Двенадцать виолончелистов Берлинской филармонии
О мероприятии
Московская филармония представляет концерт единственного в своем роде ансамбля – 12 виолончелистов Берлинской филармонии.
Идея создания ансамбля из 12 виолончелей, на первый взгляд, должна была родиться у предприимчивого специалиста по PR-технологиям образца 2000 года. Однако в действительности все выглядит по-другому: с истинно немецкой гордостью 12 виолончелистов Берлинского филармонического оркестра объясняют, что ведут историю своего ансамбля с 1972 года и в коллективе за это время сменилось несколько поколений музыкантов.
Первоначальным импульсом для того, чтобы обособить группу виолончелей в симфоническом оркестре, была мечта легендарного виолончелиста Пабло Казальса создать оркестр виолончелей. Мечта, впрочем, даже коллегам Казальса казалась утопией: с таким же успехом можно грезить об оркестре тромбонов или альтов. Однако в 1920 году, зная о превосходном составе виолончельной группы Берлинской филармонии, известный педагог и исполнитель Юлиус Кленгель написал небольшую пьесу «Гимн» для 12 виолончелей и презентовал ее в качестве подарка на 65-летие своему другу, дирижеру Артуру Никишу. Полвека спустя виолончелисты оркестра, находясь, как любят выражаться профессора консерваторий, «в беспрестанном творческом поиске», начали давать камерные концерты в Берлине, для которых собственноручно или с помощью разных композиторов делали аранжировки популярных произведений. Но аппетит, как известно, приходит во время еды — постепенно современные авторы начали создавать для ансамбля новые композиции. Количество поклонников увеличивалось с каждым концертом, и развлечение «в своем кругу» превратилось для берлинских виолончелистов в потребность, а вскоре — в успешный бизнес.
Конечно, с точки зрения высоколобых экспертов от музыки «12 виолончелистов» в профессиональных кругах проходят исключительно по ведомству «легкой музыки», или — в английском языке есть более точное выражение — easy listening. Но отличие бравой дюжины виолончелистов от других музыкантов, трудящихся на этой сомнительной ниве, состоит в том, что их основное время занимает работа в одном из лучших симфонических оркестров мира. Соответственно, кому как не им можно поразвлечься на досуге. А развлекаться они умеют: помимо искрометных программ, включающих наряду с классическими шлягерами мелодии из бродвейских мюзиклов, обработки рок-композиций и джазовых стандартов, они тешат себя и других имиджем «больших детей»: артистов мирового уровня, воспринимающих славу с большой долей юмора.
Себя самих они отождествляют с диснеевскими гномами, раздав друг другу клички: Философ, Комик, Чувствительный, Волшебник, Бизнесмен, Менеджер, Швейцарец, Берлинец и т. д. Пишут на официальном сайте «12 виолончелистов» о своих странствиях путевые заметки, охотно посвящая читателя во все неурядицы кочевой жизни, с задержками самолетов, пропавшим багажом, исчезнувшими нотами, тупыми промоутерами и т. д. Если присмотреться внимательнее, то вся эта непосредственность, конечно же, тоже хорошо продумана и просчитана на годы вперед. Но покуда претензий к качеству игры и ансамблевой слаженности нет — весь мир наслаждается бархатным звуком 12 роскошных инструментов. В Москву берлинские музыканты привозят одну из самых ударных программ — подборку узнаваемых музыкальных фрагментов из фильмов от «Касабланки» до «Основного инстинкта». И пока музыка воскрешает в памяти кадры застывших в поцелуе Ингрид Бергман и Хамфри Богарта, слушателю можно задаться вопросом: а так ли необходим этим потрясающим виртуозам какой-то оркестр и что этот самый оркестр делает в отсутствие всей своей виолончельной группы? Если популярность «12 виолончелистов» будет расти с такой космической скоростью, то композиторам будущего понадобится умение конструировать свои оркестровые партитуры без учета такого инструмента, как виолончель…
12 виолончелистов Берлинской филармонии Э. Пьяцолла, Э. Вила-Лобос, Н. Рота, Э. Морриконе, Э. Пресли, Д. Голдсмит, Дж. Уильямс, Ч. Гранда.