Звоните Петрову: рецензия на фильм «Кракен»
В Северном Ледовитом океане, недалеко от котловины Нансена, терпит бедствие подводный крейсер «Атаман Ермак». На его борту — новейшее сверхсекретное оружие, до которого ни в коем разе не должны дотянуться щупальца врага. На поиски пропавшей субмарины отправляется подлодка специального назначения «Заполярье». Ее командир, капитан второго ранга Виктор Воронин (Александр Петров), узнает о целях миссии только после выхода в море. Его команде, во-первых, нужно уничтожить ядерный арсенал «Ермака» и, во-вторых, спасти выживших членов экипажа, которым командует — вот ведь сюрприз! — родной брат Воронина, Александр (Виктор Добронравов).
Однако сюрпризы на этом не заканчиваются: вскоре дно океана начинает «шевелиться», и на поверхность всплывает чудовище из древних мифов — титанических размеров Кракен, способный разрубить пополам любую подлодку.
Впервые о намерении снять кино про гигантского моллюска студия Никиты Михалкова «ТриТэ» заявила еще в 2021-м году. Тогда Кракен должен был всплывать из морских глубин во времена Холодной войны недалеко от Америки, и отбиваться от него российские подводники собирались совместно с американцами. Режиссером в тот раз назначили Алексея Сидорова («Бригада», «Т-34», «Бой с тенью»). Однако время существенно подкорректировало сюжет, и события было решено перенести поближе к российским территориям и в наше время. А постановщиком стал Николай Лебедев.
В мировом кино чудовища вроде Кракена всплывают из морских пучин с завидным постоянством. Иногда это высокобюджетные картины о монстрах как «Годзилла». Чаще — одноразовые фильмы-катастрофы, например, «Мег. Монстр глубины». Продюсеров «ТриТэ» второй вариант не устраивал, они задумали ленту-событие. Однако для таких проектов нужны не только большие деньги: оригинальность сеттинга и сюжета важна не меньше. И вот с этим у «Кракена» большие проблемы.

С экшеном и графикой все здорово: норвежская нефтяная платформа под ударами мощных щупалец красиво улетает в тартарары, в ракетном отсеке бушует пламя, а сам Кракен выглядит словно ожившее доисторическое зло. В общем, страшно, эффектно и убедительно. Но погружения в историю достичь не удается, потому что вместо сюжета здесь — кладбище шаблонов и штампов, а вместо хоть сколько-нибудь живых людей — персонажи-функции. Любой поворот заранее предсказуем: на пятой минуте зритель уже понимает, что с героями случится через час.
К тому же им не хватает яркости и проработки. За что старший брат всю жизнь ненавидел младшего? Почему контр-адмирал Ольшанский (Алексей Гуськов), дослужившийся до заместителя командующего Северным флотом, ведет себя на мостике как профнепригодный курсант мореходки? Ответов нет. Персонажам отчаянно недостает бэкграунда, в том числе и Кракену: он самым банальным образом просыпается от взрыва — и все! Слишком мало, чтобы удержать зрительское внимание. Все-таки это не Гильермо дель Торо и не «Тихоокеанский рубеж».

Также в фильме много несостыковок. Иностранец откуда-то знает, как управлять сверхсекретным российским батискафом. Люди, просидевшие на льдине как минимум сутки на арктическом ветру, даже не обморожены – подобных эпизодов набирается достаточно, чтобы спрашивать с создателей.
Впрочем, искать оригинальность и логику в фильмах про монстров — задача неблагодарная. Проблема в том, что «Кракен» пытается быть чем-то большим, чем одноразовая жанровая безделица. И он терпит фиаско, потому что главные козырные карты фильма — компьютерная графика и органика Александра Петрова. Однако насмотренного зрителя такими козырями вряд ли удивишь.
Оценка Time Out: 6 из 10