Выбор редакции: апрель 2023 года. Выставка «Чародеи»
Что это такое
«Чародеи» — большой групповой выставочный проект, участники которого исследуют феномен жуткого, необъяснимого и пугающего в культуре и повседневности. А если точнее — того, как темный фольклор проявляется в истории, личной мифологии, советском фольклоре и цифровой реальности.
Делают они это с помощью разных методов, фокусируясь на разных явлениях из темного мира, так что в экспозиции переплетаются хоррор и фольклор, темные сказки и легенды, русский культурный код и японская манга, березы, акварели, ритуальные фигурки и машина-вертеп.
Участниками стали шесть современных художников — Мика Плутицкая (р. 1983), Надежда Бахшиева (р. 1994), Анна Поспелова (р. 1986), Слава Нестеров (р. 1989), Руслан Поланин (р. 1988) и Михаил Максимов (р. 1974).
Где это находится и как выглядит
Выставка проходит в Доме Культуры «ГЭС-2» с 27 апреля по 30 июля. Вход на выставку бесплатный, однако для прохода на территорию дома культуры нужно зарегистрироваться на сайте.
Несколько раз в день в «ГЭС-2» проходят медиаторские туры — они же экскурсии по выставкам, самому зданию Дома культуры и его отдельным локациям. Важно учесть, что группы небольшие и места в них заканчиваются быстро, так что, чтобы попасть на тур, нужно следить за информацией на сайте.
«Чародеи» — большой групповой проект, несколько выставок в одной. Участники проекта объединяются тягой к изучению сверхъестественного и пугающего, но у каждого из них своя сфера интересов и свои способы взаимодействия с предметом изучения. Поэтому среди объектов есть инсталляции и графика, акварель и деревянные объекты, а также несколько больших проектов.
Художники по-разному рефлексируют встречу с пугающим — пытаются приручить (проект «Кабинет редкостей» Руслана Поланина), рисуют «групповой автопортрет», соединяя исторические реалии, научную фантастику, советскую утопию и собственные детские воспоминания («Девочка, с которой ничего не случится» Мики Плутицкой), создают миры-лабиринты и населяют их персонажами из японской манги, славянского фольклора, уральской храмовой скульптуры и современного хоррора (Слава Нестеров).
Кроме «Чародеев», в «ГЭС-2» сейчас проходят еще три выставки:
- Добрая выставка-игра «Себе на уме», посвященная Костроме и ее жителям. Проект, созданный костромскими кураторами и командой Дома культуры, строится вокруг нескольких сюжетных линий-маршрутов, по которым гостей ведут герои-рассказчики: Фимка-чародей, Человек в большой шляпе, Коллективный Иван и другие.
- Групповая выставка «Краткая история отсутствия» посвящена отказу от канона искусства. Она рассуждает о том, что происходит с искусством, когда оно выходит за пределы выставочных залов, как функционирует произведение, лишенное названия, как отсутствие дистанции между произведением и зрителем рождает новый эстетический опыт.
- Выставка «Облачное хранение» объединила авторов разных поколений, которые рассуждают о роли архивов в наших жизнях, о способах документации реальных и воображаемых событий и разнице между цифровой и аналоговой информацией.
Кроме выставок, интересно и само здание «ГЭС-2», где можно провести целый день — здесь есть места для работы и отдыха, кафе, магазин, библиотека, кинотеатр и мастерские, в которых можно поучаствовать в творческих занятиях.
Подробнее о том, чем заняться в «ГЭС-2», читайте в нашем материале.
Что там можно увидеть
Всего зрителей ждут шесть разных проектов, объединенных одной темой.
Композитор Анна Поспелова и режиссер музыкального театра, медиахудожник Надежда Бахшиева создали инсталляцию Birch √0. В ней они выводят образ березы как одного из ярких образов русской культуры и проводят параллель с двоичной системой счисления, сталкивая таким образом два пласта — имитацию цифровой реальности и мир архаики.
Художник Слава Нестеров представил два проекта, посвященных фантастическим мирам. Оба они опираются на скандинавские, уральские и славянские легенды и сказки, а также на работы известных авторов. Так, графическая серия «Торот» отсылает зрителей к иллюстрациям Ивана Билибина и работам Кацусики Хокусая. Ее героями стали фантастические растения и животные, мотивы чудских образков и современной хоррор-эстетики — все эти элементы переплетаются между собой, создавая закольцованную историю.
Серия «Восемь песен» Нестерова собрала деревянные объекты, напоминающие храмовую скульптуру Урала и пермский звериный стиль. Однако и его героями стали фантастические авторские существа, которые пребывают в бесконечном круговороте перерождения.
Мика Плутицкая в своих работах опирается на советскую и постсоветскую культуру и объекты этих эпох — фильмы, книги с иллюстрациями, фотографии и документы. Ее проект «Девочка, с которой ничего не случится» назван по первому циклу рассказов Кира Булычева, с которого началась история Алисы Селезневой, главной героини «Гостьи из будущего». Отправной точкой проекта стало то, что Мика обнаружила сходство своего собственного детского фото, сделанного в середине 1990-х, и образа Алисы из фильма. В итоге у художницы получился цикл из ста небольших акварелей, который она сама назвала «групповым автопортретом», соединивший в себе черты вымысла, документа, научной фантастики и биографии.
Подход Руслана Поланина отличается от его коллег по выставке. В рамках проекта «Кабинет редкостей» он постарался понять, как можно сделать страх целительным и «одомашнить жуткое». Этот процесс он обозначил термином «анхюгге» (микс скандинавского слово «хюгге», обозначающего уют, и фрейдовского Жуткого — Das Unheimliche). Героями «Кабинета редкостей» стали ритуальные фигурки демонов и божков и языческие алтари, которые меняют свою функцию, превращаясь из объекта поклонения в элементы декора. При этом они остаются монстрами и обращаются к глубинам подсознания, хоть и гораздо более деликатно.
Проект New Game Is Over («Новая игра окончена») Михаила Максимова предлагает зрителям поиграть с машиной-вертепом, в которой рождаются желания и эмоции. Художник создает свою собственную вселенную, скрещивая брейгелевскую демонологию, футуристическую антиутопию и цирковую эстетику начала XX века.
Игроки могут примерить на себе роль демиурга — создавать, разрушать и сохранять жизнеспособные системы, выбирать, какие цепочки событий запускать, а также модифицировать предметы до неузнаваемости. Они могут поддаться эмоциям, справиться с ними или уничтожить игру.
Почему вам это нужно
Искусство издревле работает с разными человеческими эмоциями, в том числе страхом. Неизвестность пугает сама по себе, а искусство позволяет вытащить на свет то, что прячется в самых дальних уголках сознания. То, у чего есть форма и имя, становится не таким страшным. С тем, на что можно посмотреть, уже можно работать и бороться.
Художники-участники выставки соединяют индивидуальное и коллективное, личную мифологию и сказки разных народов, но во всех случаях говорят неведомому: «Я тебя вижу и знаю твое имя». Они показывают разные приемы борьбы с травмирующей реальностью, помогают иначе взглянуть на текущее положение вещей и поставить под сомнение саму возможность опасности.
Художники показывают, как по-разному можно обращаться с пугающим, — возможно, какой-то из этих способов окажется близок именно вам.
Выставка «Чародеи»
Продукт апреля в рубрике «Город»
Главные достоинства:
- Мультидисциплинарный характер — выставка знакомит зрителей сразу с несколькими современными художниками, работающими с разными жанрами и техниками.
- Терапевтический эффект и самосовершенствование — через разговоры о магии и волшебстве зрители и художники делают попытку приручить собственные страхи, постичь и пережить то, что не получается осмыслить рационально.
- Возможность побыть не только зрителем, но и демиургом, разрушителем и творцом (проект New Game Is Over).
- Знакомство сразу с несколькими разными выставками, а также с пространством Дома культуры, который позиционирует себя как «место не для всех, а для каждого».
Продукт месяца по версии Time Out
Каждый месяц редакция Time Out оценивает продукты и услуги, которыми будут пользоваться наши читатели — от кафе и ресторанов до модных новинок — и выбирает среди них лучшие. Награду получают самые важные, актуальные, инновационные и полезные кандидаты.
Продукт месяца по версии Time Out
Каждый месяц редакция Time Out оценивает продукты и услуги, которыми будут пользоваться наши читатели — от кафе и ресторанов до модных новинок — и выбирает среди них лучшие. Награду получают самые важные, актуальные, инновационные и полезные кандидаты.