Все мультфильмы Pixar от худшего к лучшему
28 место — «Тачки 2», 2011
Продолжение «Тачек» — проекта, который изначально казался исключительно коммерческим, — стало лишь вторым сиквелом в истории Pixar и подмочило репутацию. История концентрировалась вокруг Мэтра, близкого друга Маккуина, а сам мультфильм предстал простеньким анимационным шпионским боевиком, в котором, в сравнении с первой частью, не осталось ни увлекательной линии главного героя, ни едкого высказывания об американской периферии.
27 место — «Базз Лайтер», 2022
Франшизой «История игрушек» Pixar пользуется активнее всего: оригинальный мультфильм, продолжения, короткометражки и спин-офф о космическом рейнджере Баззе Лайтере. Лента провалилась в прокате, и этому есть объяснения: масштаба космооперы, о котором заявлялось в трейлере, создатели не достигли, сценарий — удивительно для Pixar — оказался чрезвычайно слабым, а история — банальной. «Базза Лайтера» можно назвать одним из самых некреативных проектов студии, еще раз подтвердившим, что в последние годы Pixar столкнулся с катастрофическим кризисом идей.
26 место — «Тачки 3», 2017
В триквеле создатели отошли от взбалмошных путешествий по всему миру и сконцентрировались на истории увядающей звезды. Получилось спокойнее и трогательнее — так и должны завершаться франшизы. Лента вышла с одной лишь оговоркой: к 2017 году «Тачки» едва ли вызывали хоть какой-то зрительский интерес. Это отразилось на кассовых сборах — мультфильм с трудом окупился в прокате.
25 место — «Хороший динозавр», 2015
В 2015 году Pixar выпустил первую «Головоломку», и второму мультфильму студии оказалось непросто бороться с картиной Пита Доктера. Особенно, если учесть, что «Хороший динозавр» прошел несколько кругов производственного ада, менял режиссеров и в конце концов оказался визуально не совершенной и запоздалой копией «Короля Льва». Итог — провал в прокате и одни из самых низких зрительских оценок в истории студии.
24 место — «Приключения Флика», 1998
«Приключения Флика» — настоящий студийный мамонт… хоть и муравей. Это второй мультфильм Pixar, запущенный в производство сразу же после выхода «Истории игрушек». Громче всего об относительной неудаче говорит то, что ленту попросту забыли — в коллекции Pixar о ней вспоминают разве что в контексте «муравьиной битвы», когда покинувший студию Джеффри Катценберг основал DreamWorks и в том же 1998 году создал «Муравья Антца», который запомнился зрителям куда больше нацеленных на детскую аудиторию «Приключений Флика».
23 место — «Храбрая сердцем», 2012
«Храбрая сердцем» — проект удивительный. Pixar, до этого практически не обращавшийся к историям людей, вдруг создал мультфильм в средневековом сеттинге аккурат между диснеевскими «Рапунцель» и «Холодным сердцем». Была ли «Храбрая сердцем» продавлена головным офисом или оказалась едва ли не первой оригинальной неудачей, не столь важно. Куда важнее, что лента приблизила студию к консервативному Disney и временно лишила уникального художественного языка, хоть и завоевала «Оскар» в 2013 году.
22 место — «Университет монстров», 2013
Парад продолжений открываем задорным, но не слишком обязательным приквелом «Корпорации монстров». «Университет» планировали снять еще в нулевые — Pixar всячески противился настойчивому решению головного офиса, и все же уступил. Как и положено любой университетской ленте, драмы в мультфильме оказалось минимум, а авантюрная комедия — не совсем то, что ждут зрители от студии, недавно выжавшей несколько ведер слез на «Вверх» и «ВАЛЛ-И».
21 место — «Суперсемейка 2», 2018
Сиквел «Суперсемейки» вышел в год, когда супергеройское кино было на пике — массовый зритель только что посмотрел «Войну бесконечности» и ждал «Финал». «Суперсемейка» же — это в первую очередь мультфильм о фундаментальных основах семьи, несмотря на колоссальное количество экшен-сцен и насмешек над супергеройскими клише. Правда, во второй части проблематика оказалась размазанной, а многое из того, чем радовал оригинал, спустя 13 лет уже немного набило оскомину.
20 место — «В поисках Дори», 2016
Далеко от сиквелов отходить не будем. «В поисках Дори» — логичный спин-офф одного из главных проектов студии, который на фоне первой части оказался совсем уж вторичным. История рыбки Дори, которая ничего не помнит, — это история об аутсайдере, изгое, пытающемся найти свое место в мире. Эмоций сиквел вызывает поменьше, да еще и временами (читайте: слишком часто) заглядывает на территорию авантюрной комедии, написанной по тем же лекалам, что и оригинал. Креатива здесь оказалось преступно мало для Pixar.
19 место — «Элементарно», 2023
Режиссер Питер Сон создал самый «пиксаровский» мультфильм студии. Уже на этапе промокампании, когда в сети стали появляться первые трейлеры, зрители заметили, что «Элементарно» буквально соткан из уже использованных когда-то креативных идей: чувства появляются у стихий, которые живут в большом городке с четким разделением на бедных и богатых и пытаются выбирать между семейным долгом и личным счастьем. Получилась эдакая компиляция всего пиксаровского — яркая, но все же немного искусственная.
18 место — «Лука», 2021
В «Луке» интересна не столько трогательная история о взрослении и дружбе, коих в истории Pixar была целая охапка и даже больше, сколько винтажное окружение: прибрежный итальянский городок, палящее солнце, каменные улицы и колоритные жители — прекрасный выбор для тех, кто хочет погрузиться в летнюю атмосферу. Но студия приучила зрителя к более вдумчивым работам. «Лука» же, как физкультура между алгеброй и физикой: передохнуть — и снова в бой.
17 место — «Тачки», 2006
«Лука» не первый «перевалочный» мультфильм в истории студии. Все, что мы писали выше о ленте, проецируется и на «Тачки» — коммерчески успешный проект о говорящих машинках, представляющих собой архетипические образы. История разворачивается на фоне постепенно загнивающей американской глубинки, обитатели которой не стали разменивать доброту и гостеприимство на блага цивилизации — и научили этому Молнию Маккуина.
16 место — «Я краснею», 2022
«Я краснею» — первый мультфильм Pixar, снятый женщиной (к слову, очень талантливой Доми Ши, создательницей короткометражки «Бао»). Главная героиня — девочка, живущая в неродной для себя Канаде и вступающая в непростой пубертатный период. Фактически мультфильм — личное воспоминание Ши о своем детстве и благодарность всем, кто ее окружал, пока она фанатела от бойз-бендов и превращалась в тревожную красную панду, впервые столкнувшись с менструацией.
15 место — «История игрушек 4», 2019
А вот и первая «История игрушек» в рейтинге. Казалось бы, после логически завершающей франшизу третьей части, четвертая будет лишней, но авторы Pixar вновь сумели найти незатронутые темы. На этот раз приключения приводят игрушек в парк аттракционов, где Вуди предстоит сделать решающий выбор между друзьями и возлюбленной. Как итог — более миллиарда кассовых сборов и запущенная в производство пятая часть.
14 место — «Вперед», 2020
Фэнтезийный мультфильм с причудливыми существами — своего рода «Я краснею» для мальчиков. Режиссер Дэн Скэнлон виртуозно соединил в одном мире реальное с ирреальным, и получилось здорово: два брата-эльфа, совершенно разные по характеру, растут без отца и пытаются разобраться в своем прошлом. Для этого они вызывают папу на сутки с помощью волшебного посоха. Как и полагается, взросление происходит не благодаря магии, а благодаря приключениям, в котором герои осознают истинную ценность семьи.
13 место — «История игрушек 2», 1999
По мнению многих зрителей, вторая «История игрушек» — лучший сиквел Pixar. Вышел он спустя четыре года после оригинала и чудесно его дополнил. Создатели взглянули на взросление детей и смену их интересов со стороны, глазами преданных игрушек. Как и в других сиквелах студии, сентиментальности, по сравнению с оригиналом, становится поменьше, а приключений побольше. Но если в продолжениях более поздних работ баланс нащупать не удавалось, то «Истории игрушек» повезло.
12 место — «Суперсемейка», 2004
«Суперсемейка» рассказала о жизни супергероев еще до того, как это стало мейнстримом, и сразу же сумела превентивно освежить только зарождающийся жанр. Мультфильм немного опередил свое время, рассказал о буднях подавленных обществом уникальных людей — и хотя бы поэтому заслуживает высокой позиции. А уж о химии внутри семейки говорить не приходится.
11 место — «История игрушек», 1995
Первая «История игрушек» — начало начал Pixar, и не только. Это первый полнометражный мультфильм, сделанный с помощью компьютерной графики и тем самым открывший новую эру анимации. Ленте в следующем году исполнится уже 30 лет — визуально она устарела, но до сих пор излучает дух креатива и новаторства, которым впоследствии будут напитаны и другие работы студии.
10 место — «Головоломка 2», 2024
Самый свежий из мультфильмов Pixar. Сиквел «Головоломки» в режиме реального времени вытаскивает студию из кризиса. Мультфильму прогнозируют рекордные сборы для анимации, и это заслуженно — вторая часть прекрасно дополняет первую, о чем мы подробно писали в рецензии.
9 место — «Вверх», 2009
Кощунственно располагать анимацию, заглянувшую в категорию «Лучший фильм» на «Оскаре» (большая редкость!), так низко, но в случае Pixar ничего другого не остается — конкуренция слишком серьезная. Для многих «Вверх» — это прежде всего замечательный двадцатиминутный пролог, а уже затем все остальное. История жизни мистера Фредриксона буквально выбивает почву из-под ног, и зритель на протяжении оставшегося хронометража вместе с героями летает в стареньком доме на воздушных шарах — одной из самых ярких студийных реликвий.
8 место — «Корпорация монстров», 2001
«Корпорация монстров» вышла в тяжелый для Америки момент, спустя два месяца после терактов 11 сентября, и стала небольшой отдушиной: яркие персонажи, увлекательная история, трогательный финал. И даже с таким набором мультфильм уступил «Оскар» не менее оригинальному «Шреку». Но самая важная задача, которую выполнила «Корпорация монстров», — показала детям, что не стоит бояться приоткрытых дверей ночью: если там и прячется монстр, то пушистый и невероятно добрый.
7 место — «История игрушек: Большой побег», 2010
Первый триквел студии и, пожалуй, лучшая из частей «Истории игрушек». Франшиза все так же упорно продолжала рассказывать о Вуди и его друзьях, но неожиданно свернула в необычном направлении. Плюшевый медведь Лотсо оказался чуть ли не самым ярким (во всех смыслах) антагонистом Pixar, держащим в страхе игрушки в детском саду. «Большой побег» — прекрасная иллюстрация того, что в мультфильмах можно и нужно поднимать взрослые проблемы, даже те, которые касаются тирании и тоталитаризма.
6 место — «Тайна Коко», 2017
На этом моменте многие читатели воскликнут: «Как же так, это же мой любимый мультфильм Pixar!» И действительно, слез в свое время «Тайна Коко» забрала у зрителей слишком много. В этом смысле лента даст фору, кажется, совершенно любой анимации. В ней много красок, тайн и сюрпризов, эстетика мексиканского Дня мертвых и трогательная история нескольких травмированных поколений одной семьи — все то, в чем студия за много лет прокачалась лучше всего.
5 место — «В поисках Немо», 2003
Еще одна история разрушенной (но не до конца, и это важно) семьи. В мультфильме авторам удалось усидеть сразу на двух стульях — показать невероятный подводный мир, ради чего аниматоры долгое время изучали глубины океана, и познакомить зрителей с гиперопекающим отцом и его взбалмошным единственным сыном — рыбками, угодившими в пучину почти древнегреческой трагедии. Еще одно техническое и художественное достижение Pixar.
4 место — «ВАЛЛ-И», 2008
То же самое можно сказать и о «ВАЛЛ-И» — общепризнанном студийном шедевре, меланхоличном и поэтичном мультфильме, рассказывающем о большой любви и будущем, в котором человечество потеряет контроль над технологиями, природой и самим собой. Почти без слов, с музыкой и живописными красотами открытого космоса «ВАЛЛ-И» удается сделать практически невозможное — достучаться до умов и сердец в самой изящной манере.
3 место — «Рататуй», 2007
Удивительно, что один из самых вкусных и притягательных фильмов о еде был снят не французами, знающими толк в кулинарии, но совершенно не умеющими переносить это на экран, а американцем Брэдом Бердом с участием… крыс. В этой антонимичности и кроется успех «Рататуя» — многогранной истории о поиске себя, своего призвания и идентичности. Талант, как известно, кроется в простоте, и мультфильм это демонстрирует едва ли не лучше других в коллекции Pixar.
2 место — «Душа», 2020
Хоть «Душа» и провалилась в прокате во время эпидемии, но после череды не слишком удачных сиквелов сумела вернуть Pixar прежнее анимационное величие. Мультфильм удачно пользуется студийной формулой и представляет собой настоящий сгусток энергии, мотивации и эмоций. Недаром после просмотра «Души» многие зрители отмечали, что взглянули на жизнь под другим углом — кажется, это лучшее доказательство того, что Pixar вместе с режиссером Питом Доктером попали в нерв современного городского обывателя, постепенно забывающего радоваться простым мелочам.
1 место — «Головоломка», 2015
И вновь Пит Доктер. Его «Головоломка» — концептуальный шедевр, которым сегодня пользуются психологи и психотерапевты. Мультфильм простым языком объясняет сложные процессы в головном мозге, не забывая при этом отшучиваться и увлекать детей красочной картинкой и проработкой даже самых незначительных деталей. Pixar всегда отличался креативным подходом к созданию картин, но в «Головоломке» этот студийный скилл, вероятно, проявился ярче всего.