Ипполит поневоле. 5 фактов из жизни Юрия Яковлева
Юрий Яковлев всю жизнь служил в одном театре
Выпустившись из Щукинского училища в 1952 году, Юрий Васильевич практически сразу попал в театр имени Вахтангова.
Именно на сцене он сумел максимально раскрыть свой драматический талант, завоевать первую зрительскую любовь и привлечь внимание лучших режиссеров страны.
Потом была и прорывная роль в экранизации «Идиота», после которой Яковлева звали в Голливуд, и «Гусарская баллада», и всеми любимые фильмы Рязанова. Но именно театр Вахтангова до конца жизни остался для актера вторым домом. Ему часто предлагали лучшие роли в других театрах, Олег Ефремов лично звал во МХАТ, а Михаил Царев в Малый драматический, но Яковлев остался верен родному вахтанговскому театру.
«Последним его спектаклем на сцене стала “Пристань”, поставленная Римасом Туминасом. Помню, как Юрий Васильевич выходил со сцены, пританцовывая, и махал рукой зрительному залу. Даже такой мелкий штрих он делал уникально и щемяще. Каждый раз было ощущение, что он прощается. Невольно думалось: «А что, если это в последний раз?» Однажды он так же попрощался со зрителем, а через несколько дней его не стало», – рассказывал ректор Театрального института имени Щукина и коллега Яковлева Евгений Князев.
Дети актера пошли по его стопам
Исключительно преданный в профессиональном плане, в личной жизни Юрий Васильевич не отличался такой же лебединой верностью. Актер сам не раз посмеивался, что стоило ему влюбиться, как он моментально звал избранницу замуж – и лишь с годами понял, что жениться не обязательно.
К тому моменту за его плечами было два официальных развода, дочь Алена и сын Алексей. Третий брак с директором музея театра Вахтангова Ириной Сергеевой оказался для Юрия Васильевича самым счастливым. С супругой он прожил 40 лет до самой своей смерти в 2013 году. Ирина Леонидовна всегда поддерживала мужа, помогла ему справиться с алкогольной зависимостью и родила еще одного сына – Антона.
Со всеми своими детьми Юрий Яковлев сумел наладить теплые отношения. Более того, и Алена, и оба сына актера унаследовали его талант. Алексей, как и отец, поступил в Щукинское училище и несколько лет работал в театре Ермоловой. Алена Яковлева стала ведущей актрисой театра Сатиры, снималась в огромном количестве фильмов и сериалов, чаще всего в эпизодических, но характерных ролях. Антон Юрьевич тоже пробовал себя в актерской профессии, но настоящее призвание нашел на режиссерском поприще, а с 2022 года он возглавляет Драматический театр имени Гоголя в качестве художественного руководителя.
Юрий Яковлев обожал Чехова и грибы
Юрий Васильевич никогда не считал себя звездой, был довольно застенчивым и не любил публичность. Он сам удивлялся, как с таким характером решился пойти в актеры. Любым вечеринкам и мероприятиям Яковлев предпочитал дачу, на которой собственноручно высаживал цветы, или уютный санаторий в Щелыково, где, с его слов, водятся дивные грибы.
Еще одной большой страстью актера был Чехов: в его честь Юрий Васильевич даже назвал второго сына. Он обожал читать дневники писателя и всегда с удовольствием игра его пьесы на сцене. Вероятно, и свою тягу к уединению Яковлев перенял у любимого писателя.
«Я очень люблю Антона Павловича Чехова, даже успел его сыграть в спектакле “Насмешливое счастье”. До сих пор помню фразу, которую он произнес в приступе хандры: ”Одиночество – прекрасная штука”. Я навсегда это запомнил. Одиночество помогает, потому что очень трудно быть все время на виду. Это очень усложняет жизнь. Очень утомительно все время нравиться! “Я же не червонец, чтобы всем нравиться”, как сказал один мудрец», – делился актер в интервью.
Юрий Яковлев не должен был сниматься в «Иронии судьбы»
Пожалуй, самым любимым в народе персонажем Юрия Яковлева стал неудачливый жених Нади Шевелевой из культовой новогодней трагикомедии Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!». Его знаменитые пассажи про заливную рыбу и дух авантюризма знакомы даже тем, кто никогда не смотрел главный новогодний фильм страны.
Благодаря харизме Юрия Васильевича задуманный режиссером образ Ипполита – отрицательного поверхностного персонажа, стоящего на пути светлого чувства – стал трагичнее, глубже и вызвал у зрителей искреннее сочувствие. Многие реплики, вошедшие в финальный монтаж, также не были прописаны в сценарии, а родились благодаря импровизационному таланту Яковлева.
Сейчас в это сложно поверить, но изначально на роль Ипполита был утвержден совсем другой человек – Олег Басилашвили. Актер даже успел приступить к работе, однако в самом разгаре съемок у него один за другим умерли сначала отец, а потом лучший друг. Из-за тяжелого эмоционального состояния Басилашвили в итоге отказался сниматься в «Иронии судьбы» – и вместо него Рязанов пригласил Юрия Яковлева. Впрочем, внимательный зритель заметил, что в сцене, когда Женя Лукашин выбрасывает из окна фотографию соперника, на карточке изображен совсем не Яковлев. Дело в том, что замена актера случилась в марте, когда снег уже растаял – и режиссер просто не успел переснять кадр.
«Я в эту историю абсолютно случайно влип и на всю жизнь. На Ипполита был утвержден Олег Басилашвили, но по ряду причин он не смог сниматься, и Эльдар судорожно, в пожарном порядке предложил сниматься мне. И я как-то очень неожиданно в это влез, как в ванну под душ, таким же образом. Я совершенно не предполагал, что эпизодная роль Ипполита будет иметь такой успех… Я этот фильм уже не могу смотреть. Правда, иногда натыкаюсь на него, когда телевизор смотрю, но тут же выключаю или минутки две посмотрю – и все», – признался Яковлев в одном из интервью.
Юрий Яковлев был недоволен своими ролями
Юрий Васильевич несколько раз признавался, что всю свою долгую кинокарьеру играл не тех, кого хотел бы. С трудом поступив в Щукинское училище после проваленных экзаменов во ВГИК, он будто до конца жизни доказывал той первой приемной комиссии, что достаточно киногеничен для любой роли. Ему часто (по мнению актера даже слишком часто) предлагали играть в комедиях, и Яковлев соглашался.
При этом одной из немногих работ, которой он действительно гордился, была роль Стивы Облонского в экранизации «Анны Карениной» 1967 года. Режиссер Александр Зархи собрал поистине звездный состав: Анну играла Татьяна Самойлова, Вронского – Василий Лановой, а княгиню Бетси – великая Майя Плисецкая. За столь блистательными спинами честный, искренний, дружелюбный Стива в исполнении Яковлева словно остался незамеченным зрителем, не оцененным по достоинству. Сам же Юрий Васильевич считал Облонского самым любимым своим персонажем, которого, в сущности, ему даже не нужно было играть.
«Общепринято вспоминать моих Мышкина, Ивана Васильевича, Буншу, Ипполита, а я-то люблю Стиву. Он для меня – воплощение дворянства из фамусовско-грибоедовской Москвы, из тех, кто умел жить с удовольствием, в полную силу. Московский барин, не петербургский – это важно. Степан Аркадьевич близок мне какой-то внутренней теплотой, мягкостью, добротой бесконечной».