Ездить, кататься или гонять: выбираем велосипед для города
Содержание
- Какие бывают велосипеды?
- Важнейшие компоненты велосипеда
- Какие бывают дорожные велосипеды?
- Бренды, заслуживающие внимания
- Как понять, какой велосипед мне нужен?
Какие бывают велосипеды?
Производителям велосипедов не требуется вписываться в рамки классификации транспортных средств. Поэтому не существует четкого разделения современных велосипедов на типы и классы.
Тем не менее, условно можно выделить три категории:
- Внедорожные (так называемые горные) велосипеды;
- Дорожные велосипеды;
- Трюковые и экстремальные велосипеды.
Оптимальным выбором для городского жителя будет дорожный велосипед. Довольно часто неискушенных покупателей подкупает внушительный внешний вид горных велосипедов. Но если ваша цель – поездки по городским улицам и паркам, не стоит рассматривать их для приобретения. Многоскоростная трансмиссия и амортизаторы недешевы в обслуживании, а спортивная посадка и внедорожные покрышки снижают комфорт при езде.
Важнейшие компоненты велосипеда
Рама
- Алюминий. Большинство велосипедных рам изготавливают из алюминиевого сплава. Это легкий, прочный и недорогой материал. Однако, из-за его жесткости, такая рама не гасит мелкие вибрации, и с годами в ней накапливается внутреннее напряжение. Это может привести к внезапной поломке.
- Сталь. Надежность, прочность, долговечность и уникальная ремонтопригодность – погнутую или сломанную раму из стали можно восстановить, в отличие от рам из других материалов. Минусы – такие рамы самые тяжелые и подвержены коррозии.
- Карбон. Самый легкий, но довольно дорогой и хрупкий материал, чаще всего используется в спортивных велосипедах.
- Титан. Легкие, прочные, практически вечные рамы. Из-за сложностей с обработкой и цены самого металла считаются самыми дорогими из вышеперечисленных.
Амортизаторы
Амортизационная вилка добавляет комфорта и управляемости при езде по неровным дорогам, однако бюджетные вилки существенно утяжеляют велосипед и ухудшают динамику разгона.
Профессиональные вилки дороги и нуждаются в регулярном обслуживании. Поэтому для городских поездок целесообразно использовать жесткие вилки из стали или карбона.
Передачи
Благодаря переключателям передач велосипедист может менять соотношение оборотов педалей к обороту колеса (передаточное число). Это помогает взобраться на крутой подъем на низкой передаче и поддерживать скорость на высокой.
В данном случае больше – не значит лучше. Большое количество передач означает дорогие расходники (изнашиваются звездочки и цепь), сложную настройку и обслуживание.
Оптимальным выбором станет планетарная втулка – в такой системе переключение передач происходит внутри задней втулки, защищая механизм от воздействия грязи и воды. По этой причине планетарка надежна, долговечна и очень редко нуждается в обслуживании и настройке.
Если вы нечасто сталкиваетесь с перепадами высот, а ваш бюджет ограничен, то можно выбрать велосипед с одной передачей.
Тормоза
- Ободные тормоза (V-brake, вибрейки) недорогие и очень простые в обслуживании, но часто требуют настройки. Силы торможения вполне хватает для обычного использования, но важно учитывать, что если обод колеса мокрый или грязный, их эффективность немного снижается.
- Дисковые тормоза работают эффективнее, меньше боятся грязи и влаги. Минусы – высокая стоимость и более сложное обслуживание (хотя оно и требуется гораздо реже)
- Барабанные тормоза – те самые «педальные», как на старых советских велосипедах. Не самые эффективные, зато практически не требуют обслуживания.
Аксессуары
Минимальный набор аксессуаров, который нужно закладывать в стоимость велосипеда при его покупке:
- Насос;
- Мультитул (складной набор инструментов для регулировки и полевого ремонта велосипеда);
- Ремкомплект для заклеивания проколотых колес.
Остальные аксессуары (сумки, багажники, крылья, брызговики, светотехника и т.д.) можно приобретать по мере необходимости.
Какие бывают дорожные велосипеды?
Для регулярных поездок
Ситибайки (или городские велосипеды) – наиболее удобные и практичными для «комьютинга», то есть регулярных поездок по городу. Из плюсов– прямая посадка, удобный руль, ободные тормоза, одна скорость либо планетарная втулка.
Родная стихия этих велосипедов – улицы европейских городов с развитой сетью велодорожек. Это утилитарное средство передвижения для тех, кому просто нужно ездить – на работу, в магазин или по делам. Часто их уже на заводе оснащают багажником, подножкой, светотехникой, а также полноразмерными крыльями и защитным кожухом цепи для сохранения одежды в чистоте.
Для расслабленных велопрогулок
Прогулочные велосипеды – или «круизеры» – схожи с ситибайками, но во главу угла ставится не утилитарность, а стиль и комфорт. Изящная рама, комфортное седло, необычный дизайн и окраска – в итоге получается идеальный компаньон для неспешной романтической прогулки по парку. Ходовые характеристики весьма скромны из-за большого веса велосипеда и особенностей посадки ездока.
Для компактности и использования с другими видами транспорта
Складные велосипеды, как правило, обладают более простыми свойствами, чем обычные дорожные. Маленькие колеса и специфическая геометрия рамы не позволяют поддерживать высокую скорость и совершать длительные поездки.
Но эти недостатки с лихвой компенсируются компактностью – такой велосипед в сложенном состоянии легко помещается в автомобиль, общественный транспорт, а для его хранения нужно гораздо меньше места.
Для спортивных рекордов
Шоссейные велосипеды отличаются следующими особенностями: легкая рама, тонкие покрышки, спортивный руль, большой диапазон передач.
В первую очередь, это спортивные снаряды, созданные для развития как можно большей скорости на твердом покрытии. Велосипед требует определенных навыков и экипировки, поэтому мало подходит для ежедневного использования – а для новичков это совсем не вариант.
Для дальних расстояний
Туристические велосипеды спроектированы, чтобы ехать долго и везти как можно больше снаряжения. Они отличаются прочностью, простотой и надежностью. В тяжелой стальной раме есть специальные отверстия для крепления багажников и сумок, а руль обеспечивает возможность смены положения рук для многочасовых поездок.
В последние годы популярностью пользуются грэвелы (гравийные велосипеды) – по сути, туристические велосипеды с чуть большими возможностями на плохих дорогах.
Для отчаянных
Фиксед (Фикседгир, Fixed gear) – велосипед для кольцевых трековых гонок, вырвавшийся на городские улицы. Внешне схож с шоссейным. Его главная черта – отсутствие свободного хода: когда крутится колесо, крутятся и педали.
Фикседы приобрели популярность благодаря нью-йоркским курьерам, которые стали использовать трековые велосипеды из-за дешевизны, простоты и надежности.
Со временем увлечение fixed gear превратилось в целую урбанистическую субкультуру. Учитывая высокую скорость и отсутствие тормозных механизмов, фикседы, вероятно, можно назвать самым опасным типом дорожных велосипедов.
Бренды, заслуживающие внимания
- Forward, FORMAT – успешные российские производители современных велосипедов, с обширным модельным рядом и собственным производством рам.
- Shulz – бренд из Санкт-Петербурга, известен недорогими и надежными складными велосипедами. В последние годы расширил линейку необычными моделями.
- Schwinn – легендарная американская компания, основанная в 1895 году. Славится красивыми и комфортными прогулочными велосипедами в ретро-стиле.
- Bergamont – компания из города Гамбург, производящая велосипеды со свойственными немцам педантичностью и вниманием к деталям.
- Strida – производители уникальных складных велосипедов из Великобритании. Их запатентованный механизм позволяет за 10 секунд сложить велосипед до размера хозяйственной сумки на колесах.
- Pride – бренд, не боящийся экспериментировать. Акцент делают на туринги и велосипеды «для приключений» – грэвелы.
- ТРИТОН – бренд, производящий велосипеды из титанового сплава. Уникальные, бескомпромиссно надежные байки высшего класса собираются индивидуально под заказ клиента – что оправдывает их заоблачную стоимость.
Велосипеды, которых следует избегать
- Недорогие но внешне «крутые» велосипеды, продающиеся в супермаркетах. За яркой расцветкой и «наворотами», как правило, скрываются самые дешевые материалы и компоненты, а надежность и ходовые характеристики не выдерживают никакой критики.
- Велосипеды на литых колесах – в отличие от обычных колес на спицах, они тяжелые, хрупкие и абсолютно неремонтопригодные.
- Дешевые велосипеды с задней подвеской. Настоящая, корректно работающая задняя подвеска – сравнительно сложный и дорогой механизм. Поэтому она используется только в высококлассных велосипедах для спортивных и экстремальных дисциплин.
Как понять, какой велосипед мне нужен?
Продумайте сценарии, по которым вы будете использовать велосипед, учитывайте рекомендации из этой статьи и избегайте варианты из пункта выше. При ограниченном бюджете можно остановить выбор на подержанном велосипеде.
И обязательно слушайте свое сердце – оно поможет в поисках нового двухколесного друга.