Зеленые против Черных: какими получились первые серии второго сезона «Дома Дракона»
Действие второго сезона разворачивается спустя несколько дней после трагического финала первого. Гибель сына королевы Рейниры (Эмма Д’Арси), принца Люцериса, в результате нападения драконихи Вхагар, которой управлял Эймонд Одноглазый (Юэн Митчелл), приближает начало кровопролитной войны между конкурирующими ветвями дома Таргариенов. В безжалостном конфликте, вошедшем в историю Вестероса как Танец драконов, схлестнутся сторонники Черных и Зеленых. Старки, Талли и Аррены присягнут в верности Рейнире Таргариен, а Хайтауэры, Баратеоны и Ланнистеры встанут на сторону ее единокровного брата — короля-узурпатора Эйгона II (Том Глинн-Карни), восседающего на Железном троне. Противостояние принесет страдания и потери обеим соперничающим фракциям, а пока что противники готовятся к непрерывной борьбе за власть.
Если первый сезон «Дома Дракона» ругали за низкий уровень жестокости, заторможенный темп повествования и бесконечные разговоры, то уже вышедшие серии продолжения бодро проводят работу над ошибками. Премьерный эпизод отличается суровой интонацией и повышенным градусом насилия, которыми славилась «Игра престолов». Безутешная Рейнира молча скорбит по погибшему сыну, траур королевы поглощает Драконий Камень, а сжигающее изнутри желание совершить кровную месть выливается в реплику: «Мне нужен Эймонд Таргариен». С этого момента кровопролитие кажется неизбежным, но, как завещал Джордж Р. Р. Мартин, кара неожиданно может пасть и на голову невинного.
Руководствуясь любимым в Семи Королевствах принципом «око за око», Рейнира невольно провоцирует чудовищный акт убийства, хотя изначально планировала вернуть себе трон, избежав массового кровопролития. Ее бывшая подруга, Алисента Хайтауэр (Оливия Кук) и вовсе пытается не допустить эскалации конфликта. Однако маскулинное окружение Алисенты жаждет славы и власти, поэтому бескомпромиссно нацеливается на войну. На совете Зеленых ее разумный голос непременно заглушают тщеславные речи ее коронованного сына Эйгона и новоиспеченного десницы Кристона Коля (Фабьен Франкель), принимающих импульсивные решения, которые приводят к печальным последствиям.
Негласное гендерное противостояние во втором сезоне «Дома Дракона» пока выглядит так: мужчины идут на поводу у высокомерия, а женщины безуспешно взывают к их здравомыслию. Упоминание истории Эйгона Завоевателя, первого Таргариена, захватившего Вестерос, как бы намекает, что прийти к мирному урегулированию конфликта не получится, как бы ни старались Рейнира с Алисентой. Мудрая Рейнис и вовсе считает, что «нет войны более безбожной, чем война между родичами; и нет войны более кровавой, чем война драконов». Высказыванию «почти королевы» суждено сбыться.
Характеры героев, как центральных, так и второстепенных стали сложнее, чем в первом сезоне, а их мотивация — более понятной. Молодой король Эйгон II наслаждается могуществом и поочередно играет в Джоффри Баратеона и Рамси Болтона: устраивает показательные казни, чтобы устрашать народ, а затем сменяет гнев на милость. Действия монарха-узурпатора продиктованы его самодурством, поэтому наблюдать за становлением юного тирана интересно, ведь никогда не знаешь, какая безумная идея придет ему на ум в следующем эпизоде. Ледяная харизма актера Тома Глинна-Карни одновременно завораживает и отталкивает.
Со времен расцвета «Игры престолов» персонажи не вызывали столь противоречивых чувств: в одной сцене Эйгон ведется на манипуляции старших советников и умывается слезами, а уже в другой — демонстрирует склонность к садизму. Приближенный эмоционально нестабильного короля и бывший лорд-командующий Кристон Коль, напротив, все больше походит на обиженного мальчишку, который пытается что-то доказать недооценившей его королеве Рейнире. Но при первых признаках реальной угрозы для жизни благородный рыцарь прячется в кусты.
Деймон Таргариен (Мэтт Смит) в новом сезоне тоже не изменяет себе: уязвленное эго велит ему карать и завоевывать, чем король-консорт успешно занимается в первых эпизодах. Хладнокровие и эгоцентризм героя, очевидно, сулят скорый разлад его отношений с Рейнирой. Королева ждет от мужа преданности и поддержки в минуту невыносимого горя, но Деймон куда больше озабочен собственными интересами в грядущей войне.
На данный момент женские персонажи «Дома Дракона» раскачиваются от состояния глубокой скорби до целенаправленной жажды мести. Оба непростых чувства как объединяют, так и еще больше отдаляют героинь друг от друга. Второй сезон сериала проходит под знаком похоронной процессии. Личных трагедий и траура на три доступных эпизода хватает с лихвой, а дальше, учитывая размах испепеляющего Танца драконов, количество смертей значительно вырастет, о чем предупреждает ужасающая сцена в духе картины «Апофеоз войны» Верещагина.
Первый сезон «Дома Дракона» скупился на зрелищность. Полеты на драконах всегда завораживали, но эпические моменты ограничились рыцарским турниром, битвой на Ступенях, появлением Рейнис на коронации Эйгона II и атакой Вхагар на Люцериса в эпилоге. Для десяти эпизодов — непростительно мало экшена. Продолжение «Дома Драконов» подпитывает интерес аудитории бескомпромиссно жестокими финалами серий (всего их будет восемь) и предвкушением грандиозных сражений. Одной из ключевых батальных сцен должен стать воздушный бой между Эймондом и Деймоном.
Второй сезон также расчетливо использует отсылки к «Игре престолов», чтобы ее фанаты как можно дольше оставались во вселенной Вестероса времен правления Таргариенов. Первая серия открывается музыкальной темой «Север помнит» Рамина Джавади, а краткая экскурсия по дому Старков и Стене, которая сопровождается девизом «Зима близко», вызывает приступ ностальгии. На тесную взаимосвязь приквела с «Игрой престолов» указывает и пасхалка к наследию Дейенерис Бурерожденной, опять же, навевающая приятные воспоминания. Драконы здесь (восемь — у Черных, всего три — у Зеленых) пока еще не проявляют себя во всей красе, но сцены полета на них обладают иммерсивным эффектом.
Уход Мигеля Сапочника с позиции одного из шоураннеров сериала (теперь он исполнительный продюсер) не сильно сказался на качестве «Дома Дракона». Психологические портреты женских персонажей во втором сезоне заострились: Рейнира в самоотверженном исполнении Эммы Д’Арси возрождается из пепла и сокрушает одним лишь взглядом. Алисента разрывается между гордыней и ответственностью за мирное будущее Вестероса, а юная принцесса Бейла Таргариен превращается в бесстрашную драконью наездницу (ее линия, согласно книге, должна получиться захватывающей). Не последнюю роль в разгорающемся конфликте играет бывшая секс-работница и коварная шпионка Мисария, которая была доверенным лицом Деймона, а теперь напросилась в союзницы Рейниры.
Пока что у продолжения «Дома Дракона» получается зарекомендовать себя мрачным фэнтези с большим потенциалом. Если шоураннеры сдержат слово и предоставят зрителям обещанные пламя и кровь, то придется ждать следующие два сезона сериала.