Солнце – это Бог: 7 знаковых работ Уильяма Тернера
«Автопортрет», около 1799
Уильям Тернер родился в простой семье, которая никак не была связана с миром творчества: отец занимался изготовлением париков, а родственники с материнской стороны зарабатывали торговлей мясом. Но препятствовать увлечению сына никто не стал: более того, первые рисунки Тернера отец с гордостью показывал в витрине своего магазина.
Когда в 14 лет Уильям решил поступать в Королевскую академию художеств, его экзаменовал ее первый президент – Джошуа Рейнолдс, один из ключевых представителей британской живописи XVIII века. В большей степени Рейнолдс известен публике своими портретами, но важнее не жанр, а сама манера письма: он был приверженцем романтического подхода с уравновешенными фигурами и равномерным глубоким цветом, любил античное искусство, часто стремился к поэтизации изображения. Тернер прислушивался к Рейнолдсу и посещал его лекции.
На автопортрете художнику около 23 или 24 лет, он изображен в анфас и смотрит прямо на зрителя. Тернер представил себя в идеализированном, комплиментарном виде успешного джентльмена. Его статус подчеркивает наряд: белоснежная рубашка, поверх которой надеты два жилета, пальто с высоким воротником и роскошный галстук. Романтический образ во многом строится с помощью драматичного освещения: лицо художника словно прожектором выхвачено из темно-коричневого плотного фона.
Картина могла быть написана в честь избрания Тернера членом Королевской академии художеств – он стал одним из самых молодых ее участников. В 2020 году автопортрет разместили на банкноте номиналом 20 фунтов стерлингов. Марк Карни, председатель Банка Англии, отметил, что Тернер, – пожалуй, самый влиятельный британский художник всех времен и народов.
«Дидона, основательница Карфагена», 1815
Среди других художников Уильям особенно ценил Клода Лоррена – французского мастера классического пейзажа. Особенное внимание он уделял возможностям света: в его работах часто встречается переходное время суток – закаты или восходы.
Тернер был очарован Лорреном, тщательно изучал доступные работы и вслед за ним стал увлекаться разнообразным освещением в картинах. Именно изучение света в дальнейшем выведет Тернера на новый виток творчества.
Картина «Дидона, основательница Карфагена» была написана под впечатлением от похожей работы Лоррена «Отплытие царицы Савской». По легенде, Тернер был так впечатлен пейзажем, что не смог сдержать слез и воскликнул, что никогда в жизни не сможет создать ничего похожего. Спустя около 15 лет он не оставил идеи повторить пейзаж Лоррена: картины похожи по композиции, по построению перспективы и световым акцентам. Водная гладь посередине полотна уводит взгляд зрителя к солнцу, по краям изображены античные постройки, фигуры на переднем плане намекают на сюжет – это фрагмент из «Энеиды» Вергилия.
«Рыбаки в море», 1796
Интерес Тернера к возможностям света хорошо заметен в одной из ранних работ «Рыбаки в море» – первая картина маслом, которую Тернер показал в Королевской академии художеств. До этого он преимущественно работал в технике акварели, которой проще рисовать в поездках. Тернер много путешествовал не только по Европе, но и по Англии, делая огромное количество набросков, которые затем использовал в произведениях.
«Рыбаки в море» – романтический пейзаж, где показано противопоставление людей и стихии. Жестокие волны около острова Уайт в Англии готовы потопить небольшую рыбацкую лодку. Тернеру интересен не столько драматический сюжет, сколько сложности освещения: ночное небо с ярким и холодным лунным светом отражается в воде. Общему колориту он противопоставляет теплый акцент фонаря на рыбацкой лодке.
Работа вызвала одобрение критики: ее хвалили как за мастерство масляной живописи, так и за правдоподобное изображение воды. Тернер часто писал морские пейзажи, многие искусствоведы любят сравнивать его с Иваном Айвазовским. Существует легенда, будто художники встретились в Италии, и Уильям так восхитился творчеством мариниста, что посвятил одной из его картин стихотворение. Сегодня эту комплиментарную для Айвазовского историю подвергают сомнению, хотя мастера действительно могли пересекаться в Италии и видеть работы друг друга.
«Сан-Джорджо-Маджоре, раннее утро», 1819
Тернер объездил всю Италию, но особенное впечатление на него произвела Венеция. Он побывал в этом городе три раза, снова и снова подпитывая себя эмоциями, вдохновением, делая многочисленные наброски.
Работа «Сан-Джорджо-Маджоре, раннее утро» была сделана во время первого посещения города в 1819 году. Традиционный жанр ведуты выполнен акварелью – художник активно интересовался возможностями этой техники, несмотря на недолговечность результатов. Считается, что многие работы Тернера заметно потемнели со временем. Изображение городского вида вряд ли вызывало у художника сложности: в начале своего творческого пути Уильям учился у архитекторов и топографов, где натренировался копировать и раскрашивать виды английских замков и аббатств.
В «Сан-Джорджо-Маджоре» огромные плоскости жемчужно-голубого неба и воды отражают друг друга. В картине поразительно светоносный колорит, она словно сияет изнутри: кажется, будто вот-вот утренний туман рассеется, и солнце покажет всю свою мощь. Тернера нередко называли предшественником импрессионизма – этому отвечает как его эскизная манера многих работ, так и огромное желание передать в картине в большей степени «впечатление» нежели сюжет. Особенно это относится к его поздним произведениям.
«Снежная буря. Переход армии Ганнибала через Альпы», 1812
Переход Ганнибала через Альпы считается одним из самых примечательных военных маневров в истории античности: особенно фантастическим выглядело участие боевых слонов в этом маршруте. В своей картине Тернер, выбрав в качестве главного персонажа ужасающую снежную бурю, тоже не забыл изобразить слона.
В фильме 2014 года «Уильям Тернер» хорошо показан момент, как отец художника загадывал ребус с поиском животного всем посетителям мастерской: крохотная фигурка слона действительно изображена почти по центру полотна на самом дальнем плане. Основной же сюжет – снова романтическое противопоставление человеческой судьбы силам природы, но как по-разному решено это по сравнению с уже показанным морским пейзажем. Снежная буря стала плотной цветовой массой, сметающей все на своем пути.
Пока еще на переднем плане можно различить хорошо узнаваемые человеческие фигуры: в зрелом и позднем творчестве Тернер будет двигаться в сторону максимального расщепления форм, когда в картинах не будет изображено ничего, кроме света. Художник прожил долгую жизнь и умер в возрасте 76 лет от холеры, завещав все свое наследие британской нации. Согласно легенде, последними его словами перед смертью были: «Солнце – это Бог».
«Дождь, пар и скорость», 1844
«Дождь, пар и скорость» – это мчащийся на всех парах поезд, но, глядя на картину, сразу этого не скажешь. Здесь четко изображена разве что передняя часть паровоза да опора моста, все остальное – пресловутое импрессионистическое «впечатление» от скоростной поездки в дождливую погоду. Поздние работы Тернера публика не понимала: художник долгое время был звездой английской арт-сцены, но столь необычные картины вызывали недоумение у многих современников. В моде был реализм, четкое и понятное изображение, нередко с сентиментальным и приятным сюжетом. Цветовые и световые пятна Тернера критики называли размазней, иногда высказывались подозрения, что у художника проблемы со зрением.
Даже в выборе сюжета Уильям оригинален: картина была написана в конце Промышленной революции в Англии, и поезд был одним из основным символов индустриализации. Тернер понимал, что новая эпоха приносит новые образы, поэтому не пренебрегал идти в ногу со временем и изображать меняющийся мир, в то время как большинство других художников оставалось более консервативными.
«Восход с морскими чудовищами», 1845
В «Восходе с морскими чудовищами» не осталось ничего, кроме цвета и света. Хотя, исходя из названия, можно предположить, что показан любимый Тернером тип пейзажа – восход над морем, соответственно, «чудовища» – это розовые и красные завитки в нижней части картины. Это только одна из возможных интерпретаций сюжета: искусствоведы до сих пор высказывают разные мнения, что именно изобразил здесь художник.
Специалисты из музея Tate, где хранится работа, предполагают, что произведение не окончено. Некоторые исследователи видят на полотне изображение парохода, как еще одного символа индустриализации, а другие уверяют, что Тернер показал абстрактное изображение пространства, как источника чистого света. Несмотря на вольность трактовок, очевидно, что к концу жизни Уильям отказался от четкого и логичного объяснения форм в пользу большей образности.
Вспоминая импозантный автопортрет Тернера, можно подумать, что он был приятным в общении и галантным мастером. Но, по свидетельствам современников, у художника был упрямый и довольно скверный характер, да и внешний вид его сложно назвать привлекательным. Грузный, с грязными от красок руками, Тернер не отличался сговорчивостью или учтивостью. Тем не менее, именно эта принципиальность, прямолинейность и дерзость дала ему возможность проложить дорогу в новое искусство – не фигуративное, а импрессионистическое.