Ездить, кататься или гонять: выбираем велосипед для города | Город | Time Out

Ездить, кататься или гонять: выбираем велосипед для города

Иван Заборин   31 мая 2023
8 мин
Ездить, кататься или гонять: выбираем велосипед для города
Фото: Unsplash. Автор: Carl Nenzen Loven
Начало лета — отличный повод наконец сдуть пыль с вашего двухколесного друга и отправиться на прогулку по городу. Если своего велосипеда нет или под слоем пыли вы обнаружили лишь его проржавевшее подобие – ваш путь лежит в веломагазин. Но как не прогадать с покупкой? Time Out разобрался в этом вопросе.

Содержание


Какие бывают велосипеды?

Фото: Unsplash. Автор: Himiway Bikes

Производителям велосипедов не требуется вписываться в рамки классификации транспортных средств. Поэтому не существует четкого разделения современных велосипедов на типы и классы.

Тем не менее, условно можно выделить три категории:

  • Внедорожные (так называемые горные) велосипеды;
  • Дорожные велосипеды;
  • Трюковые и экстремальные велосипеды.

Оптимальным выбором для городского жителя будет дорожный велосипед. Довольно часто неискушенных покупателей подкупает внушительный внешний вид горных велосипедов. Но если ваша цель – поездки по городским улицам и паркам, не стоит рассматривать их для приобретения. Многоскоростная трансмиссия и амортизаторы недешевы в обслуживании, а спортивная посадка и внедорожные покрышки снижают комфорт при езде.


Важнейшие компоненты велосипеда

Рама

Велосипедная рама. Фото: Wikipedia. Автор: Keithonearth
  • Алюминий. Большинство велосипедных рам изготавливают из алюминиевого сплава. Это легкий, прочный и недорогой материал. Однако, из-за его жесткости, такая рама не гасит мелкие вибрации, и с годами в ней накапливается внутреннее напряжение. Это может привести к внезапной поломке.
  • Сталь. Надежность, прочность, долговечность и уникальная ремонтопригодность – погнутую или сломанную раму из стали можно восстановить, в отличие от рам из других материалов. Минусы – такие рамы самые тяжелые и подвержены коррозии.
  • Карбон. Самый легкий, но довольно дорогой и хрупкий материал, чаще всего используется в спортивных велосипедах.
  • Титан. Легкие, прочные, практически вечные рамы. Из-за сложностей с обработкой и цены самого металла считаются самыми дорогими из вышеперечисленных.

Амортизаторы

Амортизационная вилка добавляет комфорта и управляемости при езде по неровным дорогам, однако бюджетные вилки существенно утяжеляют велосипед и ухудшают динамику разгона.

Профессиональные вилки дороги и нуждаются в регулярном обслуживании. Поэтому для городских поездок целесообразно использовать жесткие вилки из стали или карбона.

Передачи

Планетарный механизм переключения передач Rohloff Speedhub. Фото: Wikipedia. Автор: Mirco Rohloff

Благодаря переключателям передач велосипедист может менять соотношение оборотов педалей к обороту колеса (передаточное число). Это помогает взобраться на крутой подъем на низкой передаче и поддерживать скорость на высокой.

В данном случае больше – не значит лучше. Большое количество передач означает дорогие расходники (изнашиваются звездочки и цепь), сложную настройку и обслуживание.

Оптимальным выбором станет планетарная втулка – в такой системе переключение передач происходит внутри задней втулки, защищая механизм от воздействия грязи и воды. По этой причине планетарка надежна, долговечна и очень редко нуждается в обслуживании и настройке.

Если вы нечасто сталкиваетесь с перепадами высот, а ваш бюджет ограничен, то можно выбрать велосипед с одной передачей.

Тормоза

  • Ободные тормоза (V-brake, вибрейки) недорогие и очень простые в обслуживании, но часто требуют настройки. Силы торможения вполне хватает для обычного использования, но важно учитывать, что если обод колеса мокрый или грязный, их эффективность немного снижается.
  • Дисковые тормоза работают эффективнее, меньше боятся грязи и влаги. Минусы – высокая стоимость и более сложное обслуживание (хотя оно и требуется гораздо реже)
  • Барабанные тормоза – те самые «педальные», как на старых советских велосипедах. Не самые эффективные, зато практически не требуют обслуживания.

Аксессуары

Минимальный набор аксессуаров, который нужно закладывать в стоимость велосипеда при его покупке:

  • Насос;
  • Мультитул (складной набор инструментов для регулировки и полевого ремонта велосипеда);
  • Ремкомплект для заклеивания проколотых колес.

Остальные аксессуары (сумки, багажники, крылья, брызговики, светотехника и т.д.) можно приобретать по мере необходимости.



Какие бывают дорожные велосипеды?

Для регулярных поездок

Немецкий ситибайк Falter. Фото: сайт компании

Ситибайки (или городские велосипеды) – наиболее удобные и практичными для «комьютинга», то есть регулярных поездок по городу. Из плюсов– прямая посадка, удобный руль, ободные тормоза, одна скорость либо планетарная втулка.

Родная стихия этих велосипедов – улицы европейских городов с развитой сетью велодорожек. Это утилитарное средство передвижения для тех, кому просто нужно ездить – на работу, в магазин или по делам. Часто их уже на заводе оснащают багажником, подножкой, светотехникой, а также полноразмерными крыльями и защитным кожухом цепи для сохранения одежды в чистоте.

Для расслабленных велопрогулок

Прогулочный велосипед Schwinn Mikko 7. Фото: официальный интернет-магазин Schwinn в России

Прогулочные велосипеды – или «круизеры» – схожи с ситибайками, но во главу угла ставится не утилитарность, а стиль и комфорт. Изящная рама, комфортное седло, необычный дизайн и окраска – в итоге получается идеальный компаньон для неспешной романтической прогулки по парку. Ходовые характеристики весьма скромны из-за большого веса велосипеда и особенностей посадки ездока.

Для компактности и использования с другими видами транспорта

Складной велосипед Strida SX. Фото: официальный сайт Strida

Складные велосипеды, как правило, обладают более простыми свойствами, чем обычные дорожные. Маленькие колеса и специфическая геометрия рамы не позволяют поддерживать высокую скорость и совершать длительные поездки.

Но эти недостатки с лихвой компенсируются компактностью – такой велосипед в сложенном состоянии легко помещается в автомобиль, общественный транспорт, а для его хранения нужно гораздо меньше места.

Для спортивных рекордов

Шоссейный велосипед Colnago C68. Фото: сайт Colnago

Шоссейные велосипеды отличаются следующими особенностями: легкая рама, тонкие покрышки, спортивный руль, большой диапазон передач.

В первую очередь, это спортивные снаряды, созданные для развития как можно большей скорости на твердом покрытии. Велосипед требует определенных навыков и экипировки, поэтому мало подходит для ежедневного использования – а для новичков это совсем не вариант.

Для дальних расстояний

Туристический велосипед Format 5222. Фото: Format.bike

Туристические велосипеды спроектированы, чтобы ехать долго и везти как можно больше снаряжения. Они отличаются прочностью, простотой и надежностью. В тяжелой стальной раме есть специальные отверстия для крепления багажников и сумок, а руль обеспечивает возможность смены положения рук для многочасовых поездок.

В последние годы популярностью пользуются грэвелы (гравийные велосипеды) – по сути, туристические велосипеды с чуть большими возможностями на плохих дорогах.

Для отчаянных

Велосипед с фиксированной передачей. Фото: Wikipedia. Автор: Knitevision1

Фиксед (Фикседгир, Fixed gear) – велосипед для кольцевых трековых гонок, вырвавшийся на городские улицы. Внешне схож с шоссейным. Его главная черта – отсутствие свободного хода: когда крутится колесо, крутятся и педали.

Фикседы приобрели популярность благодаря нью-йоркским курьерам, которые стали использовать трековые велосипеды из-за дешевизны, простоты и надежности.

Со временем увлечение fixed gear превратилось в целую урбанистическую субкультуру. Учитывая высокую скорость и отсутствие тормозных механизмов, фикседы, вероятно, можно назвать самым опасным типом дорожных велосипедов.


Бренды, заслуживающие внимания

Велосипед ТРИТОН. Фото: сайт компании
  • Forward, FORMAT – успешные российские производители современных велосипедов, с обширным модельным рядом и собственным производством рам.
  • Shulz – бренд из Санкт-Петербурга, известен недорогими и надежными складными велосипедами. В последние годы расширил линейку необычными моделями.
  • Schwinn – легендарная американская компания, основанная в 1895 году. Славится красивыми и комфортными прогулочными велосипедами в ретро-стиле.
  • Bergamont – компания из города Гамбург, производящая велосипеды со свойственными немцам педантичностью и вниманием к деталям.
  • Strida – производители уникальных складных велосипедов из Великобритании. Их запатентованный механизм позволяет за 10 секунд сложить велосипед до размера хозяйственной сумки на колесах.
  • Pride – бренд, не боящийся экспериментировать. Акцент делают на туринги и велосипеды «для приключений» – грэвелы.
  • ТРИТОН – бренд, производящий велосипеды из титанового сплава. Уникальные, бескомпромиссно надежные байки высшего класса собираются индивидуально под заказ клиента – что оправдывает их заоблачную стоимость.

Велосипеды, которых следует избегать

  • Недорогие но внешне «крутые» велосипеды, продающиеся в супермаркетах. За яркой расцветкой и «наворотами», как правило, скрываются самые дешевые материалы и компоненты, а надежность и ходовые характеристики не выдерживают никакой критики.
  • Велосипеды на литых колесах – в отличие от обычных колес на спицах, они тяжелые, хрупкие и абсолютно неремонтопригодные.
  • Дешевые велосипеды с задней подвеской. Настоящая, корректно работающая задняя подвеска – сравнительно сложный и дорогой механизм. Поэтому она используется только в высококлассных велосипедах для спортивных и экстремальных дисциплин.

Как понять, какой велосипед мне нужен?

Фото: Unsplash. Автор: Himiway Bikes

Продумайте сценарии, по которым вы будете использовать велосипед, учитывайте рекомендации из этой статьи и избегайте варианты из пункта выше. При ограниченном бюджете можно остановить выбор на подержанном велосипеде.

И обязательно слушайте свое сердце – оно поможет в поисках нового двухколесного друга.