Весенняя лихорадка
- Режиссер/Постановщик
- Александр Марин
О спектакле
Эксцентрическая комедия по пьесе Ноэла Коуарда с Ольгой Яковлевой в главной роли.
Поставить пьесу Кауарда «Сенная лихорадка» можно только в одном случае: если в театре есть актриса на роль театральной премьерши Джудит Блисс.
Точнее, бывшей премьерши, которая удалилась на покой и забралась в деревенскую глушь, но не способна просто отдыхать и наслаждаться жизнью. Она по-прежнему ежедневно разыгрывает спектакли, а домашние — муж-писатель, сын-художник и дочь, уставшая от материнских представлений, — ее партнеры. Чтобы разнообразить состав своей «труппы», каждый частенько приглашает на уикенд гостей.
В спектакле МХТ им. Чехова такая актриса есть. Это Ольга Яковлева — муза Анатолия Эфроса. Кому как не ей знать, что для актрисы запах душных театральных кулис порой важнее глотка свежего воздуха. Джудит-Яковлева немолода, эгоистична и вздорна, но она настолько обаятельна, что способна расшевелить любого мужчину, оказавшегося рядом. Даже поклонник дочери — флегматичный дипломат Ричард (Валерий Трошин) — вдруг загорается и пляшет вместе с Джудит отвязный экзотический танец. Актриса не играть уже не может. «Театральный вирус» бродит в ее крови, как аллергия или сенная лихорадка. Но эта лихорадка и есть ее жизнь. Может быть, поэтому спектакль изменил название и стал «Весенней лихорадкой». Понять бывшую премьершу и оценить ее игру может только верная служанка Клара (в блистательном исполнении Ольги Барнет), работавшая в театре ее костюмершей. Грубоватая, высказывающая свое мнение, даже если ее не просят, но при этом относящаяся к своей госпоже с искренней нежностью. Ольга Яковлева, Ольга Барнет и Валерий Трошин задают тон спектакля, играя точно по законам жанра. Иронично, с легким отстранением, не загружая зрителей психологическими подробностями и в то же время не щадя своих героев. Театральная молодежь учится у них непривычным правилам театральной игры.
Перед режиссером Александром Мариным стояла непростая задача: избежать пошлого комикования, помочь актерам и сделать спектакль смешным и занимательным. Он сумел обойти все подводные камни: перенес действие в 70-е годы (что дает повод для серии безотказных гэгов), добился отменной сыгранности актерского ансамбля и вызывающего смех сочетания бесконечного «театра в театре» одних героев и естественности других. Заметно, что «Весенная лихорадка» доставляет удовольствие не только зрителям, но и ее участникам.