5 историй о молодом и славном парне Роберте Де Ниро | Кино | Time Out

5 историй о молодом и славном парне Роберте Де Ниро

Клара Хоменко   17 августа 2023
8 мин
5 историй о молодом и славном парне Роберте Де Ниро
17 августа Роберту Де Ниро исполняется 80 лет. Time Out вспоминает, что было с артистом до того, как его официально признали великим — то есть до фразы о предложении, от которого нельзя отказаться, и первого «Оскара».

Он был тихим, застенчивым, упорным и обожал переодевания

Те, кто помнят Роберта в юности, описывают его как мягкого, робкого и ужасно тощего парня. Вся квартира, в которой Де Ниро жил с матерью, была забита ношеными костюмами на все случаи жизни — молодой актер был сторонником системы Станиславского и считал, что в роль надо вживаться основательно. На прослушивания он ходил не меньше чем с двадцатью фотографиями в разных образах, и основной его философией была непрерывная работа: если ты будешь упорно бить в одну точку, то рано или поздно что-то получится, и успех придет. При этом он последовательно избегал телевидения, не желая становиться очередным ковбоем в очередном второсортном сериале.

«Там обязательно кто-то в кого-то стреляет или, в крайнем случае, кто-то за кем-то гонится. И причем никто не стреляет и не гонится настолько хорошо, чтобы заставить вас отложить домашние дела и внимательно понаблюдать за этим».

Молодой Роберт с матерью

В конце концов Де Ниро досталась роль в фильме такого же юнца, как он сам. Его звали Брайан Де Пальма, и он нуждался в дешевых артистах для своей дипломной картины. Пробы Роберт прошел хорошо, а потом предложил показать что-нибудь еще. Вышел из комнаты и вернулся только через 20 минут — полностью переодетый и готовый играть кусок из пьесы Клиффорда Одетса. Вообще-то еще чуть-чуть, и Де Пальма готов был уйти домой — Роберту сильно повезло, что он этого не сделал. Но сам Роберт был полностью уверен, что провалил пробы, и если прямо сейчас чем-то не поразит будущего работодателя, то и роли не получит. На самом деле он произвел на Де Пальму огромное впечатление. Тот взял его, даже не совсем представляя, что Де Ниро будет у него играть.

За роль в «Свадебной вечеринке» Роберт получил 50 долларов. Это были его первые деньги, заработанные в кино.


Его первой успешной картиной стали «92 минуты садомазохизма»

Если быть точными, то оценка критиков на фильм «Кровавая мама» выглядит так: «92 минуты садомазохизма, инцеста, сатиризма и вуайеризма, вплетенные в позорный сценарий». Режиссер этого прекрасного во всех отношениях гангстерского боевика, где все герои были кончеными выродками, — Роджер Корман, который обладал изумительным финансовым чутьем и знал, что если недавно все были в восторге от «Бонни и Клайда», то захотят что-то такое же еще раз. Правда, Бонни и Клайд были романтичной парочкой, а мамаша Баркер с сыновьями — просто чудовищами. Герой Де Ниро, в частности, кололся, а когда под рукой не находилось наркотиков — нюхал клей, после чего с наслаждением убивал людей. Снимали все это целых четыре недели, фильм стал самым кассовым в 1969 году и впоследствии обрел культовый статус. Что интересно, этот дешевый палп-фикшн от кинематографа был снят строго по методу Станиславского.

Корман на этом не настаивал — так получилось, поскольку все актеры, которые собрались на съемочной площадке, учились актерскому мастерству именно в этом ключе. Де Ниро ради роли своего психически и физически нездорового героя начал голодать, пил одну воду и приобрел в итоге землистый цвет лица. Большинство людей на площадке даже не знали, как его зовут — они воспринимали Роберта как Ллойда. А лучшей историей, пожалуй, можно признать съемки сцены погони, где Ллойд должен был сидеть за рулем, а мамаша Баркер — стрелять по полиции. Машина несется по дороге на страшной скорости, оператор и режиссер мотаются, привязанные к штангам, с двух сторон кузова, сцена снята — и тут Корман решает, несмотря на всю неуютность своего положения, снять второй дубль.

Ему показалось, что Роберт пару раз выглядел за рулем как-то неуверенно. И тут выясняется, что Де Ниро вообще машину водить не умеет, прав у него нет, но если надо, то, конечно, он согласен на пересъемки.

«Я так прикинул и говорю: “Знаешь что, Бобби… Давай-ка мы отправим этот кусок прямо на проявку. Не будем делать дубля”», — рассказывал Корман.


Он отказался от роли в «Крестном отце»

Кажется, весь Голливуд пробовался на роли в экранизации романа Марио Пьюзо. Студия Paramount собиралась сделать абсолютный хит из книги об итальянской мафии в Нью-Йорке, у них было под два десятка режиссерских кандидатур. Актеров просто никто не считал. Де Ниро, который к тому моменту не имел за плечами «звездной» работы — лишь хорошие отзывы критиков, понравился Копполе, но тот был не уверен, что это то, что ему нужно для Майкла, и предложил Де Ниро роль Сонни. Но продюсеры настояли на том, что старшего сына дона Корлеоне сыграет Джеймс Каан. Тогда Коппола предложил Роберту Полли Гатто.

Де Ниро в роли молодого Вито Корлеоне

Роль была второстепенная, но в таком проекте это лучше, чем ничего! Тем не менее через несколько дней на горизонте возникла роль главная — в фильме «Банда, не умевшая стрелять», и Роберт ушел туда, чтобы опять стать лучшим актером плохого фильма. Впоследствии он корил себя за это, но ровно до того момента, как попал во вторую часть «Крестного отца» в роли молодого Вито Корлеоне. К тому же сам факт, что Роберт пробовался и получил у Копполы хоть какую-то роль, сильно подняли его престиж среди потенциальных работодателей. Впоследствии ради роли в «Крестном отце II» он поедет на Сицилию, чтобы проникнуться атмосферой и довести до совершенства свой итальянский, который не был ему родным.

Как потом вспоминал консультант фильма Романо Пианти: «Если бы меня спросили, может ли актер за такой короткий срок освоить новый язык, я вам ответил бы: нет. Ни за что. Это невозможно. Но этот Де Ниро совершил невозможное!».


Он ходил на одни и те же дискотеки со Скорсезе, когда был мальчишкой

Это выяснилось при встрече уже состоявшихся актера и режиссера, которые все еще не в достаточной степени покорили мир. Знакомство состоялось на вечеринке у кинокритика Джея Кокса: Де Ниро был приглашен, а Скорсезе привел туда его друг Брайан Де Пальма.

«Я сразу узнал его, но я не видел его лет четырнадцать. Он гужевался с другой ватагой подростков на Брум-стрит, а мы — на Принс-стрит. Мы встречались с ним на танцульках, “привет-прощай”. Теперь оказалось, что ему понравился мой фильм Кто стучится в дверь ко мне. И, подобно многим, он считал, что в этом фильме точно передана атмосфера, бытовавшая в нижнем Ист-Сайде в те годы», — вспоминал Скорсезе позднее.

К тому моменту Скорсезе уже вынашивал идею «Злых улиц», которые должны были противостоять «Крестному отцу»: режиссер считал этот фильм насквозь фальшивым, потому что знал реальность бандитского Нью-Йорка намного лучше.

Де Ниро и Скорсезе

С горем пополам Скорсезе нашел на «Злые улицы» 300 тысяч долларов и предложил Де Ниро четыре роли на выбор. Тот согласился на Джонни Боя, которого и сыграл потом в лучших традициях Системы: на сцене конфликта между героями Де Ниро и Ричарда Романуса съемочная группа всерьез испугалась, что Роберт просто пристрелит оппонента. Но в результате родился один из величайших фильмов в истории кинематографа, а Скорсезе нашел своего идеального актера на много лет вперед. О роли Джонни Боя критики писали, что игру Роберта Де Ниро надо как-то запаять во временную капсулу и оставить будущим поколениям в качестве образца идеальной актерской работы.


Свой первый «Оскар» он встретил сидя дома

Роберт был уверен, что номинация на лучшего актера второго плана — это все, что он получит от академиков за свою роль в «Крестном отце II». Поэтому даже не поехал в Голливуд. Он остался дома в Нью-Йорке, предоставив возможность спокойно получить приз кому-то еще — например, своему учителю Ли Страсбергу или Фреду Астеру, которого столько раз прокатывали с «Оскаром», что теперь просто обязаны были наградить за роль во «Вздымающемся аду» хотя бы ради приличия.

В итоге за наградой вышел Фрэнсис Форд Коппола и сказал, что считает Де Ниро самым одаренным актером поколения, который сам не понимает, как он хорош. Ли Страсберг благородно заметил в интервью прессе, что, если уж проигрывать кому-то, то пусть это будет его ученик, который полностью заслужил эту награду. У самого Де Ниро по этому поводу было особое мнение.

Когда журналисты наконец-то добрались до него, он сказал, что «Оскар» — это нечто, что просто меняет твою жизнь, но в ней вообще-то есть множество других событий с тем же эффектом. К тому же «Оскар» часто получают люди, которые его не заслуживают, но завоевать такой приз совсем неплохо.