Знаешь, все еще будет. Плейлист, спасающий от негатива | Музыка и клубы | Time Out
Музыка и клубы

Знаешь, все еще будет. Плейлист, спасающий от негатива

Ольга Воробьева   19 апреля 2022
9 мин
Знаешь, все еще будет. Плейлист, спасающий от негатива
Фото: pexels.com

Во все времена музыка была гомеопатическим средством от хандры: она помогала бороться со страхами, тонизировала или расслабляла. Платон говорил о ее космической гармонии, а Аристотель прописывал как настойку от тревожности. Time Out собрал собственный плейлист — гремучую смесь из песен с бодрящими либо несущими дзен мелодиями разных времен и из разных уголков земного шара.


Физиологическое и психологическое воздействие классических пьес вполне определенно доказано — подопытные европейские коровы послушно увеличивали надои под Моцарта, пожилые люди в домах престарелых выходили из деменции вместе с «Полетом валькирий», а младенцы переставали кричать и благополучно засыпали, едва заслышав правильную аранжировку Бетховена. Однако и музыка последующих поколений умеет снижать беспокойство, вселяя оптимизм.

Англоязычный сегмент

Америка

Свинг был пульсирующим, ярким ответом на безысходность экономической депрессии, в которую Штаты вступили в 1929 году. Обрушение фондового рынка, увольнение сотен тысяч людей, скитания работоспособных мужчин по стране в поисках любой работы, голод, массовые самоубийства — казалось бы, все это должно было породить декадентскую музыку. И все же именно свинг, соединивший стиль афроамериканского и европеизированного джаза, завоевал танцплощадки с царившими на них биг-бэндами, а заодно и сердца миллионов.

К концу 30-х годов звукозаписывающие кампании продавали около 50 миллионов грампластинок в год. Хотя этот джазовый период славился скорее войной оркестров под руководством Бенни Гудмена, Гленна Миллера, Чика Уэбба и других, вокалисты не уступали музыкантам в популярности. Звездами этого периода считались Фрэнк Синатра, Фред Астер, Нэт Кинг Коул, сестры Босуэлл, Билли Холидей, Фэтс Уоллер, Жозефин Бейкер и Пол Робсон.

Фред Астер и Рита Хэйворт. Фото: legion-media.ru

Новый музыкальный бум породили 50-е. Из всего разнообразия жанров выделяется, конечно, рок-н-ролл — своего рода пенная настойка на стилях фолк, свинг, кантри, блюз и других. Само название было взято из песни Генри Аллена:

When evil clouds surround you

Don’t lose your self control.

Get rhythm in your feet

And music in your soul.

If Satan starts to hound you

Commence to rock and roll!

Get rhythm in your feet

And music in your soul.

Иконами жанра стали Чак Берри и символ американской культуры 50-х Элвис Пресли. И все же музыкально ориентированные подростки того времени вместе с родителями писали на стенах «джаз жив» и слушали The Platters, Дина Мартина, Нину Симон, Эллу Фицжеральд и Бобби Блэнда.

В протестные 60-е любители музыки собрались под знаменами ритм-н-блюза и соула. Из плеяды блестящих исполнителей у нас наиболее известны легенда возрожденного блюза Би Би Кинг, Рэй Чарлз, Бэн Е Кинг и вечно юная Шер, но есть смысл послушать и их коллег: Билла Блэка, Сэма Кука, Эла Грина и некоронованнного короля R&B, трагически погибшего Марвина Гея.

Вокалисты отлично себя чувствовали и в бодрых мюзиклах — самыми исполняемыми были «До-ре-ми» и «Смешная девчонка» Стайна, «Хелло, Долли» Джерри Хермана с Барброй Стрейзанд и «Кабаре» Джона Кандера с Лайзой Минелли. А Чабби Чекер заставил всю Америку отплясывать твист под Let’s Twist Again — с его легкой руки танец закрепился в качестве стандартных, минуя статус проходного увлечения.

С безработицей и падением производства в кризисных 70-х Америка увлеклась роком, который успел разделиться на панк-, глэм- и психоделик-рок (The Tubes, Сьюзи Куатро, Джими Хендрикс). Тогда же аудитория штатов начала прислушиваться к эмигрантскому диско, вобравшему в себя соул, фанк и босса-нову.

Последний умер и благополучно возродился в конце 80-х. Весь цивилизованный мир подпевал Глории Гейнор, Тедди Пендерграссу, Дайяне Росс, восторгался Донной Саммер, танцевал под Бетти Райт, присматривался к Мадонне и восхищался талантливым солистом группы The Jackson 5.

90-е подняли американскую музыкальную индустрию до небывалых высот: именно тогда начали карьеру Уитни Хьюстон, Мэрайя Кэри и Бритни Спирс. Это десятилетие всколыхнуло интерес к мальчиковым и девчачьим группам. Бойз-бэнды Backstreet Boys, Hanson, Boyz II Men, 98 Degrees выпускали пластинки миллионными тиражами и разбивали сердца девочек и мальчиков всего мира.

Некоторые стали стартовыми площадками для таких грандиозных исполнителей, как Джастин Тимберлейк (’N Sync). Иконическая Бейонсе, оказывается, начинала в подростковой группе Destiny’s Child. Ферджи была звездой Wild Orchid до The Black Eyed Peas. Pink мужественно карабкалась на музыкальный Олимп в так и не ставшей популярной Choice. Ослепительная Джей Ло подрабатывала танцовщицей в Fly Girl, а затмившая всех номинантов на последнем «Оскаре» Джада Пинкетт Смит была ведущей вокалисткой Wicked Wisdom.

Уитни Хьюстон. Фото: legion-media.ru

Между тем, некто Гарт Брукс оттачивал мастерство на кантри-балладах, чтобы в итоге стать самым успешным исполнителем в истории популярной музыки.

На этих людей вполне себе надежно опирается американская музыкальная индустрия XXI столетия. А все вспыхнувшие в нулевых-десятых светила вроде Рианны, Кэти Перри, Ланы Дель Рей, Селены Гомес, канадца The Weeknd, Арианы Гранде и других не нуждаются в представлениях: пресса скрупулезно отслеживает каждый их шаг, да и сами они радуют откровениями своих подписчиков в социальных сетях.

Британия

Английская музыкальная культура развивалась параллельно с американской и осваивала примерно те же стили, привнося в них неповторимую британскую индивидуальность. Например, кумир музыкального сообщества 60-х, группа Beatles, подарила рок-н-роллу стиль Beat music, который до сих пор диктует каноны для композиторов всего мира. В это же время начала концертную деятельность «королева рок-н-ролла» Тина Тернер.

Английский рок 70-х был настолько импульсивным и обвиняющим, что, пожалуй, не подойдет для этой подборки. Хотя два великих представителя глэм-рока — Дэвид Боуи и Фредди Меркьюри — периодически излучали оптимизм и космический дзен.

Бой Джордж. Фото: legion-media.ru

Самостоятельную певческую карьеру в это время начал Элтон Джон. Целая плеяда вокалистов, пришедшая на смену экспрессивным рокерам с их рваными ритмами, покинула энергичные группы 80-х. Например, Стинг расстался с панк-рокерской The Police, плавный андрогин Бой Джордж вступил в большой мир из пост-панковской Bow Wow Wow, а великий Джордж Майкл понял, что перерос репертуар дуэта Wham!.

Брит-поп возник в 90-х как протест против экспансии американской музыки, в частности, гранжа. И пока за первенство сражались два главных титана — скандалисты из Oasis и очкарики-интеллектуалы из Blur, — сладкоголосые бойз- и герлз-бэнды, подражающие заокеанским конкурентам, агрессивно-чувственно завоевывали сердца разомлевшей публики. Take That (с будущим «Фрэнком Синатрой XXI века» Робби Уильямсом), 5ive, ирландские Westlife и Boyzone соревновались за внимание фанатов с All Saints, Spice Girls, Atomic Kitten и Sugarbabes, состоящими из девушек.

Большинство из этих вокалистов благополучно продолжили карьеру и в следующем тысячелетии. Из молодых британских певцов можно отметить относительно оптимистичного Тома Оделла, улыбающегося Эда Ширана, всех экс-участников группы One Direction (особенно Гарри Стайлза и Зейна Малика), Адель, Риту Ору и группу Little Mix.

Эд Ширан. Фото: legion-media.ru

Самыми успешными англоязычными исполнителями из других стран были группы ABBA, Roxette, Ace of Base и Secret Service (Швеция); Boney M, Modern Talking, Scooter и Arabesque (ФРГ), Демис Руссос (Греция), t.A.T.u. и «Бурановские бабушки» (Россия).

Однако и песни на других языках периодически завоевывали мировую популярность.

Итальянский сегмент

В 80-х весь Советский Союз отплясывал под зажигательные итальянские мелодии: Пупо, Рикардо Фольи, Адриано Челентано, Тото Кутуньо, Аль Бано и Ромина Пауэр, Ricchi e Poveri стали кумирами молодежи десятилетия. Сегодня их сменили Эрос Рамаззотти, Лаура Паузини, Бьяджо Антоначчи, а из молодых — Måneskin, Aka 7even, Эмма Марроне и мольто романтико Ultimo.

Испаноязычный сегмент

Из испаноязычных исполнителей на ум приходят прежде всего отец и сын Иглесиасы, которые самовыражаются не только на испанском, Рики Мартин и Пабло Альборан. Антонио Бандерас отлично поет на родном языке в фильмах и на концертах. Неутомимая Шакира также периодически дает концерты на испанском. А песня Despacito пуэрториканского музыканта Луиса Фонси и вокалиста Дэдди Янки стала одной из самых популярных на YouTube с 7,8 миллиардами просмотров.

И коли речь зашла о лидерах, то в числе первых остается южнокорейская Gangnam Style от PSY (4,3 млрд просмотров). А самое большое количество фанатов завоевало видео Baby Shark Dance от PINKFONG — на сегодняшний день с ними изобразили акулью семейку 10 миллиардов раз.

Франкоязычный сегмент

Нельзя обойти стороной и франкоязычную музыкальную культуру. Золотое созвездие Дассен — Далида — Азнавур сменили не менее талантливые вокалисты. Это Патрисия Каас, Zaz, Патрик Фьори, Витаа, Эмма Петерс, Кристоф Маэ, канадская певица Coeur de Pirate, Zoé из Австрии плюс бельгийские любимцы россиян: Лара Фабиан, Анжель и тревожный Stromae.

Из хитов на малопопулярных языках вспомнился Ha fa na na от исполнителя из Мозамбика Африка Симона на языке тсонга, Şıkıdım на турецком в исполнении Таркана и Dragosta din Tei на румынском от молдавской группы O-ZONE.

Российский сегмент

Какой россиянин не любит похандрить и послушать что-то протяжное и выбивающее слезу.

И все же мы отобрали песни со времен СССР и до наших дней, призывающие встряхнуться, выйти из сумрака и поверить, что все будет хорошо.