Две звезды, две повести от кутюр: что сделали Валентин Юдашкин и Вячеслав Зайцев для российской моды
В стиле à la russe
Дебютную коллекцию Вячеслава Зайцева, посвященную работницам области и села, забраковал худсовет Экспериментально-технической швейной фабрики в городе Бабушкин: фуфайки из цветного репса, юбки из павлопосадских платков и валенки, разукрашенные разноцветной гуашью вместо привычной серой униформы оказались для Советского Союза начала 60-х мыслью чересчур прогрессивной. Зато ее с энтузиазмом подхватил журнал Paris Match, опубликовавший статью под заголовком «Он диктует моду Москве».
К слову, эту идею Зайцев доведет до конца спустя почти полвека – в кутюрной коллекции с говорящим названием «Истоки». А пока продолжит обращаться к историческому опыту страны, ее культурным кодам и таким элементам исконно русского стиля и народного костюма, как меховые шапки, павлопосадские узоры, богатая вышивка, золото и парча. В том же начале 1960-х он покажет в США и Японии свою «Русскую серию», а в 1976-м представит коллекцию, навеянную русскими народными мотивами и отшитую из ивановского ситца. Спустя девять лет Зайцев презентует кутюрную коллекцию «Тысячелетие крещения Руси», а затем и вовсе заполучит негласное звание Дягилева от моды, впервые выступив на Неделе высокой моды во французской столице с коллекцией под названием «Русские сезоны в Париже».
Эстафету подхватил его ученик Валентин Юдашкин, проходивший у Зайцева преддипломную практику в Московском доме моды. Прорубать окно в Европу он отправился с коллекцией «Фаберже», отдававшей дань отечественному ювелиру: платьям, сотканным по образу и подобию знаменитых яиц, в здании российского посольства во Франции гости, включавшие Пако Рабана и Пьера Кардена, аплодировали стоя, а отдельные позиции приобрели в свои фонды Лувр и Калифорнийский музей моды. С тех пор Юдашкин еще не один год принимал участие в парижских кутюрных показах, и каждый раз название его коллекции говорило само за себя: «Екатерина Великая», «Балет», «Русский модерн», «Врубель» и «Анна Каренина» – мэтр продолжил открывать Европе «большой русский стиль».
«Красный Диор» и «Русский Карден»
Валентин Юдашкин – первый российский дизайнер, принятый во французский Синдикат Высокой моды. В 1996-м он получил статус члена-корреспондента престижной ассоциации, а с 2016-го уже стал ее полноправным членом. Правда, в конце 1990-х, когда Синдикат выдвинул требование полностью перенести производство коллекций в Париж, кутюрье был вынужден сложить с себя полномочия. Впрочем, это нисколько не умаляло международного авторитета Юдашкина, которого на Западе к тому моменту называли не иначе как «Русским Карденом».
Французский же Карден в это время водил тесную дружбу с Вячеславом Зайцевым, начавшуюся в апреле 1965 года. Тогда Пьер Карден, Ги Ларош и Марк Боан, работавший в Dior, прибыли в СССР в составе делегации из Франции, чтобы лично засвидетельствовать свое почтение советскому кутюрье, которого они считали «равным среди равных». Результатом встречи стала громкая статья в издании Women’s Wear Daily, вышедшая под заголовком «Короли моды».
Уже упомянутый Синдикат высокой моды предоставил русскому модельеру право показа haute couture, и уже в январе 1988 года в Париже случились знаменитые Зайцевские «Русские сезоны в Париже» в театре Мариньи, по итогам которых мэр Парижа и будущий президент Франции Жак Ширак вручил дизайнеру диплом и медаль почетного гражданина Парижа. Еще год спустя Вячеслав Зайцев одержал победу на конкурсе пяти лучших мировых дизайнеров в Токио, потеснив Донну Каран и Клода Монтана, – и удостоился звания «Красного Диора».
Не только Дом моды
В какой-то период Вячеслав Зайцев разочаровался в советской модной системе, при которой бесконечный процесс утверждения затягивал и без того извилистый путь вещи от эскиза до магазина, – и нашел себя в роли художника по костюмам. Его работы в кино включают «Фокусника» Петра Тодоровского, «Безымянную звезду» Михаила Козакова, советско-венгерский фильм «Держись за облака» и еще несколько картин «Мосфильма», но главным предметом для гордости остаются костюмы героини Натальи Селезневой в киноленте «Иван Васильевич меняет профессию». А в театре художник-модельер и вовсе нашел где разгуляться, создав сценические костюмы более чем для 20 постановок, среди которых «Вишневый сад», «Кто боится Вирджинии Вулф?» и «Три сестры» в Современнике, «Все кончено» во МХАТе им. Горького, «Ричард III» и «Мартовские иды» в театре Вахтангова, «Здравствуй, Пушкин» и «Цыгане» в театре «Ромэн», «Молодость Людовика XIV» и «Пиковая дама» в Государственном Малом театре.
Со спектактлем «Безумный день, или Женитьба Фигаро» в Театре сатиры связана трагическая, но лишний раз доказывающая талант Зайцева история. Во время гастролей московского театра в Риге у исполнявшего главную роль Андрея Миронова прямо на сцене случился инфаркт, и актер погиб спустя два дня: хоронили народного артиста в расшитом золотом камзоле Фигаро авторства Зайцева. За помощью к мэтру обращались даже бродвейские театры. В результате в костюмах его сочинения щеголяли солисты мюзикла Дюка Эллингтона Sophisticated Ladies.
Если Зайцев чувствовал себя как рыба в воде в театрально-кинематографических кругах, то Юдашкин стремился на спортивную арену. Доказавший, что ему по силам не только сложносочиненные наряды для красной ковровой дорожки, но и удобный носибельный крой, Юдашкин заполучил право создания формы для олимпийской сборной России на играх в Лиллехаммере и Атланте в 1994 и в 1996 году соответственно.
Детское увлечение фигурным катанием спустя много лет пригодилось на льду в виде рабочей задачи международного значения: сперва Валентин Юдашкин колдовал над костюмами Татьяны Навки и Романа Костомарова к Туринской Олимпиаде, а позже одевал на выступления Евгения Плющенко. Значится в истории Дома моды Valentin Yudashkin и военная страница: в 2000-х ему доверили парадную форму для служащих ВС РФ.
Любимцы звезд и именитых особ
С самого начала Вячеслав Зайцев на правах главного кутюрье страны имел удовольствие работать с представителями советской элиты, среди которых в разные годы были первая женщина-космонавт Валентина Терешкова, министр культуры Екатерина Фурцева, театральный режиссер Галина Волчек, певицы Клавдия Шульженко, Людмила Зыкина и Эдита Пьеха, а также актрисы Алиса Фрейндлих, Людмила Гурченко, Марианна и Анастасия Вертинские.
В июне 2003-го модельер был приглашен на проектирование одежды для первой леди страны Людмилы Путиной во время официального визита Владимира Путина в Великобританию, включавшего аудиенцию с королевой Елизаветой II. Работал Зайцев и со звездами российской эстрады: знаменитое платье-балахон, ставшее знаковым нарядом Аллы Пугачевой, – его рук дело.
Не менее нежные чувства Примадонна питала и к Валентину Юдашкину, не без кокетства замечая, что тот знает о ней все. Юдашкин одевал Филиппа Киркорова, Людмилу Гурченко, Светлану Медведеву, а еще Селин Дион и Леди Гагу – обе звезды блистали в нарядах отечественного дизайнера на светских раутах в 2016 году.
Но главной почитательницей таланта Юдашкина, сыгравшей большую роль в его карьере, оставалась супруга первого президента СССР и икона стиля Раиса Горбачева: на все официальные мероприятия высокопоставленная особа являлась с ног до головы одетой в Valentin Yudashkin.
Мода и искусство
Помимо всего прочего, наряды авторства Вячеслава Зайцева и Валентина Юдашкина роднит театральность, художественность и тесная связь с декоративно-прикладным искусством. Именно поэтому у обоих брендов имеются налаженные дружественные отношения с музейным сообществом, а работы кутюрье регулярно выставляются в стенах музеев, зачастую становясь центральным объектом экспозиции.
Так, коллекция Вячеслава Зайцева «Как молоды мы были», датирующаяся 1996 годом, остается достоянием Музея Москвы. Эрмитаж может похвастаться более чем 15 кутюрными работами маэстро, в то время как некоторые наряды бренда переданы Метрополитен-музею и Технологическому институту моды в Нью-Йорке.
Итоги творческого пути Валентина Юдашкина длиной в четверть века подвела выставка «Мода в пространстве искусства» в Пушкинском музее, случившаяся 10 лет назад: тогда народному художнику и заслуженному деятелю искусств РФ было отведено пространство постоянной экспозиции для демонстрации моделей из самых разных коллекций, включая принесшую ему славу за рубежом «Фаберже». Кутюрные наряды Валентина Юдашкина также хранятся в Музее костюма Лувра, Калифорнийском музее моды, Государственном Историческом музее Москвы, Международном музее олимпийских игр и нью-йоркском Метрополитен-музее.