятное количество острого юмора, который сочетал в себе абсурд и вдумчивый социальный комментарий. Некоторые из скетчей вышли далеко за пределы лояльной фан-базы и стали вирусными в интернете. Ки и Пил, словно хамелеоны, легко и непринужденно «переодеваются» в персонажей с самыми разными характерами. Именно эта многоплановость действующих лиц и главных тем заставляет шоу работать.

Сегодня Кигэн-Майкл Ки чаще выступает как актер озвучивания, а вот Джордан Пил нацелился довольно высоко — и стал снимать сатирическое кино, поднимающее серьезные расовые и социальные вопросы.


«Прочь», 2017

Кадр из фильма “Прочь”

К 44 годам Джордан Пил стал режиссером трех полнометражных фильмов, начав новый этап своей карьеры относительно недавно. Зато уже первым кинопроектом он громко заявил о себе как о творце, который не идет на поводу у зрителя. Он ошеломляет тем, что не оправдывает ожидания.

Например, в своем хоррор-дебюте «Прочь» Пил не показывает реки крови. Однако здесь все перевернуто с ног на голову в плане киноязыка: никаких скримеров, никаких резких звуков в моменты, когда из-за угла должна появиться угроза. Злое в картине Пила не настолько очевидно — и речь сейчас даже не о сюжетном твисте, а о расизме, американском социополитическом феномене, который лег в основу истории.

И все же Пил не пренебрегает клише и жанровыми конвенциями, хотя и делает это со вкусом. В «Прочь» можно увидеть детали, которые отсылают к творчеству мастодонтов жанра: «Сиянию» Стэнли Кубрика, «Челюстям» Стивена Спилберга и «Кристине» Джона Карпентера. Джордан Пил пошел по стопам легендарных кинематографистов — и уже с первым собственным фильмом вышел на «Оскар», забрав статуэтку за «Лучший оригинальный сценарий» и получив номинации на «Лучший фильм», «Лучшего режиссера» и «Лучшую мужскую роль» (Дэниэл Калуя).


«Мы», 2019

Кадр из фильма “Мы”

Пил продолжил свое хоррор-шествие фильмом, который критикует идею Американской мечты. Она гласит, что на континенте по ту сторону Атлантики существуют равные возможности для всех граждан для достижения успеха, независимо от обстоятельств рождения, социального или финансового положения.

«Мы» рассказывает о счастливой афроамериканской семье, внезапно встретившей свои точные копии — но настроенные далеко не дружественно. В этой истории Пил бережно обращается с наследием Альфреда Хичкока (излюбленный прием классика кино — раздвоение личности) и демонстрирует дуальность американского общества, провозглашающего одни истины, но по факту живущего по совсем иным.

Фильм напоминает арт-хоррор с сильными комедийными элементами, который перетекает в абсурд на почве научной фантастики, но не теряет своей глубинной философии. Слэшером в прямом понимании слова его назвать нельзя, как и нельзя полноценно определить картину как исключительно высказывание на тему расового и социального вопроса. Это нечто более комплексное — и оттого стоящее просмотра.


«Кэндимен», 2021

Кадр из фильма “Кэндимен” с сайта Legion-media.ru

Четвертый фильм в серии о маньяке с крюком вместо руки, «Кэндимен», получился отличным продолжением оригинальной трилогии — что в наше время уже удивительно. Это поражает даже больше, чем тот факт, что настолько не изобретательные по нынешним временам маньяки все еще будоражат умы аудитории. Однако новый фильм стремится ввысь, развивая мифологию и привлекая необычными визуальными решениями.

Пил не снимал «Кэндимена» как режиссер, а выступил продюсером и сценаристом — в 2012-м он основал свою продюсерскую компанию Monkeypaw Productions. Не будем гадать, кто из создателей решил проигнорировать два откровенно слабых фильма трилогии, вышедшие в 1995 и 1999 годах, но возвращение к оригинальной истории сделало нового «Кэндимена» достойным всех обрушившихся на него похвал.

Зрители как один утверждают, что «Кэндимен» из XXI века не смог в полной мере передать жуткую атмосферу трилогии Бернарда Роуза, и все же они смотрели долгожданное продолжение с детским восторгом. История о маньяке, по ночам выползающем из зеркала, встроена в современный контекст стильно и эффектно.


«Нет», 2022

Кадр из фильма “Нет”

О последнем полнометражном творении Пила на сегодняшний день высказываются неоднозначно. Режиссерская самобытность в предыдущих фильмах в этот раз стала причиной его неудачи — от него ждали чего-то ошеломляющего, прежде невиданного. Интригующая завязка, затейливый визуал и качественный хоррор уже не смогли удовлетворить аудиторию, голодную до оригинальных решений.

В «Нет» Пил высказывается об обществе, которое стремится к прибыли: в попытке сохранить ранчо и бизнес безвременно скончавшегося отца брат и сестра обнаруживают в небе неопознанный летающий объект и решают запечатлеть его любой ценой. Мрачный вестерн заходит на территорию фильмов о космическом вторжении — а в итоге получается нечто более близкое по атмосфере к творениям Спилберга, нежели Шьямалана. А ведь с последним Джордана Пила сравнивали чаще всего.

Критики призывают не оценивать «Нет» наравне с «Прочь» и «Мы» — каждый из трех фильмов имеет свои неоспоримые достоинства. Однако именно последняя полнометражная работа Пила на сегодняшний день позволяет понять, что перед нами auteur, или режиссер, который повлияет на жанр в ближайшие годы.