Александр Абаза “Арт-репортажи”
О выставке
Истории, втиснутые в геометрические формы.
Начинавший карьеру фотографа в оттепельных 1960-х в относительно либеральной Латвии, Абаза нашел истину в недавно еще запретном конструктивизме.
Удивительно, но его чистейшей воды формализм оказался востребован в самом малоподходящем месте — в ежедневной общественно-политической прессе. Сначала в «Культуре», а затем в «Комсомольской правде».
Прикрываясь пафосом социалистического строительства, фотохудожник исследовал исключительно игру света и тени в жестком, не природой, а человеком созданном мире прямых углов и перекрещивающихся линий.
Подобно Александру Родченко, ответившему соцреализму чистейшим формалистическим издевательством — репортажем, где в главных ролях выступали конструктивная логика и ее нарушения, Абаза не занимался подтасовками и постановками. Он просто смотрел на окружающую действительность с такого расстояния, что становилась она чистой, четкой, полупрозрачной.