Все фильмы Дэмьена Шазелла, режиссера «Одержимости» и «Ла-Ла Ленда», от худшего к лучшему
5. «Гай и Мэдлин на скамейке в парке»
Guy and Madeline on a Park Bench, 2009

Вполне резонно, что дебютная полнометражная лента Шазелла уступает его более зрелым картинам. «Гай и Мэдлин на скамейке в парке» — практически инди-работа с производственным бюджетом всего 60 тыс. долларов. Дэмьен снимал на 16-мм пленку, а на роли позвал актеров-любителей. Фильм получился по-особенному атмосферным из-за не слишком профессиональной записи звука: в сценах слышны разговоры прохожих, а местами можно даже заметить шум от оборудования на съемочной площадке.
Свой дебют Шазелл снял в монохроме, а по духу фильм напоминает дебютную ленту Кристофера Нолана «Преследование». В то же время очевидно, что уже здесь Дэмьен «обкатывал» идею, которую позже воплотил в «Ла-Ла Ленде»: «Гай и Мэдлин на скамейке в парке» тоже был музыкальной драмой с похожим сюжетом.
Несмотря на технические огрехи и местами очевидное отсутствие профессионального опыта, Шазелл снял убедительную работу, грамотно использующую киноязык.
4. «Вавилон»
Babylon, 2022

Самый недавний фильм режиссера, напротив, получился практически совершенством с технической точки зрения. «Вавилон» можно и нужно разбирать в школах кино: это пример идеально освещенных сцен, прекрасной композиции кадра и феноменальной операторской работы. Что неудивительно, ведь «Вавилон» — на самом деле главный долгострой постановщика: Шазелл начал писать сценарий картины еще в 2009 году, но не смог получить необходимое финансирование. Только спустя десятилетие работа увидела свет — вероятно, именно в том виде, какой и задумывал постановщик изначально.
При этом картина о красоте и магии Голливуда 1920-х понравится не всем. В этот раз Шазелл отдал предпочтение стилю, а не содержанию — и, можно поспорить, создал нечто ослепительное, но в то же время плоское и неглубокое. Больше всего фильм напоминает зрелищный цирковой номер: он обязательно развлечет, но вряд ли вызовет осмысленное обсуждение.
3. «Человек на Луне»
First Man, 2018

Пожалуй, самое необычное произведение режиссера, поскольку оно никак не связано с музыкой и кинематографом. «Человек на Луне» — сдержанная, но искренняя биографическая драма о Ниле Армстронге, блестяще сыгранном здесь Райаном Гослингом. В отличие от многих космических фильмов, превращающихся в игру на выживание, «Человек на Луне» фокусируется на личных жертвах, которые нужно приносить космонавтам ради великих свершений.
Оказалось, что чувство ритма и визуальный перфекционизм Шазелла прекрасно работают и за пределами музыкальных лент. «Человек на Луне» впечатляет точно использованными визуальными эффектами и грамотным сочетанием свободной камеры с экшен-сценами.
Можно сказать, что при работе над этим фильмом Шазелл улетел далеко за пределы своей комфортной зоны, но путешествие того стоило.
2. «Одержимость»
Whiplash, 2014

Вскоре после завершения одноименной короткометражной ленты Дэмьен занялся созданием «Одержимости» — истории о невероятной, почти нечеловеческой целеустремленности и преодолении личных преград. Эндрю (Майлз Теллер) — талантливый музыкант, мечтающий стать великим. Однажды его замечает гениальный дирижер (Джей К. Симмонс) лучшего оркестра страны и соглашается обучать героя. Вот только учеба оказывается куда более безумной и беспощадной, чем можно было себе представить — это практически битва двух перфекционистов насмерть.
«Одержимость» захватывает дух и поражает, как сольная партия гениального барабанщика. У фильма невероятная энергия и сумасшедший темп, при этом показанный сюжет близок не только музыкантам, но и всякому человеку с грандиозными амбициями. Наконец, это просто пронзительная драма.
1. «Ла-Ла Ленд»
La La Land, 2016

Как и в случае с «Одержимостью», значительная часть успеха «Ла-Ла Ленда» держится на харизме центрального актерского дуэта Райана Гослинга и Эммы Стоун. Райан играет безнадежного любителя джаза и романтика, мечтающего открыть собственное джаз-кафе, но вынужденного исполнять «ресторанную музыку» за чаевые. Эмма — молодую и пока ничего не добившуюся актрису, готовую проникнуть в Голливуд даже через работу в студийной кофейне. Путь двух нераскрытых талантов пересекается, начинается яркая трагикомедия — и все это в форме мюзикла.
Именно «Ла-Ла Ленд» лучше всего показывает режиссерский талант Дэмьена Шазелла. Он превратил довольно простую в основе и рассказанную тысячу раз историю в произведение удивительной силы и красоты. «Ла-Ла Ленд» мгновенно приковывает внимание потрясающе поставленными музыкальными номерами и нокаутирует искренними эмоциями. Лента словно существует вне времени и пространства — кажется, именно так должен выглядеть фильм, который можно назвать «современной классикой».